ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ 

ШАГИ К ГОСПОДУ

В древнем городе Романове-Борисоглебске ежегодно 1 августа совершается крестный ход с самой большой в России иконой Всемилостивого Спаса

Велика наша Россия, везде бы хотелось побывать. Но знаешь, что невозможно это, жизни не хватит. Но случается так: поговоришь с человеком и будто побываешь там... Сколько раз я слышал о славном русском городе на Ярославщине с красивым названием Романов-Борисоглебск, ныне именуемом кратко – Тутаев.

1 августа здесь проходит традиционный крестный ход с образом Всемилостивого Спаса, а 6 июля ход прошел по Борисоглебской стороне. Недавно Господь сподобил меня «побывать» там, да не просто, а через рассказ о главной его святыни, которую можно назвать душой города.

Довелось мне встретиться с двумя жительницами Тутаева – Алевтиной Александровной Нелюбиной и Людмилой Николаевной. Рассказывая о своих святынях, они поведали мне о самой большой в России старинной чудотворной иконе Всемилостивого Спаса, являющей и поныне чудеса исцелений.


Воскресенский собор
г.Тутаева

– Батюшка благословил мне работать в детском лагере среди больных детей, – рассказывает методист Духовно-просветительского центра Тутаева Алевтина Александровна. – В основном это дэцэпэшные дети. И вот я с ними поработаю три недели, а на четвертую обязательно везу в Воскресенский собор на причастие. Всех детей мы проводим под этой иконой. Она большая – три на четыре метра. Крестным ходом ее сорок мужчин на носилках несут. И вот что происходит с детьми около этой иконы: если они долго были без храма и постоянно смотрят телевизор, то начинают кричать и бесноваться. Некоторые не могут даже подойти к ней. Ребенок делает все, чтобы мать его туда не несла. Икона установлена на специальном помосте, и под ней сделан специальный проход, а мать, поняв, что ребенок одержим какой-то злой силой, старается во что бы то ни стало пронести его под иконой, чтобы избавиться от этого несчастья. Страшно смотреть, как дети начинают сопротивляться. Но что интересно: если мать побеждает и ребенок вместе с ней пролезает под иконой, второй раз он уже становится спокойнее, а на третий, глядишь, сам идет. Надо три раза пролезть.

– От нашей иконы происходит очень много исцелений, – вступает в разговор Людмила Николаевна. – Вот из Рыбинска недавно у нас исцелился один мужчина, который болел раком. Он был неверующим. Приехал к нам в собор, помолился, причастился, приложился к иконе. Перед операцией его снова проверили и сказали, что следов опухоли у него нет. Но, к сожалению, этот человек все равно не стал ходить в храм. А раньше очень много было исцелений от этой иконы. Приходили на костылях, с палочками. И уходили на своих ногах. Даже потом этими костылями печи в храме топили.

– Расскажите об истории чудотворного образа.


Образ Всемилостивого Спаса. Фото начала XX века

– Икона эта начала XV века, – объясняет Алевтина Нелюбина, – была написана преподобным Дионисием Глушицким для старого храма святых Бориса и Глеба, небесных покровителей нашего города Борисоглебска. Она была установлена высоко в деревянной монастырской церкви, и как бы Спаситель смотрел сверху на верующих. Потом ее перенесли в собор и поставили в придел святых Бориса и Глеба над царскими вратами, а в XVIII веке икону вынесли в основное помещение храма.

Затем ее унесли в Ростов, и почти пятьдесят лет икона находилась там. Ее забрал в 1749 году в архиерейский дом ростовский митрополит Арсений. Борисоглебцы очень сильно страдали, что икона ушла от них, и всячески старались вернуть ее обратно, постоянно молились Господу. Когда разрешение было получено, они крестным ходом принесли икону назад на своих руках. В трех километрах от города сделали остановку, чтобы омыть образ от дорожной пыли. Это было на реке Ковач. Потом на этом месте забил ключ родниковой воды, который стал исцелять людей. И вот этот святой источник сейчас является местом поклонения всех наших прихожан, там батюшки служат молебны.

Икона дважды за лето крестным ходом обходит весь наш город. Первый раз ее несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне. Это в Воскресение Господне – престольный праздник Воскресенского собора. Второй раз, в последнее воскресенье перед праздником Илии, крестный ход идет по левому берегу, по бывшему Романову. Для иконы сделаны специальные носилки. Несут сорок человек, крепких мужчин. Собирается огромное количество народа. Приезжают из Москвы, Петербурга, Ярославля, других близлежащих городов. Несут по главным улицам города, заходят в Дом милосердия, в больницу, везде служат молебны.

– А сколько весит икона?

– Мне кажется, дело не в том, сколько она весит, – «заступается» за Всемилостивого Спаса Алевтина Александровна. – А дело в том, что у тех мужчин, которые берутся нести эту икону, происходят изменения в духовной жизни. Я знаю это по своему мужу. После крестного хода он выразил это так: «Да, теперь я знаю, как тяжела ноша Бога». Однажды поразили меня слова, сказанные Святейшим Патриархом, что мощи святых – это семена вечности. То же самое относится к нашей иконе и крестному ходу – это тоже небесный путь к Богу для каждого, кто решается пойти в него.

– И сколько километров вы проходите?

– Километров двенадцать. Но это тоже не так важно, потому что бывает так, что не километры определяют путь. Когда я первый раз пошла крестным ходом, мне казалось, что вот Он – «Хозяин города» идет вместе с нами. Милостиво всех благословляет. Женщины идут старые, с больными ногами, у меня тоже ноги больные. Но мне архимадрит сказал: «Не можешь весь крестный ход идти, не иди. Пройди пять шагов, сможешь больше, пройди больше. Это будут твои шаги к Богу». И каждая больная бабушка из последних сил старается хоть еще один шаг да сделать...

От времени икона сильно почернела, и вначале трудно разобрать изображение Спасителя. Но потом икона сама как-то открывается, и весь образ становится отчетливо виден. Но для этого нужны духовные очи, не каждому это дано.

* * *

Древний город Романов-Борисоглебск имеет удивительную историю. В ней отразилась история всего нашего Отечества. Хотя образовался он из слияния двух городов – Романова и Борисоглебска – только в 1822 году, но вот сами эти города были основаны аж в XIII веке. Первые упоминания о Борисоглебской слободе, раскинувшейся на правой стороне матушки Волги, относятся к 1238 году. Во время татаро-монгольского ига в эти глухие места бежали от басурман жители из других городов. Беженцы из разоренного татарами Ярославля срубили деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, скорых помощников и защитников от нашествия иноплеменников. С тех пор и стала называться слобода Борисоглебской.

А город Романов на левом противоположном берегу Волги был основан святым благоверным князем Романом Угличским в конце XIII века. В то время многие подвижники из центральной Руси спасались в монашеской Борисоглебской обители и здесь в уединении и безмолвии возносили сугубые молитвы о спасении России. Монастырь просуществовал до XV века, когда Русь полностью освободилась от иноземного ига.

Но в начале XVII века новая беда настигла две процветающие слободы на берегах Волги. Во время нашествия польско-литовских захватчиков Романов и Борисоглебск были сожжены и разграблены отрядами пана Гальбовича в 1609 году. После изгнания поляков с Русской земли обе слободы были восстановлены вместе с древними храмами, которые стали строиться в камне. Смотрю на дореволюционный вид Романова-Борисоглебска, изображенный на подаренной мне моими тутаевскими знакомыми картине акварели художника И.Белоногова, душа радуется: величественные храмы взметнули ввысь шатры свои глав и колоколен с обеих сторон живописных берегов великой русской реки. По синей спокойной глади Волги мирно плавают под парусами яхты и труженики-пароходы пускают в небо клубы белого дыма. Двенадцать белоснежных храмов – великанов украшали дореволюционный город.

Но после революции жизнь горожан круто изменилась. Красная власть переименовала древний город в Тутаев – в память о погибшем при перестрелке с белогвардейцами двадцатилетнем красноармейце Илье Тутаеве. К 1940 году девять храмов были закрыты. В советское время был нарушен весь древний уклад горожан. Но промыслом Божиим в величественном соборе Воскресения Христова, построенном в середине XVII века на месте древней церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, молитвенная жизнь не прерывалась во все годы советского безбожия. В этом удивительном по красоте соборе сохранились многие древние святыни, собранные за столетия. Из Борисоглебской церкви собор принял деревянное резное Распятие, найденное, по преданию, на берегу Волги и относящееся к XVI веку. Подобный шестиконечный крест венчал жезл, который апостол Иоанн Богослов вручил в видении преподобному Авраамию Ростовскому (XI век) для сокрушения идола Велеса.

В отдельном киоте установлено уникальное скульптурное изображение святителя Николая Можайского XVI века. Перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Благодатное небо», принесенной из Успенского женского монастыря, любил молиться Иоанн Кронштадтский. Он же и основал этот монастырь. В свои приезды в Романово-Борисоглебск всероссийский пастырь при многочисленном скоплении народа совершал Божественную литургию в Воскресенском соборе. В этом же соборе постоянно служил и будущий Патриарх Тихон, когда с 1907 по 1913 годы был архиепископом Ярославским и Ростовским. Дважды посещал собор и нынешний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С Воскресенским собором связаны имена нескольких новомучеников и исповедников Российских. Среди них епископ Афанасий Сахаров, отбывавший ссылку в Сыктывкаре. После освобождения из своего более чем двадцатилетнего заключения он 11 месяцев жил у старосты Воскресенского собора Егора Седова. Так Сыктывкар и Тутаев оказались связаны покровом общего молитвенного заступника.

Сам староста, заботившийся в годы богоборчества о сохранении собора и спасавший в своем доме многих изгнанных монахов и священников (за что дважды отбывал сроки заключения), тоже прославлен Церковью как исповедник веры Христовой. 1 декабря 2001 года были обретены его святые мощи и выставлены для поклонения в Воскресенском соборе. В отдельном ковчеге хранятся частицы святых мощей святого благоверного князя Романа Угличского, священномученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.

Прошло более 800 лет, как совершили свой жертвенный подвиг любви на благо нашего Отечества святые благоверные братья Борис и Глеб. Но до сих пор они не оставляют своей молитвенной помощью святую Русскую землю, и яркий тому пример незакрывавшийся во все годы гонений Воскресенский собор.

Услышал я рассказ о древнем городе Романове-Борисоглебске и словно сам побывал там, на берегах великой Волги реки, вспоившей и напитавшей живительными соками многих русских подвижников. И сегодня не убывает молитвенный дух в этих исконно русских землях, где возрастают в православии новые подвижники веры Христовой.

Е.СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга