РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


КАМЕНЬ ВЕРЫ

Евангелие от Матфея, глава 7

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

И в ветхозаветные, и в новозаветные времена в Палестине жило великое множество людей, именовавшихся пророками. Как правило, они носили ту же одежду, что и святой Илия, то есть овчинные шкуры. Кто-то из этих людей говорил от Бога, иные служили своему тщеславию или корысти.

Согласно «Учению двенадцати апостолов», пророкам должно было воздавать высочайшие почести, принимать их и слушать. Но соблюдать при этом некоторую осторожность. Если гость задерживался без особой нужды на второй день – это было подозрительно, а «если же останется на три дня, то он лжепророк» – говорится в «Учении...». Пророк не должен был требовать ничего, кроме хлеба, «если же потребует денег, то он лжепророк». Особое внимание следовало обращать на то, не расходятся ли с истиной слова и дела тайнозрителя, живет ли он согласно тому, чему учит.

Но Господь обличает в этом стихе не одних только лжепророков, но всех, кто от имени Церкви пытается увлечь христиан к погибели. Многих из них, подобно Иуде, выдает жадность. Но попадаются искусители весьма смышленые. Как писал блаженный Феофилакт, «еретики обыкновенно бывают хитры и притворны... Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается уда. Под овчею одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить...»

Как же распознать их?

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Римский философ Сенека учил, что оливы не могут родиться от смоковницы, так добро не может произойти от зла. Но те образы, которые предлагает Спаситель, глубже, поэтичнее и вместе с тем практичнее, чем речения мыслителей. На терновнике, крушине, распространенном в Палестине, росли черные ягоды, похожие на мелкий виноград. Был также такой репейник, цветы которого издали напоминали инжир. Так и искусители. Но чего они никогда не могут скрыть до конца – это своего эгоизма. Поэтому эти люди всегда пытаются утвердиться в своем праве повелевать и требуют поклонения себе. В то время как истинный пророк всякому готов услужить, лишь бы не впасть в гордыню и не разлучиться с Господом.

Так что хоть и трудно распознать волков в овчей одежде, но возможно. Страх, жестокосердие, возбуждение умов – вот плоды их усердного служения своей гордыне. Плодами же истинных пророков являются пробуждение в нас стыда, мужества, любви.

Многие скажут Мне..: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

У язычников чудеса никогда не были редкостью. Но при этом люди по крайней мере знали, кто помогает им «стать богами». В Деяниях Апостолов описывается, как многие чародеи, уверовав в Спасителя, отказались от прежнего ремесла. Они публично сожгли черных книг на огромную сумму – в 50 тысяч драхм. Это была стоимость приданного для 2,5-5 тысяч девиц.

Но одновременно появилась новая генерация «чудотворцев». Так, семеро сыновей Первосвященника Скевы стали пытаться изгонять бесов именами Христа и св.Павла. На что один из злых духов с иронией заметил: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19, 15).

В этом случае демон был скован Господом. Однако сплошь и рядом падшие ангелы охотно помогают людям «изгонять» себя и творить различные знамения. Ведь нет короче пути к погибели, чем вера в свою праведность, особый статус в глазах Божиих.

Как писал блаженный Феофилакт, толкуя этот стих, «благодать действует и чрез недостойных так, как мы, например, освящаемся и чрез недостойных священников: и Иуда творил чудеса...» Однако эта благодать протекает через тех, кто не живет праведно, как вода через трубу, не задерживаясь в ней. И тот, кто думает, что можно спастись благодаря высокому духовному званию или особому дарованию, жестоко заблуждается.

Ведь сказано было апостолом Павлом в первом послании к Коринфянам: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто».

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне... А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Этот образ был хорошо понятен слушателям Христа. В Палестине было много очаровательных песчаных ложбин, в которых непросто было распознать русла рек. Летом это были райские местечки, но зимой они наполнялись бурлящими потоками воды.

Для нас камень – это слово Божие. И никакие самые грандиозные постройки, никакое усердие его не заменят.

В России две трети населения крещены и считают себя православными, но при этом совершенно незнакомы с Евангелием. Даже православные читают его крайне редко. По этому поводу много иронизируют протестанты, забывая, что Господь требует не только слышания, но и исполнения. В иных странах едва ли не все люди читали Новый Завет, многие вызубрили его наизусть, но любви среди них не больше, чем среди язычников. Лишь немногие из людей, подобно покойному митрополиту Антонию Сурожскому, строят жизнь на истинно евангельском основании.

Речь Спасителя, которую мы сегодня вспоминали, посвящена одной мысли. Чтобы уподобиться Богу, мы должны стать людьми. Минуя это, мы обречены либо становиться лжеучителями, либо всю жизнь следовать за ними.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга