ПАМЯТЬ


НЕВЕДОМЫЕ ЛЮДИ РОССИИ

24 августа – годовщина памяти отца Николая Гурьянова

Да, минул уже год, как отошел ко Господу всероссийский старец отец Николай с острова Залит. Всего год. Но сколько было написано статей, снято фильмов о батюшке за это время! Только сейчас стало открываться, для скольких людей он был и остается духовной опорой в этой жизни. И удивительно, что батюшку знали в самых дальних уголках России. Сегодня мы публикуем воспоминания отца диакона Вадима, присланные к нам в редакцию из г.Кумертау Республики Башкортостан.

«Большая Толба? Почему все спрашивают туда дорогу? Там санаторий?» – недоуменно отвечает вопросом на вопрос пожилая женщина на Псковской автостанции. Из Толбы, находящейся на берегу Псковского озера, нам предстоит пешочком по льду добираться до острова Залита. Там, на острове, неподалеку от которого святой князь Александр Невский громил католических ливонских рыцарей, живет отец Николай Гурьянов, почти 90-летний православный священник, один из немногих российских старцев, хорошо известный среди верующих людей. У каждого из нас, четырех питерских студентов, свои вопросы к о.Николаю.

«Его тихая молитва доходит до неба», – так говорили об о.Николае мои друзья, которые уже успели побывать у него на острове. Обычно в этот небольшой рыбацкий поселок каждый день приезжало несколько десятков человек, однако сегодня мы, похоже, будем там одни. Сильный порывистый ветер сбивает с ног; ночью прошел снег, и никакой дороги на льду озера совершенно не видно. Нерешительно делаем первые несколько шагов. Про себя, конечно, читаем молитвы – не возвращаться же нам обратно в Питер.

С нами две девушки. Им нужно попросить святых молитв батюшки по поводу восстановления разрушенного храма в селе, где живут родственники одной из них. Другой из наших товарищей, только что защитив магистерский диплом, собрался «завязать» с научной карьерой, поступить в семинарию и принять священный сан. Необходимо выяснить, не блажь ли это, осенившая ученую голову?

Однако наше путешествие, похоже, скоро окончится. Встречный ветер не дает сделать ни шагу. Вдруг одна из наших знакомых резко подается в сторону. Оказывается, мы идем прямо по наезженной дороге, и сзади нас движется машина. Останавливаем. Оказывается, рыбаки. Едут ловить, в такую-то погоду!? Впрочем, это их дело. Быстро находим общий язык, втискиваемся вчетвером на заднее сиденье и едем. Разве это не чудо?


о.Николай с церковным маслом

Подойдя к церкви, заходим в прилегающую хибарку, где нас поят горячим чаем и направляют к домику с зеленой крышей напротив кладбища. Вся крыша облеплена воробьями, а перед дверью расположился кот. Я бережно глажу киску – как же, кот о.Николая. На наш стук выходит батюшка. Маленького роста, в подряснике, голова совершенно белая. Мы сразу улыбаемся, он тоже.

– Зачем пожаловали ко мне?

Самыми бойкими оказываются девушки, они и начинают разговор. Отец Николай дает нам наставление:

– Крестики всегда носите, водку не пейте, утренние и вечерние молитвы каждый день читайте, и все у вас будет хорошо.

Как и всем приезжающим, о.Николай каждому из нас помазывает лоб освященным церковным маслом, говоря перед этим: «Перекрестись, раб Божий». Почему-то батюшка даже не приглашает нас войти в дом, сам же стоит и мерзнет на сильном ветре.

Сначала решаем вопрос с храмом.

– А купола у церкви были синие? – спрашивает о.Николай.

– Да, батюшка, вроде синие, – неуверенно отвечают девушки.

– Тогда восстановится, – улыбается о.Николай, – помоги Господи.

Наш товарищ получает благословение готовиться к священству. «Господь так устроит», – благословляет батюшка. Встретившись с батюшкой через год, наш друг получит от старца похвалу – легкую пощечину со словами: «Молодец, что веруешь».

Мы разговариваем с о.Николаем, а ощущение у нас такое, что мы на седьмом небе от счастья. Какая-то необычная тишина в душе, наполняющейся как будто разлитой в воздухе благодатью. Нам не хочется уходить, у нас есть и другие вопросы к старцу, но он быстро спроваживает нас: «Бегите, бегите, может быть, машинка поедет». Слово старца – закон. Опять выходим на лед. Ветер как будто изменил направление и опять не дает идти. Радостное чувство уже начинает испаряться, но... опять эта машина с этими ненормальными рыбаками. Они возвращаются обратно, им пришло в голову, что лова сегодня не будет! В Питере мы узнаем, что приехать к батюшке всегда требует труда и терпения, а уезжаешь, как правило, без проблем и даже с комфортом.

Все это было 8 лет назад. Храм восстанавливается, и в нем уже идут службы. Наш друг служит в священном сане. Только о.Николая нет больше на острове Залит. 24 августа 2002 года на 93 году жизни он отошел в селения праведных. На его отпевание на остров съехалось тогда три тысячи человек вместе с архиепископом и губернатором Псковской области. И сейчас, после его кончины, нам стали доступны некоторые факты его биографии. Напомню...

Родился батюшка в 1909 году в купеческой семье в Санкт-Петербургской губернии. В детстве прислуживал в алтаре храма. В 1926 году окончил Гатчинский педагогический техникум, в 1929-м – биологический факультет Ленинградского педагогического института. В школе ему пришлось преподавать и химию, и математику, и литературу, и русский язык. При этом он служил псаломщиком в церкви. В 1929 году он тайно принял священный сан, а спустя два года был арестован. Несколько лет он провел в ленинградской тюрьме «Кресты» и в лагере под Киевом, а затем был отправлен в ссылку в Сыктывкар. Освободили отца Николая только в 1942 году. В 1958 году он с мамой переезжает на остров Залит на Псковском озере, где служит в храме во имя святителя Николая до своей кончины.

Господь даровал ему золотые руки, и, пока позволяло здоровье, он все делал сам – и крышу на храме железом покрывал, и стены красил, и полы ремонтировал, и просфоры пек. Особым его подвигом было озеленение острова. Он привез деревца и, чтобы они прижились, носил ежедневно с берега по сто и более ведер воды. Отец Николай почти не спал: днем служил и работал, ночью молился. Как старца народ посещал о.Николая с 70-х годов.

Та поездка на остров Залит не стала последней в нашей жизни. Типичная картина. Будний день, открывается дверь домика, и вдруг:

– С воскресным днем и с праздником! Да хранит вас всех Милосердный Боже на долгие дни и лета. Спаси, Господи, и помилуй вас за ту истину, которая ведет в вечность и блаженство. Здесь мы временно живем, здесь кратко наше существование. А там – бесконечность, жизнь. И там два направления: страшный геенский огонь для грешников и блаженство для праведников. Так вот, драгоценные мои, вы используйте то, что необходимо к блаженству...

Отец Николай часто говорил: «Надо жалеть неверующих людей и всегда молиться, что, Господи, избави их от этого вражеского помрачения».

Однажды, выходя к людям, он не мог сдержать слез и сказал: «Мои драгоценные, какие вы счастливые, что вы не священники!» Видимо ему, как и преподобному Серафиму Саровскому, которого он очень любил, было открыто, как строго будет спрашивать Господь со священства на Страшном Своем Суде.

Кого-то о.Николай мог погладить, утешить, а кого-то – и по лбу шлепнуть, мог даже палкой прогнать, очевидно, тех, кто приезжал просто поглазеть на него. Но в основном приезжали кто с горем, кто за духовным наставлением, а кто про свою душу понять что-нибудь. Во все времена старцы побеждали и побеждают дух отчаяния, нападающий на людей. Они незримо передают людям душевный мир, если люди, конечно, в состоянии его воспринять. Так они подают нам духовную милостыню, если мы осознаем себя нищими.

Конечно, приезжавшие к о.Николаю всегда старались привезти что-либо в подарок. Но он никогда не брал ничего от людей, находящихся в гордыне, мнящих себя праведниками. Молодым, приезжавшим получить благословение на брак, и тем, кто уже много лет прожил в супружестве, он неустанно повторял: «Венчайтесь! Только обязательно венчайтесь!» Однажды, обращаясь к молодой девушке, стоявшей неподалеку от меня, добавил: «Иначе там будешь», показывая рукой на кладбище. И какая радость была у батюшки, когда в другой раз ему сообщали, что повенчались. И невольно задумываешься, что таинство это имеет такой смысл, которого мы просто не понимаем и, видимо, не поймем, пока не окончится история этого мира.

Батюшка всех покорял лаской и для всех находил нужное слово. На вопросы он отвечал просто и коротко. Умом и сердцем он постоянно пребывал в молитве и поэтому, общаясь с нами, слышал не только нас. Местная жительница Александра Федоровна Кузякова рассказывала: «За помощью всякие люди приезжают. Помню, один ходить не мог. Так он с коляски инвалидной сполз и вокруг церкви за батюшкой на коленях ковылял. А батюшка вдруг обернулся и говорит: «Сашка, ты теперь не куришь, не пьешь, благословляю тебя. Встань, ты теперь хороший». И тот встал, пошел. Все люди видели».

К о.Николаю особенно тянулись чистые детские души. Но и пьяницы местные мирно уживались с ним. Встретит на дороге пьяного рыбака и говорит ему: «Ну-ка, роднуля, что у тебя в сумочке затаилось? Голубчик, роднуша, надо бросать, семье-то тяжело. Дай сюда бутылочку-то». Возьмет бутылку – и о камень ее... А пьяница не ругается, домой идет спокойно.

Жители острова его уважали, но особенного, должного благоговения не проявляли. В храм ходили в основном старушки. И батюшка с сокрушением качал головой: «Никто не венчается...» Что уж говорить об исповеди, о приобщении к Таинствам... Нам неведомо, какую скорбь нес он в своем сердце за этих жителей, да и за всех русских людей, «скорбящих, заблудших, озлобленных, помощи Божией требующих»...

В 1997 году телекамера Юрия Воробьевского (автора программы «Русский дом») запечатлела такое происшествие. Одна из женщин, окруживших о.Николая, вдруг начала издавать низкое, утробное рычание. Взгляд ненавидящий. Из ее нутра раздается низкий, совсем нечеловеческий голос: «Дураки, что вы слушаете его? Это же Колька-дурак! Колька, ненавижу тебя! ...Все учит, учит. Пускай все в ад идут. Пусть правды не знают, пусть телевизор смотрят, в компьютеры играют. Что ты их маслом мажешь? ...Ненавижу православных. Самая противная вера. Остальные веры все в ад пойдут».

Отец Николай отходит к двери и молча молится. Наконец, бесноватая вся словно обмякает. Меняется выражение лица. Начинает говорить уже своим, женским, голосом.

Священники, которым часто приходится иметь дело с бесноватыми, утверждают: в последнее время те все чаще «пророчествуют» от имени бесов. То ли рогатое отродье «проговаривается», то ли считает, что и скрывать уже нечего. Приезжая в древние монастыри, часто становишься свидетелем того, как несчастные, в которых вселился бес, кричат нечеловеческими голосами. Их корежит при виде Креста, Евангелия. Они волчком крутятся по полу, если их окропить святой водой. К сожалению, современная медицина не отличает бесноватых от обычных психических больных. До революции для выявления бесноватости проводили такой опыт. Ставили 9 стаканов с церковной святой водой и один – с простой. Сколько бы бесноватый не делал попыток, он всегда выбирал простую воду.

В одну из поездок к о.Николаю на мой стук так никто и не открыл дверь. Закрывая за собой калитку, я вдруг услышал за спиной знакомый голос:

Прошел мой век как день вчерашний,
Как миг промчалась жизнь моя.
И гроба двери, страшно тяжки,
Уж недалече от меня.
Вы простите, вы простите,
Род и ближний человек,
          Меня, грешника, помяните,
          Отхожу от вас пока не навек...

По дороге к дому с освященным маслицем в руках шел отец Николай.

Диакон Вадим Гупало,
кандидат богословия, сотрудник Отдела религиозного
 образования Уфимской епархии

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга