ВЕРТОГРАД ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ Добрая весть пришла из Киева – к лику местночтимых святых там причислен князь Ярослав Мудрый. Это произошло после того, как 9 марта в Киево-Печерской лавре выступил митрополит Харьковский Никодим – председатель Украинской комиссии по канонизациям. Были представлены факты, подтверждающие то, что на Руси издревле почитали благоверного князя Ярослава Мудрого как святого. Он считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов. Ныне, в год 950-летия со дня его блаженной кончины, установлен день почитания князя – 4 марта по новому стилю. В чем суть святости Ярослава Владимировича? Отец его, будучи язычником, взял мать его силой, истребив всю ее семью. Трудно придумать большее злодеяние, а ведь оно запечатлелось на самом зачатии князя Ярослава и отравляло потом ему жизнь. Быть может, диавол таким образом, предвидя будущее обращение святого Владимира к Богу, готовил свой реванш. Но получилось обратное. Подобно отцу, Ярослав год за годом просветлялся во Христе, чтобы однажды сделать Русь могущественной православной державой. * * * Не сразу стал он властителем всей земли Русской. Господь не допустил этого, когда Ярослав был молод, потому что он и во крещении оставался поначалу язычником. Сразу после смерти св.Владимира на Руси началась гражданская война, где образовалось сразу несколько фронтов. События развивались следующим образом: Святополк Окаянный убивает братьев, князей ростовского, муромского, древлянского Бориса, Глеба, Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. Ярослав в битве под Любечем одерживает победу над извергом и захватывает Киев. Святополк, не смирившись с поражением, в 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Бориславом Храбрым, вторгается в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала злодею, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда он намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав второй раз занял Киев. После этой победы князь Ярослав вступил в борьбу с другим своим братом – тмутараканским князем Мстиславом. В 1023 году между ними вспыхнула открытая война. Мстислав двинулся на север, собрав большую рать и включив в нее отряды подвластных ему народов, в частности, хазар и касогов. Он выбрал удобное время для похода: Ярослав находился в своем любимом Новгороде. Тмутараканская рать подошла под самые стены Киева, но горожане «затворились» и не приняли Мстислава. Не решившись штурмовать столицу, Мстислав отошел к Чернигову и занял этот стольный город огромной земли, куда входили вся Северо-Восточная Русь и значительная часть остальных наших земель. Ярослав в ответ обратился за помощью к варягам. Встреча противоборствующих сторон произошла в 1024 году под городом Листвином, неподалеку от Чернигова, в кромешной тьме, в дождь и грозу. Рать Ярослава не выдержала натиска Мстиславовых полков, никогда не знавших поражений, и Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, минуя Киев, в Новгород. В этот момент Мстислав мог легко добить брата и взять себе все наследие св.Владимира. Но не сделал этого. Он сохранил за братом Новгород, сам же стал властителем Черниговской и Тмутараканской земель. Через два года Ярослав, собрав дружину на севере, появился в Киеве. На этот раз братья воздержались от дальнейшего «кроворазлитья» и заключили мир. * * * Таковы были первые уроки, полученные святым Ярославом. Честная смерть братьев Бориса и Глеба – потомков православных императоров Византийских – не могла его не поразить. Как можно дать убить себя, лишь бы самим не стать братоубийцами? Это было непонятно так же, как и нежелание святого Владимира казнить пусть даже и преступников, полагаясь в вопросе жизни и смерти на Божий суд. И вот неким ответом на подвиг страстотерпцев стал мир, заключенный Ярославом и Мстиславом. Воевать-то они могли сколько угодно, благо выросли с мечами в руках и мало что, кроме этого, знали. Но является мысль, что братоубийство – смертный грех и что ради блага Русской земли должно пожертвовать своими амбициями. Так восходили семена веры Христовой, посеянные святой Ольгой. Все последующие годы братья жили друг с другом в полном согласии. В 1036 году Мстислав умер, не имея наследников, а его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти св.Владимира Русь снова стала единой, а св. Ярослав (икона его справа), как отметил летописец, наконец стал «самовластцем». И начинается великая эпоха, так высоко Русь взлетит потом только в девятнадцатом веке. Европейцы тогда будут удивляться – откуда в этой дикой Московии-Татарии такая сила, такая уверенность в своем пути. А дело как раз в том, что все минувшие века русские хранили образ, данный им при святых Владимире и Ярославе. Княжна Анна Ярославна, знавшая несколько языков и выросшая в великолепном златоглавом Киеве, выйдя замуж за французского короля, обнаружила, что Париж – это грязная деревня, а муж ее не разумеет грамоты. Киев стал фактически второй культурной столицей христианского мира после Константинополя. На территории Руси в Х–XIII веках обращалось около 140 тысяч книг нескольких сот названий. Сам князь Ярослав знал в совершенстве греческий и занимался переводами. Чувство собственного достоинства проявлялось тогда у нас во всем. Церковью в последние годы жизни Ярослава правил русский митрополит владыка Илларион, который показал себя не просто компилятором чужих текстов, но создал совершенно оригинальное произведение – «Слово о законе и благодати». Оно стало своеобразной программой русской веры, где благодать ставилась выше закона. Именно здесь лежит точка нашего расхождения с латинскими законниками. * * * Но прежде, чем прийти к этому, Ярославу пришлось еще раз взяться за меч. После смерти непобедимого Мстислава печенеги решили, что пробил их час. Ярослав был в Новгороде, когда кочевники обложили Киев. Великий князь немедленно собрал войско из варягов, новгородских ремесленников и крестьян. В жестоком бою, который длился целый день, печенеги были наголову разгромлены. В сердцах уцелевших кочевников воцарился такой ужас, что больше они на Русскую землю ни разу напасть не осмелились. В следующем году произошло событие, которое стало предвестием того, что Русь становится преемницей Византии. В Киеве был заложен грандиозный храм – собор Святой Софии. По всему государству были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. В одном только Киеве тогда насчитывалось 400 храмов – больше, чем сейчас. Тогда же был создан свод законов «Русская Правда», положено начало систематическому ведению летописей и т.д., переводилось на славянский множество книг. В то время переводились византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых и т.д. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях. Во множестве школ обучались не только мальчики, но и девочки. Переписка между обычными людьми стала настолько бурной, что найдены уже сотни берестяных писем того времени. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Это был не просто расцвет – но ясный, пронизанный мудростью, очищенной от жестокости и мракобесия расцвет. Все лучшее, что было в славянах, освободившись от язычества, обогатившись византийской культурой, начало давать чудесные плоды. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Здесь был основан город Юрьев (нынешний эстонский Тарту). Город получил свое название в честь Георгия-Юрия, таково было христианское имя Ярослава Владимировича. Ярослав предпринимал неоднократные походы на воинственное балтское племя ятвягов; в летописях упоминаются и его походы на Литву. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ. На западе мы, вразумив поляков, отняв у них галицкие города, вместе стали сдерживать немцев. На севере Русь связывали тесные дружеские отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля Гарольда Смелого младшая дочь Ярослава, Елизавета. Существует легенда, что будущий король Гарольд был влюблен в Елизавету долгие годы и, чтобы завоевать ее уважение, сражался за Византийского императора, воевал на Сицилии и в Африке. Что касается Анны Ярославны, то она после смерти мужа много лет правила Францией в качестве регента при малолетнем сыне.
От Византии Ярослав, подобно отцу, готов был принять дары веры, но не помышлял о том, чтобы подчиниться ей политически или спустить неуважение. Когда несколько русских купцов были злодейски убиты в Константинополе, русская рать двинулась в очередной поход на Царьград. Война шла с переменным успехом – на море греки были разбиты, на суше они одолели русское воинство. Но искушение смотреть на нас сверху вниз у греков сильно поубавилось. Дочь византийского императора была выдана замуж за сына Ярослава Всеволода, став матерью Великого князя Владимира Мономаха. Это было великой честью. Своих царевен греки на сторону (за варваров) не выдавали. Только для русских они делали исключения. От Карпат до Камы, от Балтийского моря до Черного у нас не осталось равноценных противников. * * * Все это родилось не только из усилий внешнего свойства, но, прежде всего, из усилий над собой святого Владимира и четырех его сыновей – Бориса, Глеба, Мстислава, а также Ярослава, который всю жизнь преодолевал себя. Яростный от природы, родившись в языческой семье, он стал подлинным христианином. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав был бесстрашным воином и сам вел войско в бой. И как из этого преодоления выросла великая Русь, так и сокрушена она оказалась, когда потомки Ярослава рассорились между собой и отдались во власть страстей. Тем важнее для нас правильно осмыслить нынешнее прославление святого Ярослава во времена, когда Россия с Украиной оказались так далеки друг от друга. По материалам православных СМИ составил Г.ДОНАРОВ. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |