ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


ЛЮБОВЬЮ К БЛИЖНЕМУ

«Сердце царя в руке Господа»

...На доске объявлений перед храмом – фотография Царственных мучеников и крупными буквами краткое жизнеописание Государя. «...Всходя на престол, – читаю в объявлении, – Николай принял священное Таинство миропомазания. После принятия этого таинства Царь делается выразителем промысла Божия. Через Царя народом управляет сам Бог. «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направит его» (Притч. 21, 1)...»

В самом Никольском храме среди множества старинных икон – несколько благодатных образов Феодоровской Божией Матери. Как известно, этой иконой был благословлен на царство Михаил Федорович – первый из династии Романовых. Это знаменательное событие произошло в Костроме. С тех пор эта святая икона – покровительница всего древнего Костромского края. И моя командировка на этот раз – в Шарью, небольшой городок в восточной оконечности Костромской области.

Здесь, в трапезной Никольского храма, впервые я увидел большой плакат, выпущенный еще к 300-летию царствующего Дома Романовых, – на нем изображения всех русских государей из рода Романовых, начиная от Михаила Федоровича и кончая Николаем II. Плакат сохранился в таком отличном состоянии, словно только что из типографии. Его как дорогую святыню 100 лет хранила одна благочестивая семья, передавая из рук отцов детям. Плакат принесли в храм, когда он открылся. Здесь для него сделали рамку и поместили под стекло.


Отец Димитрий

– Отец Дмитрий, откуда у вас такое почитание Царя? – спросил я настоятеля.

– У меня день рождения в один день с Царем Николаем, – отвечает священник. – Он родился в день Иова Многострадального, и я тоже. Я всегда преклонялся перед его служением Отечеству, его глубокой преданностью Богу и вере. Он ведь и жизнь добровольно положил ради спасения нашего православного Отечества.

Раньше отец Дмитрий Степанов служил диаконом, а затем священником в кафедральном соборе Костромы, где пребывает икона Феодоровской Божией Матери. Там был свидетелем множества чудес от образа, одно из которых особенно глубоко запало в душу. Вот что он рассказывает: «Было это накануне дня памяти Царственных мучеников 17 июля, еще до прославления Царя-мученика в лике святых. Выпала моя очередь служить. Вдруг в храме послышался шум, за несколько минут он весь наполнился народом с хоругвями и иконами. Это пришел крестный ход из Иваново. Они пришли с иконой убиенного Императора Николая II, обычной литографией в рамке, чтобы приложить ее к чудотворной иконе Феодоровской Божией Матери. Как только обе иконы соприкоснулись, тотчас по стеклу иконы Николая II потекли семь ручьев мира. И вокруг стало распространяться необыкновенное благоухание. Свидетелями этого чуда стали все присутствующие в храме».

История храма

Перед самой революцией в Шарье был построен красивейший деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца. Но просуществовал он недолго, чуть больше десяти лет. В конце двадцатых годов церковь была закрыта и переоборудована под клуб. О том, с какими чувствами делали это местные жители, ясно из того, как это происходило.

– Власти решили приурочить открытие клуба к празднику Пасхи, чтобы в пасхальную ночь показать кощунственный спектакль-пародию на Таинство богослужения, – рассказывает батюшка. – На месте алтаря решили построить деревянный помост. К этой работе привлекли четырех плотников. И вот один из них потом вспоминал, что, когда они на Страстную пятницу делали сцену, внутри закрытого храма вдруг подул ветер, и ровно в 12 часов ночи запели «Иже Херувимы», хотя в церкви никого не было. Плотники перепугались и убежали из храма. Доделывали сцену уже на следующий день.

– Спектакль в пасхальную ночь разыграли две местные активистки-учительницы, – продолжает о.Дмитрий. – Одна нарядилась священником, а другая – дьяконом. Перед собравшимися они стали изображать кощунственную пародию на священнослужение, потешаясь от души. Когда «представление» закончилось, «артистки» пошли переодеваться. А переодевались они через дорогу в здании напротив. Но из храма-то они вышли, а до того здания не дошли. Обеих потом долго не могли найти. Как оказалось, обе лишились рассудка и, едва выйдя из храма, погоняемые какой-то бесовской силой, побежали среди ночи прочь. Одну потом видели в нескольких километрах от Шарьи – она так скакала по железной дороге, что у нее только пятки мелькали. В бесчувственном состоянии ее нашли лежащей посреди железнодорожного полотна на пустыре, на 56-м разъезде. Сейчас там п.Варакинский. Тут же вызвали врача – он-то и засвидетельствовал помешательство рассудка и направил ее в психбольницу села Никольское.

Вторую «артистку» тоже дожидалась психиатрическая лечебница, только искали ее еще несколько дней. Случайно обнаружили женщину за десятки километров в Федотовском лесу. Она сидела на высоком пне и истерично хохотала. Как она туда забралась, никому не известно. Чтобы снять ее, пришлось вызвать милицию с лестницей. С обнаруживших «артисток» людей была взята подписка, чтобы они хранили все увиденное в тайне. Но все-таки Господь открыл всю правду о кощунственном спектакле: очевидцы оставили подробнейшие воспоминания, которые дошли до нас.

Переделанная под клуб, церковь эта потом сгорела. На ее месте было построено новое здание клуба. И именно в этом здании в 1991 году открылся первый храм в Шарье. Правда, четыре года назад он тоже сгорел. Случилось это при обстоятельствах темных, на Татьянин день. Как потом рассказал один прихожанин, это был воскресный день. Верующие и именинницы пришли на праздник, чтобы исповедоваться, причаститься. Увидев такую печальную картину, многие стояли на коленях и плакали. Ничего не смогли спасти.

Страшным потрясением это стало не только для прихожан, но и для тогдашнего настоятеля о.Алексея, который вскоре после пожара уехал отсюда на Кубань. Вместе со своим братом о.Андреем незадолго до этого они были направлены на приход в Шарью. Поскольку в городке было очень много сектантов, они решили создать антисектантский центр. Сначала им и их детям угрожали физической расправой, подбрасывали записки, чтобы они убирались. Неоднократно распинали кошку на дверях храма, переворачивали кресты. А потом храм подожгли.

После пожара верующие стали ходить в церковный дом, который уцелел около храма, каждый день здесь прочитывали акафист Николаю Чудотворцу. По молитвам прихожан вскоре общине выделили помещение разорившегося банка. И уже вместе с приехавшим в Шарью о.Дмитрием в этом помещении была оборудована церковь, и стал создаваться тот крепкий приход, который существует теперь.

«Сейчас у нас готов проект новой церкви, – говорит о.Дмитрий. – В этом году мы хотим начать строительство нового храма на его историческом месте».

По молитвам о.Николая Гурьянова

Привело сюда молодого батюшку (ему всего 27 лет), можно сказать, благословение отца Николая Гурьянова с острова Залит. В жизни о.Дмитрия этот удивительный подвижник нашего времени принял большое участие. Ниже я привожу рассказ о.Дмитрия так, как его услышал:

«Когда я был иподьяконом у владыки Костромского Александра, он взял меня в путешествие на о. Залит, где спасался для меня еще тогда неизвестный старец Николай. Перед поездкой владыка сказал мне, что это старец – настоящий. Мне было в то время 20 лет, и нужно было решать, как жить дальше: поступать ли в семинарию, а если поступать, то в какую? И вообще нужно было определиться, готовиться ли мне к монашеской жизни, или стать семейным. Какая на это воля Божия?

С большими искушениями мы добирались до острова. Озеро волновалось, мы усердно молились. Особенно владыке досталось. Он поплыл с рыбаками впереди на обыкновенной моторной лодке. Волны были такими сильными, что захлестывали лодку. Даже рыбаки перепугались, что они могут утонуть. Владыка потом говорил, что они очень усердно молились, помянули всех святых и даже отслужили молебен. На острове я впервые в своей жизни встретил такого замечательного человека Божия. В поездке много рассказывали о старце разных необыкновенных историй, но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я воочию увидел перед собой святого человека, который пронизывает всего тебя духовным взором.

И вот все стали подходить к старцу под благословение, спрашивать о самом сокровенном. Подошла моя очередь взять благословение и испросить совета. Я задал вопрос о семинарии, что не знаю, мол, куда поступать. И он твердо определил мой путь, сказав, что надо поступать в семинарию в Питер, и благословил меня на это, оградив широким крестным знамением. Я только открыл рот, чтобы задать второй вопрос, как он меня перебил: «И больше меня ни о чем не спрашивай. А там будет все хорошо».

Не передать словами, какую после этих слов я ощутил радость, какую духовную полноту и какое-то удивительное душевное спокойствие! Я начал серьезно готовиться к поступлению в семинарию. Сдав экзамены, стал искать себя в списках учащихся за первый класс и... не нашел. А как же благословение?.. И вдруг слышу из-за спины: «Дмитрий, ты знаешь, что с нами учишься?» Оглянулся, а это знакомый паренек из второго класса семинарии. «Да ну тебя с такими шутками!» – отмахиваюсь. Но он не шутил. По молитвам о.Николая и по результатам экзаменов меня зачислили сразу во второй класс семинарии. А после окончания второго класса перевели в четвертый. Получается, что за два года я закончил весь курс Санкт-Петербургской духовной семинарии. Потом через собеседование поступил в Санкт-Петербургскую академию и на первом курсе встретил там свою матушку Ольгу...»

Второе благословение

«...Сейчас я понимаю, что и познакомились мы, и обвенчались с Ольгой тоже благодаря молитвам батюшки Николая. Когда я в первый раз увиделся с будущей супругой, она рассказала о себе, что живет в Псковской области и что у них там есть такой удивительный старец – и показывает фотографию, где она рядом с о.Николаем.

Вся ее жизнь, как оказалось, была переплетена с духовным наставничеством о.Николая. Еще до ее рождения мама ездила к старцу за духовным окормлением. В детстве не раз с мамой бывала у старца, а когда выросла, сама стала его духовной дочерью. По его благословению поступила в Питер в семинарию на регентское отделение. Ольга рассказала, как о.Николай предрек ей дальнейшую жизнь. Когда девушке было 18 лет, он сказал ей, что в 25 лет она станет матушкой.

На следующий день я показал Ольге свою фотографию, где мы с батюшкой. Так, чудесным образом, мы поняли, что Господь соединяет нас вместе. Мы стали встречаться. Когда я рассказал маме – самому близкому и дорогому моему сердцу человеку – об Ольге, о том, что мы хотели бы связать свою судьбу, она очень удивилась. Она, видимо, думала, что Господь уготовил мне монашеский путь. Сказала: «Ну что ж, если есть на то воля Божия, то все у вас получится. Только надо как-то узнать волю Божию». – «Разве лишь, – говорю, – у о.Николая спросить. Мы, может быть, к нему съездим».

Владыка тоже желал бы видеть меня монахом и своим помощником, чтобы я полностью посвятил свою жизнь служению Церкви. Я же, сказать правду, не считаю себя достойным этого великого служения. Это мое личное мнение. Когда на праздник Феодоровской Божией Матери я приехал в Кострому в собор, владыка меня спросил между прочим: «Ну как, не собираешься жениться? Не нашел еще спутницу жизни?» – «Нашел», – отвечаю. «Как, серьезно?» – не поверил владыка. – «Да, серьезно». Для него это было неожиданностью. Когда мой папа умер после тяжелой болезни, владыка стал мне не только духовным отцом, но и заменил родного отца. А получилось так, что я не оправдал его надежд.

И судьба наша, действительно, решилась, когда мы с Ольгой через некоторое время отправились к о.Николаю. Это по-человечески произошло случайно, но, оглядываясь назад, мы видим, что все это было промыслительно. Закончив семинарию, она была регентом в петербургском храме Георгия Победоносца на Средней Рогатке. И вот они собирали певческий коллектив, чтобы съездить к о.Николаю, прославить Господа после Пасхи, попеть ему пасхальные песнопения, как это традиционно делали. И у них не хватало одного голоса: баса или баритона. Почему-то решили взять меня. Почему они выбрали именно меня, они и сами не знали. Видимо, воля Божия на это была.

И вот мы вместе с Ольгой на острове. И там тоже все произошло удивительным образом. Все ждали о.Николая, а он приболел и долго не открывал двери дома. Мы вынуждены были пойти погреться у рабы Божией Валентины, которая помогала батюшке в ремонте. Долго там сидели, грелись. И мы с Ольгой решили прогуляться до батюшки. Подумали: «А вдруг он откроет там дверку, а мы тут сидим, чай пьем, отдыхаем». Дошли до храма, помолились. Потом подошли к домику о.Николая. Вдруг дверки открываются – и видим: перед нами стоит о.Николай и говорит: «Знаю, знаю, зачем вы пришли (а мы еще и рот не успели открыть). Венчаться хотите?! С Богом! С Богом! С Богом!» И трижды благословил нас. Еще что-то сказал, но это уже не запомнилось. Главное – благословил, и мы уже как на крыльях летели. Этот момент мы навсегда запомним, он был решающим в создании нашей семьи.

И вот я привез Ольгу в Кострому знакомиться с мамой, братьями, сестрами, близкими людьми. Но вначале мы хотели попасть к владыке, в первую очередь испросить его благословения. Но владыка в тот момент был в отъезде. После того, как я Ольгу со всеми родными перезнакомил, она погостила у нас, я поехал провожать ее в Москву. Пока дожидались поезда, решили съездить в Троице-Сергиеву лавру. В Лавре помолились, приложились к мощам преподобного. И уже перед самым отправлением электрички в Москву сидим на скамеечке напротив академии, где аллея тихая, спокойная, никто не ходит. Покушали просфорки, водички святой попили... Вдруг вижу: владыка Александр, а рядом с ним – мой младший брат, он с 10 лет иподьяконом у владыки служит. Говорю Ольге: «Ой, смотри, владыка идет!» – «Ну да! – не поверила она. – Откуда он здесь?» – «Да я сам не знаю, смотри, вон идет».

Мы встали, увидев нас, владыка удивился: «А вы что здесь делаете?» Мне ничего не оставалось, как сказать: «Вас ждем». – «Как меня ждете?» – не понял он. – «Благословение взять». Он немножко опешил от такого поворота событий, смутился, стоит в недоумении. Посмотрел на нас и говорит: «Как вы похожи! Бог вас благословит». И благословил. Может быть, он не очень-то был готов к такому решению, но Господь, видимо, так вот устроил все. И когда совершилось Таинство брака, а службу вел сам владыка, для нашей маленькой семьи это было чудом. Мы постоянно за это благодарим Господа и всех, кто принял участие в нашем счастье.

Но участие о.Николая в наших судьбах на этом не завершилось...

Будет сын, назовите Серафимом


Маленький Серафим

Отец Николай вымолил нам и нашего сына Серафима. Мы ждали ребеночка и очень хотели его, но у нас долгое время не было детей. Тогда решили съездить к о.Николаю, испросить его святых молитв. «Хотя, – думаем, – это, может, не такая уважительная причина, чтобы беспокоить старца». Мы тогда жили в Питере на квартире у знакомых. И вот звонит владыка и сообщает: «Готовься, у тебя на Крещение будет хиротония».

Я понял, что теперь мне нужно обязательно ехать к о.Николаю, чтобы он за меня помолился в такой ответственный момент. И вот, когда мы к нему приехали, он нас благословил, помолился и сказал: «Будет у вас сын, назовете его Серафимом». Такое вот дал нам благословение. Это была последняя встреча с ним в нашей жизни.

– А почему он благословил назвать сына Серафимом? – спрашиваю у батюшки.

– Мне трудно сказать за о.Николая, почему у него такое желание, чтобы было побольше Серафимов. Не только нам он давал такое благословение – назвать сына в честь Серафима Саровского. Видимо, он особо почитал преподобного.

– Я знаю случай, когда не назвали рожденного по молитвам о.Николая сына Серафимом, как он благословил, и ребенок у них болел. И только когда родители раскаялись в этом непослушании и второго своего сына все-таки назвали Серафимом, ребеночек перестал болеть.

– Мы относимся к о.Николаю с почтением и благоговением. Для нас его благословение – как воля Божия. И с радостью назвали своего сына Серафимом. Этот факт даже был отмечен в нашей местной газете – имя сына было выделено в ряду самых редких имен. У нас папа очень любил преподобного Серафима, вся наша семья его тоже очень почитает. Еще перед нашим переездом в Шарью мы с Ольгой ездили в Дивеево, купались в источнике Серафима Саровского. Конечно, это дивный помощник, молитвенник за нас. Серафим – хорошее имя, и оно мне очень нравится.

Цветная фотография старца Николая постоянно стоит на рабочем столе батюшки. Действительно, стоит посмотреть на эту фотографию, чтобы убедиться в том, что в старости о.Николай был уже неземным человеком. Он только телом находился на земле, а духом пребывал уже в небесных обителях. От фотографического изображения старца создается такое ощущение, словно он живой и постоянно присутствует в их доме.

Победить любовью

Сейчас у батюшки с матушкой уже двое детей. Кроме трехлетнего Серафима, есть еще годовалая Рита. Вся жизнь детей проходит рядом с родителями в храме и возле него, и, конечно, Господь посылает на их детские головки Свою благодать. Маленький Серафимушка уже пытается прислуживать батюшке в алтаре, выходит на амвон со свечей. Когда папа возглашает: «Христос воскресе!» (а о.Дмитрий очень любит обращаться как можно чаще ко всем с пасхальным приветствием) – Серафимка громче всех в храме кричит: «Воистину воскресе!» – «Пламенный!» – каждый раз, улыбаясь, замечает о.Дмитрий. Действительно, сынишка растет неугомонный, постоянно чего-то мастерит, носится то с молотком, то еще с каким-нибудь инструментом. Дивные дети. Поселил меня священник на время командировки в своем доме, и я мог видеть, как ежедневно, отправляясь ко сну, дети подходят к отцу, и о.Дмитрий благословляет их крестным знамением, целуя в головку. Видимо, так же благословлял в детстве батюшку его отец, ограждая крепкий сон от всевозможных искушений.


Братья Степановы. Крайний слева - о.Димитрий,
в центре - владыка Тихон

В отличие от большинства современных христиан и священников, пришедших к Богу в зрелом возрасте, о.Дмитрий с самого рождения был приобщен к церковной жизни, поскольку воспитывался в семье священнослужителя. Его отец последние три года перед кончиной служил в Костроме на месте явления иконы Феодоровской Божией Матери – в храме Спаса-на-Запрудне – и был похоронен около алтаря этой церкви. Когда он умер, Дмитрию было 15 лет. Всего в их семье восемь детей: шестеро братьев и две сестры. Старшая сестра вышла замуж за теперешнего настоятеля храма Спаса-на-Запрудне о.Петра. Сестра Надежда и младший брат – дьякон Иоанн – живут с матерью в Костроме. Все остальные братья стали священнослужителями. Один – епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Другой – протоиерей Петр – по направлению РПЦ служит в Германии. Третий брат – протоиерей о.Сергий – ключарь Богоявленского кафедрального собора г.Костромы. Иеромонах Серафим – настоятель храма Феодоровской Божией Матери в г.Архангельске.

С 13 лет Дмитрий стал служить иподьяконом у владыки Александра Костромского и Галичского. Вместе с ним объездил весь мир: побывал на Святой земле в Иерусалиме, сослужил владыке в храме Гроба Господня и храме Рождества Христова в Вифлееме. Несколько раз был в Америке, Греции, Германии. Про это время батюшка говорит: «Господь дал мне возможность увидеть множество православных святынь, напитаться благодатью, чтобы эту благодать я теперь мог передавать людям».

На приходе

Духовную академию о.Дмитрий заканчивал заочно, поскольку владыка назначил его на приход в Шарье, а потом, несмотря на молодость, сделал благочинным. Как ни отказывался о.Дмитрий от этого поручения, ссылаясь на свою молодость, владыка был неумолим. А благочиние большое, состоит из двух церковных округов. Только активных приходов четырнадцать.

После пожара создавать и обустраивать все пришлось, что называется, с чистого листа. Когда о.Дмитрий провел для меня экскурсию по помещениям храма, более всего поразила меня церковная лавка с большим количеством книг. Книги лежат на открытых стеллажах, как в библиотеке. Любой может подойти, посмотреть, потом приобрести. Ни в одной церковной лавке за время своих многочисленных поездок по Северу я не видел такого большого выбора духовной литературы, как в Никольском храме.

В просфорне горбатенькая просвирница показывает батюшке только что испеченные просфоры. Отец Дмитрий благословляет несколько просфор мне. Свечи в храме дешевые, и выбор их большой. Цена записок мне тоже показалась условной – такое понимание проблем прихожан. Ведь большинство из них – все равно малоимущие и старушки. За совершение таинств – будь то свадьба, венчание или крещение – священники денег не берут. «Да и как можно брать деньги за таинства?! – искренне недоумевает о.Дмитрий. – Ведь Господь посылает благодать бесплатно. Только бы мы верили в Него».

Спустя несколько дней в храме отмечался престольный праздник. Весь причт и гостей, приехавших из других сел, батюшка пригласил на праздничную трапезу. Была она хоть и торжественной, но без излишеств. Не было на столе ни кагора, никакого другого «церковного» вина. Поэтому, видимо, не было и застольных тостов, восхвалений мудрости настоятеля и традиционных «многолетий». Все прошло очень скромно. Для каждого человека о.Дмитрий нашел какие-то добрые слова утешения, напутствия, и все пребывали в настоящей духовной радости.

Здание воскресной школы находится недалеко от церкви в двухэтажном доме. Отношение к обучению здесь очень серьезное. Выпускники воскресной школы сдают экзамены и получают дипломы, поступают в духовные семинарии. При библиотеке есть видеосалон, где для всех желающих организуются просмотры православных фильмов. Объявления об этих просмотрах помещаются в местной газете. Издает приход и церковную газету. В том же здании расположено помещение духовной библиотеки, где среди огромного количества книг и православных периодических изданий я увидел подшивку газеты «Вера».

Все время батюшка ходит в рясе, в священническом облачении. Даже дома рясу не снимает. Когда я спросил его об этом, он ответил: «Хожу, как предписывают правила. Это я тоже считаю своеобразной проповедью. Ко мне на улице могут подойти, посоветоваться как со священником. И сектанты подходят, я им тоже разъясняю их заблуждения по поводу Православной Церкви».

Слова эти, признаюсь, меня несколько удивили. Ведь памятуя историю с поджогом храма, можно ожидать от священника совсем другого отношения к разорителям святыни. Как оказалось, некоторые сектанты уже стали активными прихожанами Никольского храма.

Рассуждает о.Дмитрий так: «Раз эти сектанты у нас есть, значит, на то есть воля Божия. Они заполняют те ниши, которые мы не можем заполнить. Через них Господь нас обличает. Нам надо каяться в своих грехах и делать то, в чем Господь обличает нас через них. И как мы можем бороться с сектантами, когда столько недостатков в нашей общине, я уже не дерзаю говорить за всю Церковь! Есть же у них положительные моменты: не курят, не пьют, не делают абортов, занимаются делами милосердия, благотворительностью. И среди них есть замечательные люди, которые искренне желают служить Господу. А многие представления о Православной Церкви у них от невежества, от незнания элементарных вещей. Моя задача – привести их в церковную ограду. Но сделать это можно только своим примером...»

Только так, через любовь, считает батюшка, и можно дойти до сердца человека.

Е.СУВОРОВ
Фото автора.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга