ХРОНОГРАФ

ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

Выборы завершились, результаты известны, комментарии по их поводу сделаны. Для кого-то они показались сенсационными, для кого-то закономерными. Слава Богу за все.

Мы повели свой небольшой мониторинг предпочтений православных избирателей, или тех, кто считает себя приверженцем православной культурной традиции. Считается, что таковых в стране – 4/5 населения. Вот что мы получили.

Главным и предсказуемым результатом выборов стала победа не участвовавшего в них Президента Путина. Те 37 процентов голосов, которые собрала «Единая Россия», означают, что «мирная передышка» без великих потрясений продолжится еще как минимум четыре года.

Голосование этой, большей, части избирателей, причем в основном женщин, условно можно назвать – «чтоб не было хуже». Они вовсе не ждут, что депутаты из «Единой России» предложат новые ориентиры для страны, но уверены, что эта часть депутатского корпуса не предложит чего-то, ухудшающего их жизнь. Гарантом этого они считают Президента, который, если надо, «поправит» зарывающихся народных избранников. Это люди, умеющие ценить благодушие власти по отношению к Церкви, как правило, им от власти достаточно того, что она «не мешает спокойно жить и молиться».

Православных, голосовавших за Жириновского, я не встретил (может, они и есть – значит, мне не повезло), зато, несмотря ни на что, до сих пор некоторая часть православных голосует за коммунистов – в основном, это пожилые люди (из молодых не встретил ни одного или они стеснялись признаться). Правда, по большей части это те, о ком можно сказать что они в первую руку патриоты, а уж затем – православные. Их позицию при голосовании можно охарактеризовать как «другие всё врут и воруют».

В преддверии выборов лидер партии Геннадий Зюганов выпустил книгу «Святая Русь и Кощеево царство. Основы русского духовного возрождения», посвященную, как написал сам лидер коммунистов, «проблемам возрождения России, вопросам взаимодействия Церкви и государства, политиков и православных иерархов перед лицом новых вызовов и угроз XXI века». Книгу эту он разослал по монастырям и храмам, но эффекта этот ход не имел. Зато в «Церковном вестнике» было опубликовано письмо прот.Василия Ермакова, где «кощеем мавзолеевским» назван Ленин, а в отношении самого Зюганова было сказано: «не вижу в вас русского православного человека». Хотя немалую роль сыграла позиция государственных СМИ в «убивании» КПРФ, все же процент (12,7), набранный коммунистами, показывает, что их упорное нежелание двигаться в сторону социал-демократии, отказываться от ленинизма и классовой борьбы, ведет к потере ими популярности. Россияне ищут не битв с кощеем, а строительства национального государства.

Другую, малую, группу православных избирателей можно, опять же условно, назвать голосовщиками «за все и сразу» – чтоб люди жили справедливо, по Библии и при царе. Это те полпроцента, кто выбрал партию «За Русь Святую». Еще до начала предвыборной кампании мы знакомили читателей с некоторыми ее тезисами. Но, как оказалось, одно дело – лозунги, другое дело – реальная предвыборная борьба. От телеока, как известно, трудно что-то утаить. И если на прошлых парламентских выборах можно было голосовать за программы, то кардинальное отличие этих выборов состояло в том, что мы могли на теледебатах увидеть тех, кто за этими лозунгами стоит. И относительно партии «За Русь Святую» впечатление осталось, скажу за себя, негативное. Иногда даже было такое ощущение, что единственный представитель партии на всех центральных каналах – Сергей Попов – сознательно дискредитирует православие. Его безапелляционную риторику, построенную на Десяти заповедях, нельзя было слушать без чувства протеста. Конечно, в партию вошло немало искренних поборников веры, и вряд ли кто из россиян решится отвергнуть хотя бы моральное значение Заповедей Моисеевых, однако не случайно священники рекомендуют прихожанам перед выборами молиться Святому Духу. Ведь кроме 10 заповедей Закона, есть еще евангельские заповеди благодати, в основе которых дух мирный, дух любви. Его-то и не было в начетничестве агитатора «За Русь Святую».

Теледиспуты кандидатов, как думается, отрицательно сказались и на проценте поддержки «Народной партии» (1,2 %). Из тех православных, кого удалось найти голосовавших за нее, главным в выборе стало то, что референт Патриарха Николай Державин лично благословлен Святейшим (в каком-то смысле свой выбор они воспринимали как голосование за Предстоятеля нашей Церкви), другие поддержали позицию партии по восстановлению смертной казни. Больше ничего «вытянуть» из сторонников «Народной партии» не удалось, впечатления о цельной развернутой программе партии у них не было. При всем моем большом уважении к Николаю Державину остались большие вопросы к тому, как отвечал он на теледебатах. Иной раз хотелось воскликнуть: телекамера не терпит неотрепетированных экспромтов и нерешительных размышлений, потренируйте мимику, прежде чем появиться на экране, – ведь важно не только то, о чем вы говорите, но и то, как вы это делаете!

В этом смысле почти профессионально выглядели представители блока «Родина» (9, 1%), в составе которого в Думу прошло наибольшее количество православных общественных деятелей – историк Наталья Нарочницкая, знакомый нашим читателям депутат Александр Чуев, руководитель и ведущий телепрограммы «Русский дом» Александр Крутов и Николай Леонов. Да и сам Сергей Глазьев говорил о своей поддержке Церкви и сотрудничестве с «Союзом православных граждан», самом активном церковно-общественном объединении сегодня.

Вряд ли можно считать прохождение «Родины» в Думу с таким высоким процентом сенсацией. Запрос на социальную экономическую политику, основывающуюся на православно-державной идеологии, был в обществе еще в середине 90-х, но не находил своих представителей во власти. И потому голоса таких избирателей уходили коммунистам. Теперь такие деятели появились, и мы можем надеяться, что политика государства в области экономики, конфессиональных отношений, государственных СМИ и пр. станет теперь более ориентированной на национальные интересы.

Характерно, что на этих выборах кандидатов, реально представляющих интересы православной общественности, было больше, чем на предыдущих, при этом православной лозунговости – меньше. Очевидно стало, что с заповедями и правилами святых отцов наперевес выезжать к избирателю – дело бесперспективное. Православная вера становится своеобразным «фоном» обсуждения экономических и политических проблем, вопросом доверия к личности кандидата, но не вопросом общественной дискуссии. Россияне все больше научаются разбирать, где внешняя «православность», а где действительно хождение по путям Божиим, на которых личная скромность сочетается с державностью, просвещенным умом, любовью к ближнему.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга