ВЕРТОГРАД


ОТ ССЫЛКИ К ССЫЛКЕ

Исповеднический путь архиепископа Серафима (Звездинского)

Новомученик архиепископ Серафим (Звездинский) – один из подвижников XX века, жизнь которого была тесно связана с прп.Серафимом Саровским. Одну из своих ссылок он провел в Коми. Местный священник Владимир Конев, который ныне служит в том самом селе Визинга, где жил владыка Серафим, сравнил подвиг архиерея с подвижническим делом прп.Серафима Саровского – «он также постоянно молился в лесу, а когда НКВДэшники хотели его расстрелять, то не смогли этого сделать».

Проси Серафима, он исцелит

Родился будущий владыка Серафим в Москве 7 апреля 1883 года в семье священника единоверческого Троицкого храма о. Иоанна Звездинского на шестой неделе Великого поста – в день святителя Николая. В честь Николая Чудотворца и назвали его родители. Но уже на третьем году маленький Коля остался сиротой, потеряв свою мать. С малых лет воспитывал его отец, отчего с детства Коля дневал и ночевал в храме, спал на длительных богослужениях, приобщаясь к службе. С пяти лет отец позволил ему читать во время службы Псалтырь. Любимым занятием его было брать кадильницу и кадить. Любил Коля, подражая отцу, давать всем благословение, и многие прихожане подходили и просили его чистого детского благословения.

Во время учебы в семинарии с Николаем произошел необыкновенный случай, который отразился на всей его последующей жизни. Он смертельно заболел воспалением лимфатических желез. Врачи объяснили скорбящему отцу, что при общем заражении крови никаких средств к спасению жизни его любимого сына нет. Но Господь судил иначе. К о.Иоанну часто приезжал саровский игумен, с которым у них были тесные дружеские связи. Приехав на этот раз во время болезни сына, он привез в дом изображение еще непрославленного Серафима Саровского. Отец, веря в заступничество преподобного, поднес это изображение к постели умирающего сына и сказал: «Вот, Коля, тебе истинный врач, проси его, и он исцелит тебя!»

Коля со слезами стал просить батюшку Серафима о помощи и тут же в слезах тихо заснул, хотя до этого уже два месяца не мог спать от страшной боли. Когда проснулся, то почувствовал полное выздоровление и небесную сладость во всем теле. Тотчас о случае чудесной помощи старца было послано извещение в Саров. Вскоре после этого Синод возбудил ходатайство перед Императором об открытии мощей и прославлении Серафима Саровского. В прославлении Саровского угодника о.Иоанн Звездинский принял активное участие – он составил тропарь и кондак преподобному. А сердце Николая после чудесного выздоровления вострепетало желанием отдать чудесно продленную жизнь во славу Божию и во славу угодника Божия Серафима Саровского.

Окончив Духовную семинарию одним из лучших учеников, Николай перешел в Московскую духовную академию. На третьем курсе академии он потерял своего любимого отца. В эти скорбные дни Господь послал ему отца духовного – затворника Зосимовой пустыни близ Свято-Троицкой лавры иеросхимонаха Алексия (Зосимовского). От затворнической молитвы старца сердце Николая зажглось духовным огнем, и он вместе с двоими друзьями по академии дал обет у раки Сергия Радонежского посвятить свою жизнь Богу и стать монахом. В том же году по благословению своего духовного отца 25 сентября он был пострижен ректором академии преосвященным Евдокимом в монашеский сан с именем Серафим, в честь саровского батюшки, к тому времени уже прославленного.

Затем он был отвезен в Гефсиманский скит, где семь дней провел в молитве и посте в церкви во имя Успения Божией Матери. В его душе пели ангелы, восхваляя вместе с ним Бога. Но враг сделал так, что вдруг сердце его охватили страх, тоска и уныние. Затем раздался страшный грохот: храм рухнул, провалившись вниз, иконостас с грохотом рассыпался в щепки. Но все это было лишь бесовским наваждением. Когда оно отошло, юный подвижник увидел, что все по-прежнему стоит на своих местах.

Бесы в Кремле

В 1914 году о.Серафим был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Чудова монастыря в Кремле. Чудовская братия и прихожане полюбили его как доброго наставника и утешителя. Но в августе 1918 года монастырь по приказу большевиков опустел. Отец-настоятель запечатал мощи святителя Алексия настоятельской печатью и ушел из монастыря одним из последних.

Незадолго до разорения монастыря о.Серафиму было два промыслительных видения. Одно было за ранней литургией в Благовещенском приделе, когда о.Серафим стоял у жертвенника. Он воочию увидел, как в алтарь вошел большой и сильный кабан, хрюкая и косясь на совершавшего литургию владыку Арсения и о.Серафима, и с ревом стал рыть горнее место. Второе видение ему было из окон своих покоев: черный, как бы в трико, бес лез в окно Патриаршей ризницы.

Апостольским путем

2 января в Московском епархиальном доме состоялось наречение архимандрита Серафима во епископы. В слове при наречении о.Серафим говорил о скорбном пути Иисуса Христа при восхождении на Голгофу. Когда духовные чада спросили его: «Батюшка, что вы сказали такое скорбное слово в день столь знаменательный и радостный?» – «Так скорбно и будет», – пророчески ответил о.Серафим, готовый пойти вслед за Христом и принять мученические страдания. На следующий день Патриарх Тихон на Троицком подворье рукоположил о.Серафима во епископа Дмитровского.

Пренебрегая роскошью на своей кафедре, владыка поселился в частном домике, где устроил домовой храм во имя прп.Серафима Саровского. Торжественные архиерейские службы привлекали большое количество народа. Все свое время владыка уделял своей пастве. Утром, после ранней литургии, принимал всех скорбящих и решал свои церковные дела. У владыки было свыше ста церквей в епархии и триста священников – он всем был чадолюбивым отцом.

27 ноября 1922 года Преосвященный Серафим в последний раз совершил в Дмитровском Васильевском храме торжественное богослужение. На следующий день по повестке его вызвали в Москву и заключили в тюрьму на Лубянке. Один Господь утешал святителя в глубоком подземелье. Ничего не вкушая девять дней, он укреплял свою душу и тело Святыми Таинами. Затем его перевели в Бутырку. Тело его, изъеденное вшами, покрылось струпьями. Сердце ослабело. Начались частые сердечные приступы, и из-за этого его поместили в тюремную больницу.

В Зырянский край

После пяти месяцев заключения владыке Серафиму объявили приговор: два года ссылки в Зырянский край. Многочисленная толпа провожала своего архипастыря до вокзала. Почти месяц святитель был в пути. 16 мая прибыл в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), где в то время проживал другой новомученик и столп православия – митрополит Казанский Кирилл. Повидавшись, святители утешились взаимною беседою. И вскоре владыка Серафим вместе с игуменом Чудова монастыря Филаретом и дмитровским благочинным о.Иоанном Муравьевым были высланы в с.Визинга. В многотрудном пути его сопровождали духовные чада: Анна (будущая схимонахиня Иоанна) и инокиня Клавдия. Поселили их в деревянном крестьянском доме в селении Средний Кольель, отстоящем от Визинги на два километра. Добрый хозяин Афанасий Семенович с женой Агафьей и сынишкой Федей вначале со страхом смотрели на ссыльных, думая, что они настоящие преступники, но, узнав их поближе, всячески старались выразить уважение и любовь к архипастырю.

Чудный молитвенник владыка Серафим ежедневно совершал все богослужения дневного круга. С утра – правило к литургии, затем служил литургию в своем домике, в котором сделал домовой храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», читал Священное Писание, прочитывая четыре Евангелия за неделю.

Местные жители полюбили благодатные службы владыки. Совершал он по праздникам и соборные богослужения, на которых ему сослужили все сосланные священнослужители-тихоновцы. Вскоре ссыльная семья священнослужителей прибавилась еще троими батюшками: протоиереем о.Петром Башеновым – настоятелем Тульского собора, о.Николаем и о.Сергием из Симбирской области, и, таким образом, в скромной домовой церкви владыки в небольшом коми селении ссыльному архиерею сослужили четыре заслуженных протоиерея, игумен и священник. Настоятель визингской церкви о.Стефан Куратов тогда принадлежал к живоцерковникам, но благодаря непререкаемому авторитету владыки, по его непосредственной просьбе он отказался от своих заблуждений и возвратился в лоно Истинного Православия. В летнее время владыка уединялся в лес на дневное молитвенное правило. Здесь у него была своя пустынька – круглый холмик в виде кафедры. Духовные чада выложили на нем камушками бордюр с надписью по-гречески «Исполла эти деспота». На Марию Магдалину в лес пришла вся ссыльная семья, чтобы помолиться соборно вместе с владыкой. Владыка выбрал место на краю холма. «Знай, – пророчески сказал он своей духовной дочери, – здесь будет женский монастырь во имя Марии Магдалины».

От ссылки к ссылке

Через два года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, владыка вместе с другими ссыльными получили разрешение о выезде из ссылки. Со слезами провожали зыряне добрых батюшек и ссыльного архиерея – своего утешителя, благодетеля и любвеобильного молитвенника. В пути их подводу в дремучем лесу догнали на тройке сотрудники НКВД из Визинги. Долго подговаривали возчиков бросить ссыльных одних в глухом лесу, но те отказались. Тогда энкеведешники начали спаивать возчиков водкой. Только возчик владыки Василий не пил. Подпоенные возчики на других подводах не владели собой и стали нападать на служителей, так что у одного из возчиков пришлось отобрать топор. Возчик о.Иоанна так разъярился, что погнал свою лошадь галопом, но сам свалился с телегой в канаву и сломал себе руку. Ссыльные оказали ему помощь, усадили обратно в телегу и тихо поехали дальше.

В Усть-Сысольске владыка вновь встретился с митрополитом Казанским Кириллом, назначенным преемником усопшего патриарха Тихона. Два великих молитвенника много проговорили о бедственном положении гонимой Матери-Церкви.

По горкам-уморкам

Вернувшись к управлению Московской епархией, владыка поселился в Аносиной пустыни. Зиму провел в дремучем лесу на монастырском хуторе, где был дом с домовым храмом. Тихая молитва успокаивала душу архипастыря. Отсюда он наезжал в Москву, разбирался со всеми делами и отправлялся снова в место своей молитвы.

В пустыни он любил ходить на уединенную молитву в лес. В окрестностях хутора были его любимые места, которые он показал своей послушнице Анне. Гористую местность рядом с хутором владыка называл «горками-уморками». Для больного сердцем владыки преодоление таких горок действительно было смертельным риском. Поднимаясь вместе с Анной, он сказал: «Под горку нам всем легко идти, а к добродетели стремиться трудно. В горку идти – путь благоугождения Богу».

К преподобному Серафиму

Летом 1926 г. владыке объявили, что он должен немедленно выехать за пределы Московской области. И тогда владыка воспользовался приглашением Дивеевской игумении Александры и отправился в Дивеево к преподобному Серафиму. Но, с другой стороны, матушка-игумения опасалась, что пребывание такого известного ссыльного архиерея навлечет на обитель неблагоприятные последствия со стороны властей, и первое время не разрешала ему служить. Владыка ежедневно посещал пустыньку преподобного Серафима, ходил по Канавке с исполнением молитвенного правила, бывал в Сарове у мощей своего исцелителя и небесного покровителя. Но он не мог жить без совершения литургии и просил у матушки-настоятельницы хотя бы маленький храмик для богослужений. «Если нельзя в храме, буду служить дома», – просил владыка.

Наконец матушка согласилась предоставить владыке храм во имя Божией Матери «Утоли моя печали» внизу под Тихвинской церковью. 4 ноября владыка впервые за долгое время совершил Божественную литургию, которую затем совершал каждый день. Это для него и для его духовных чад было великим утешением. Служил он, вставая в четыре утра, так, чтобы закончить прежде, чем начнут служить наверху. При владыке несла келейное послушание послушница Анна, пела на клиросе с двенадцатью сестрами дивеевского хора. Она сопровождала владыку Серафима и в ссылку в Зырянский край, и до конца жизни станет верной служкой новомученика. После обедни владыка постоянно говорил слово утешения немногочисленным сестрам и певчим, присутствовавшим на богослужении. Те пересказывали эти напутствия другим, а некоторые даже записывали проповеди владыки. После службы владыка шел на Канавку, проходил ее с четками, творя полтораста Богородиц, затем заходил в келью прп.Серафима.

Год и два месяца Дивеевская обитель была пристанищем для вл.Серафима и его послушницы Анны. 9 сентября 1927 года Дивеевский монастырь закрыли. Архиерей и матушка-игуменья Александра под арестом были вывезены в Арзамас. Через две недели больного архипастыря, умирающего от приступов болезни печени, выдали ей на поруки. По требованию они были отправлены в Москву. Здесь владыке предложили вернуться в Дмитров, если он будет сотрудничать с властями. Но владыка такие требования отверг и предпочел подать на покой и выехать из Москвы.

Маленький городок во Владимирской области Меленки стал новым местом жительства владыки и его послушницы Анны. В квартире, в которой поселился владыка Серафим, он устроил домовую церковь и ежедневно пребывал в молитве.

В Сибирь

Но епископу Серафиму вскоре вынесли новый приговор: «Три года ссылки в Казахстан». Новые испытания обрушились на них с послушницей. Тяжелый климат, невыносимая жара очень тяжело сказались на здоровье и без того больного владыки. Болезнь его обострилась. Свои мучения и страдания они переживали в условиях, подчас не пригодных для житья, вначале в Алма-Ате среди Тянь-Шаньских гор, затем за семь тысяч верст от Алма-Аты на берегу Каспийского моря в г. Гурьеве. В Гурьеве владыка опять был арестован и под конвоем доставлен в г.Уральск, а затем в Ишим. Так, из пятидесятиградусной жары с влажным климатом – в жгучие уральские морозы.

По окончании ссылки владыка добровольно остался на жительство в Ишиме, где они с послушницами Анной и Ксенией наконец-то за все время их скитаний нашли некоторый покой. Господь послал им тихую квартиру и две комнаты. Здоровье владыки начало поправляться. Там, в Ишиме, владыка, предчувствуя свой близкий конец, приготовил для себя схиму. «Приму схиму, – говорил он, – и никого принимать не буду».

И вот наступил горький час разлуки. 10 июня владыка совершил последнюю литургию. Обыкновенно после совершения литургии он отдавал Анне горящую свечу с жертвенника. Последние три дня отдавал погашенную свечу. Сердце у Анны трепетало. «Не умрет ли владыка?» – думала она. В этот день вооруженные люди забрали владыку и увезли в тюрьму навсегда.

«Больше не увидимся»

Его обвинили в том, что он вошел в состав контрреволюционной группы, возглавляемой духовенством, принимал активное участие в ее работе. Но все это были досужие вымыслы. Последнее время владыка жил скромно и тихо, даже не собирал людей на богослужения. Единственная его вина была в том, что он был истинным православным архиереем, ничем не изменившим православной вере. Обвинение свое он не подписал, но и без этого ему дали десять лет тюрьмы с отбыванием срока в Омске, что было равносильно смерти.

Когда этап отправляли из тюрьмы на перрон, он сказал своим духовным чадам: «Прощайте, мои дорогие, больше не увидимся». Возле состава конвой обыскал узников, посадили в душные вагоны товарного поезда. Заключенные постоянно просили пить. Послушницы умоляли конвоиров дать страдальцам воды, но им отказали: «Нет разрешения, только кипяченую с печатью врача». На узловую станцию в Омске Анна прибыла быстрее владыки, поскольку отправилась пассажирским поездом. Вместе с Клавдией они отыскали вагон владыки, принесли ведро воды, всех напоили. Владыка пришел в себя, принял прежний величественный вид. «Вот началась моя схима, – сказал он. – Как я буду скучать о всех, уж очень вас всех люблю!» Потом подал Анне платочек, весь мокрый от слез.

Заговорили, что в тюрьме всем остригут волосы. «Похлопочите, чтобы меня не стригли», – наказал владыка своим чадам. И Анна добилась, чтобы владыку не остригали наголо. Случай невероятный. Здесь, в омской тюрьме, он начал отбывать свой последний срок. Сразу же по поступлению в холодную каменную камеру он заболел. Передач к нему не принимали, сведений никаких не сообщали. Что с ним случилось, жив или нет, сестры не знали. Начальник тюрьмы сказал, что владыку отправят в лагеря на Колыму. Но на самом деле по постановлению тройки УНКВД по Омской области 23 августа 1937 года владыка Серафим был приговорен к расстрелу. 26 августа приговор был приведен в исполнение в г.Омске. Известно, что владыка Серафим – этот предивный светильник Божий – был похоронен вместе с другими расстрелянными в братской могиле. На ее месте теперь стоит жилой дом.

Анна и Ксения, не получив никаких известий о судьбе своего духовного отца, вынуждены были уехать в Москву. Дальнейшая жизнь послушницы отца Серафима – Анны – была многотрудной и долгой. По молитвам владыки Серафима Анна избегала многих опасностей и восходила в своем молитвенном делании от силы в силу, став в конце жизни известной старицей. 21 июня 1980 года на Казанскую икону Божией Матери матушка Иоанна сподобилась блаженной кончины.

По книге «Молю о тех, кого ты дал мне... 
Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери».
 Москва, 1999.
 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга