ИСТОРИЯ
ЕПИСКОПЫ ЗЫРЯНСКОГО КРАЯ К 620-летию образования Пермской епархии «В 1383 году (лета 6891 по ст. ст.), – сообщает Мисаило-Евтихиевская летопись (в дальнейшем все ссылки я буду приводить из этого источника), – Пимен митрополит с князем великим Дмитрием сразсудив, поставил его Стефана епископом в Пермскую землю». Поставлению Стефана во епископы предшествовало успешное начало его миссии в устье и низовьях Вычегды среди пермян-язычников, проживавших в прямом соседстве с русскими (православным) населением Двинской земли. Но решающим успехом Стефана было обращение в новую веру большинства вымских и вычегодских пермян в самой Усть-Выми в 1380 году, после чего за два года церкви были воздвигнуты во всех погостах Вымской и Вычегодской земли.
Годы епископства Стефана (1383-1398 гг.) были ознаменованы окончательным утверждением Христовой веры в Перми Вычегодской. Повсеместно были искоренены остатки языческого богослужения, на месте языческих капищ сооружены церкви. Но подлинным фундаментом новой веры стали основанные Стефаном монастыри: на Вычегде в «Еренском городке», «на Устьвыме» «и на Вотче». Часть пермян-язычников, не принявшая новую веру, мигрировала на север. «А не похоте кто к святей вере быти, – сообщает летопись, – отыде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои». Именно отсюда, как и с верховьев Вычегды, населенных язычниками-вогулами, в 1389 и 1342 годах последовали вооруженные нашествия язычников на Богородский (Яренский) и Михайло-Архангельский монастыри. Кончина свт.Стефана была неожиданной и безвременной. Это обстоятельство, как и сложная внутриполитическая ситуация в Московском государстве в то время, в какой-то мере объясняет тот факт, что преемник Стефана на Пермскую кафедру нашелся не сразу. «Лета 6906 (спустя два года после кончины Стефана в епископы пермские епархия поставлен бысть Исакий». О втором усть-вымском епископе больше никаких сведений в летописи нет. Но обращает на себя факт его 20-летнего владычества до 1418 года, когда его сменил третий усть-вымский епископ – Герасим. Правление святителя Герасима, причисленного Православной Церковью к лику святых, совпадает с десятилетием начавшихся внутрифеодальных войн между московским великим князем Василием II (Темным) и его сродником – двоюродным братом Василием Юрьевичем. Годы его правления ознаменованы участием Перми Вычегодской в борьбе с Новгородом и Вятской землей. В 1443 году епископ Герасим принял мученическую кончину: «Лета 6951 убиен бысть епискуп пермский Герасим за неколико стадий от владычного горотка, месте зовемый Мыс земскими подъяки». Причиной трагедии, как видно, стали противоречия между усть-вымским (кафедральным) монастырем и выборными (земскими) представителями местного населения. Преемником Герасима на епископской кафедре в 1444 году стал архимандрит Чудова монастыря Питирим, также ввиду мученической кончины причисленный Церковью к сонму святых. Начало и самый конец его епископства (1455) ознаменованы активным миссионерством среди удорских и чердынских пермян. В связи с первой датой в летописи сообщается: «Владыко Питирим привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо создвиг», а в 1455 году «…приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцов». На обратном пути в Пермь Вычегодскую епископ Питирим был убит язычниками-вогулами «в месте зовемый Кафедраил на реке на Помосе» (Помоз – левый приток в верховьях р.Вычегды – авт.). Годы правления владыки Питирима (1447, 1450 –1453 гг.) были ознаменованы драматическим акциями борьбы московского князя Василия II с Дмитрием Шемякой при прямом участии епископа Питирима, вплоть до гибели Шемяки в Новгороде в 1453 году. Ко времени владычества Питирима относится и установление московского наместничества в Перми Вычегодской и Великой Перми в лице верейских князей – Ермолая с сыновьями Василием и Михаилом – 1451 год. Следующий, пятый, пермский епископ Иона был поставлен на Великопермскую епископскую кафедру лишь через 7 лет – в 1462 году. «Того же лета (1462) владыко Иона добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых крести». Десятилетнее владычество Ионы пришлось на начальный период правления великого московского князя Иоанна III, покорившего Югорскую землю и присоединившего к Москве Великий Новгород. Югорские племена жили в то время по обе стороны Урала. «Лета 6980 (1472), – далее сообщает летопись, – представися владыко пермский Иона, а на епископию поставлен бысть владыка Филофей». Без малого тридцатилетнее владычество епископа Филофея было ознаменовано его участием в расширении границ и утверждении единого Русского централизованного государства Иоаном III. К числу наиболее ярких событий, связанных с Филофеем, стало участие его посредником в договорном соглашении Иоанна III с югорскими князьками, признавшими данническую зависимость от Москвы в 1485 г.; разгром Иоанном III с участием пермичей в 1489 году Вятской земли и основание в 1499 году князьями-воеводами Петром Ушатым, Семеном Курбским и Василием Бражником Пустозерского городка во время похода на Югорскую землю. Во внутренней деятельности епископа Филофея историки обычно подчеркивают его якобы неумеренное посягательство на исконные территориальные угодья Перми Вычегодской. Впрочем, он был остановлен Иоанном III, заставившим вернуть пермянам заложенные им Церкви угодья. «Лета 7009 (1501) отъиде на покой владыко Филофей в Кириллов монастырь и тое же летом окончил пастырь добрый и смиренный, по нем же поставлен бысть на Пермские епархии владыко Никон». Наиболее примечательным событием за 13-летний период владычества Никона был перевод резиденции вымских князей в 1502 году с Выми (Княжпогост) в Пустозерск. «Лета 7010 (1502) повеле князь великий Иван вымскому Феодору (Васильевичу) правити на Усте-озере... а на Выме не быти ему потому место Вымское не порубежное». «Лета 7022 (1514) отъиде на покой в Глушицкий монастырь пермский владыко Никон, а по нем поставлен бысть на епархия владыко Протасей. В шестилетний срок правления Протасея произошло пожалование Василием III Вычегодского Усолья (современный Сольвычегодск) «Оникею сыну Федорову Строганова с братьею… и на князя великого соли варити». В 1520 году Протасей был сменен владыкой Пименом, который, пробыв на кафедре 6 лет, передал свои полномочия десятому усть-вымскому епископу Алексею. Двадцатилетний срок владычества Алексея ознаменован проведением второй переписи «владычни вотчины» и угодий Перми Вычегодской и на Перми Великой в 1530 году, а также основанием двух новых монастырей: в 1535 г. – Коряжемского (в низовьях р.Вычегды), а спустя 4 года – Спасско-Сойгинского на той же Вычегде. В обоих случаях инициатором создания монастырей был бывший инок Антониево-Сийского монастыря преподобный Симон. В 1547 году (год венчания Иоанна IV на царство и страшного пожара в столице) «…на Пермские епархия поставлен бысть владыко Киприан». В его епископство было ликвидировано местное (земское) судопроизводство в Перми Вычегодской, а в 1555 г. повелением Иоанна IV было упразднено местничество. «А в волостях учинити судеек, целовальников, сотеников, пятидесяцких и десяцких по излюбу…» В 1564 году, – далее повествует летопись, – «…представился владыко пермский Киприан, а по немпоставлен бысть на Пермские епархия Иоасаф». Непродолжительный четырехлетний период владычества Иоасафа завершился переводом центра епархии в Вологду: «Того же лета (7072) переведен бысть с Устьвыми на Вологду владыко Иосаф Пермский. Оттоле епископия начав быти на Вологде, на Устьвыме после тово епискупия не была». * * * Как видим, предпринятый почти 200-летний краткий обзор деятельности устьвымских епископов указывает, что большинство из 12 епископов принимало активное участие не только в жизни Коми края, но и в судьбах складывающегося Московского государства. В.Соловьев, кандидат исторических наук
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |