РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ «БРЕМЯ МОЕ ЛЕГКО...» Евангелие от Матфея, гл. 11, 16-30 Печаль Господа была в том, что иудеи, утверждая, что они верят в Бога, все желали делать по-своему и недосягаемы были для слова Божиего.Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. В греческом тексте говорится о детях, сидящих на базаре. Очевидно, пока их отцы-торговцы занимались своим делом, ребята развлекались, как могли, играя, например, в свадьбы и похороны. Иногда между ними возникали недоразумения. Господь подчеркивает здесь, что взрослые иудеи во многом оставались капризными, как мальчишки, и сами не знали, чего хотят. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. Блаженный Феофилакт дал прекрасное толкование этим строкам: «Как два ловца, желая поймать неудоболовимого зверя, становятся с двух противоположных сторон и делают одно дело; так Бог устроил и здесь. Иоанн вел жизнь строгую, а Христос свободнейшую, дабы иудеи уверовали или тому, или другому, и таким образом уловлены были если не тем, то другим. Ибо хотя образ жизни их был противоположен, но дело было одно. Впрочем, иудеи, как дикие звери, бегали от обоих и обоих ненавидели». Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида... И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. Это очень важно понять и нам сегодня. Мы живем в стране, где за Христа умерли тысячи святых, где мироточат иконы, бьют чудотворные источники, никогда не иссякали праведники, возросшие на чистом млеке православия. Так неужели с нас спросится, как с тех, кто всего этого не имел и не имеет? Чем мы оправдаемся? Тем, что больше не убиваем святых? Но и в Капернауме на Христа никто не нападал, Его там просто игнорировали, и это было хуже всякого гонения. Из своей малой веры мы делаем великие выводы, убеждены, что будем спасены, но вот Господь рассеивает это величайшее заблуждение теплохладных людей. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам... Дети, обнаруживая во Христе доброго, любящего человека, обретали идеал и потом без труда восходили до понимания, что Он Бог. Ведь, если ты принял Господа сердцем, очень легко потом бывает принять Его умом. Фарисеи и книжники пытались все делать в обратном порядке и терпели поражение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Только Отец способен понять силу любви Сына, и только через Сына нам может быть открыто величие Отца. Быть может, нигде прежде в Евангелии Христос не указует столь явно на свою Божественную сущность. Понять смысл этих строк всегда было непросто. Достаточно сказать, что многие, например, пресвитер Тертуллиан, ставили вперед: «Отца никто не знает». Им казалось, что евангелист допустил ошибку, но, разумеется, никакой ошибки не было. Можно попытаться объяснить это на примере двух утверждений: – подлинное целомудрие невозможно без любви; – настоящая любовь невозможна без нравственности. Первая мысль является откровением, которое недоступно фарисею и непросто усваивается даже христианином. Вторая же понятна любому религиозному человеку – и буддисту, и язычнику. Она была открыта нам Отцом Небесным в Ветхом Завете. И поэтому есть искушение именно ее поставить впереди. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Св.Филарет, митрополит Московский, говорил о бремени, которое нес на себе иудей во время Христово. Это была и тяжесть греховности, и иго закона Моисеева, умноженное многократно учениями и заповедями человеческими. Это было бремя различных зол и бед: болезней, нищеты, неправедного суда, жизни под властью язычников. Так и сейчас только во Христе человек обретает покой. «Всегда может Он, – писал святой Филарет, – отвратить или пресечь бедствие, прекратить страдание, уничтожить причину печали... Он может среди самого бедствия открыть в человеке чувство благополучия... самой печали дать вкус радости». «Мое бремя становится моей песней», – говорили самые мудрые из учителей иудейских. Отчего же бремя Господа легко? Существует легенда, что, будучи плотником, Иисус изготовлял лучшие во всей Галилее ярма для волов, он так хорошо подгонял их к волам, что те не чувствовали никакого стеснения. В этом предании содержится одна замечательная мысль. Христос каждому из нас дает бремя, отличное от всех других, и каждого из нас воспитует как единственного Своего ученика. Люди, которые пребывают вне Церкви, не могут взять в толк, как это возможно: поститься, воздерживаться от блуда и прочее. Они думают, что все это дается нечеловеческим напряжением воли. Между тем это не так. Просто Господь, действуя в нашем сердце постепенно, безо всякого насилия, убеждает нас делать что-то так, а не иначе. Бремя Его кажется невыносимым лишь в те минуты, когда демоны смущают нас или мы по собственной воле начинаем назначать себе подвиги. В остальное же время настоящий христианин подобен герою рассказа, известного комментатора Евангелия Уильяма МакДональда: «Есть одна история о том, как человек повстречал маленького мальчика, несшего на спине еще меньшего мальчика, парализованного. «Это слишком тяжелое для тебя бремя», – сказал человек. «Это не бремя, – ответил мальчик, – это мой брат». Бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью, всегда легко». Составлено по толкованиям святых отцов и трудам современных богословов. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |