ПО СЕВЕРУ В гости к соседям В Сыктывкарской епархии с ознакомительным визитом побывал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Программа пребывания владыки в Сыктывкаре включала в себя богослужение в Стефановском соборе, посещение храмов столицы республики, Серафимовского монастыря и детского епархиального лагеря. Вятский владыка был приятно удивлен тем, сколько сделано в молодой Сыктывкарской епархии в работе с молодежью, в социальном служении. 8 августа во время встречи митрополита с Председателем Госсовета республики Иваном Кулаковым была выражена взаимная заинтересованность в сотрудничестве на ниве духовного просвещения. На фото слева направо: митрополит Хрисанф, игумен Филипп, епископ Питирим, И.Е.Кулаков. По материалам пресс-службы Госсовета РК Пешком в Верхотурье Пеший крестный ход пройдет от Перми до Верхотурья. Он посвящен памяти перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского из села Меркушино в Верхотурье, которое было совершено 300 лет назад, 25 сентября 1704 года. Крестный ход возглавят две иконы. Одна из них, святых Царственных страстотерпцев, уже прошла много тысяч километров по России. Она написана одной из пермских инокинь и явила множество чудотворений. Крестный ход выйдет 30 августа и 23-го должен прибыть в Свято-Николаевский мужской монастырь Верхотурья (на фото). ИА Екатеринбургской епархии Расплата Северодвинский городской суд по уголовным делам вынес приговор в отношении студента Севмашвтуза Артема Исаева. В ходе следствия было доказано, что 20 мая прошлого года он поджег часовню «Во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа – Соловецких чудотворцев» на старом кладбище. Спустя месяц, 22 июня, он же совершил поджог строящейся часовни на улице Лебедева Северодвинска. Ущерб составил около 207 тысяч 860 рублей. Суд приговорил вандала к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы условно и обязал полностью компенсировать убытки общинам, которым принадлежат эти часовни. Интерфакс Неизвестный император Выставка, посвященная 250-летию со дня рождения императора Павла I, открылась в петербургском Манеже и продлится до 22 сентября. Организаторы ее считают, что она поможет разрушить сложившийся в литературе и кино образ императора Павла I как «самодура и тирана». В Манеже впервые собраны около тысячи экспонатов – от тетрадей по русскому языку юного Павла до писем российскому императору от королей европейских стран. «Создавая выставку, мы придерживались принципа хронологии – на первом этаже Манежа представлена жизнь Великого князя – воспитание, образование, браки, рождение детей. Второй этаж посвящен императору всероссийскому», – рассказала «Интерфаксу» куратор выставки Татьяна Ларина. Большая часть экспонатов демонстрируется впервые. Например, «Павловская батарея» – коллекция артиллерийского оружия юного Павла, а также «зрительные трубы» и компасы. Есть здесь и карты путешествий в Европу Павла Петровича и Марии Федоровны под именем графа и графини Северных. Среди экспонатов трогательное письмо Павлу от его сына – будущего императора Александра I – с подписью «сын ваш Алексаша» и написанное той же рукой через 29 лет сообщение о смерти «от апоплексического удара» императора Павла I. Росбалт/«Вера» Миссионерская поездка Мы едем далеко-далеко, в Афанасьевский район, вместе с батюшкой в перегруженном необычном автобусе: на лобовом стекле крест, сбоку надпись – «Вятское духовное училище», внутри – зачехленный, бережно упакованный храм, драгоценное сокровище. Мы – миссионеры, вместе с нами приедет Православная Церковь в далекие селения, в которых уже много десятков лет не совершалось церковное богослужение. Нас там ждут: может быть, мы приедем как раз тогда, когда человеку более всего необходима Божия помощь, а как искать ее, он и не знает. Может быть, и маршрут нашей поездки сложился именно так, потому что какая-нибудь раба Божия в одном из этих сел неустанно молилась о счастье хоть раз в жизни побывать на литургии и причаститься. Приедем, поставим наш храм, засияет он, словно огонечек, и осветит Божественным светом веры всех, кто к нему придет. Для нас эта поездка и большая радость, и испытание – быть готовыми дать отчет всякому приходящему о своей вере, уметь сказать то единственное самое важное слово правды, которое ищет человек. Здесь каждый наш шаг, каждое слово – уже исповедание веры, уже проповедь. В Гордино в общественной столовой пение нами молитвы «Отче наш» до глубины души поразило находившегося там в это время местного милиционера. * * * Гордино, первое село, куда мы приехали, встречает нас недоверчиво, даже настороженно. Чужие, приехали из города, неизвестно зачем; может быть, какие-нибудь западные проповедники... С трудом дали ключи от клуба. Старое деревянное здание, построенное на фундаменте разрушенного в хрущовские гонения храма, сумрак, ряды стульев, пол под уклон. Неуютно, сиротливо и пусто. Уже принесен наш миссионерский храм, собран иконостас, устроен алтарь, а прихожан все нет. Неужели зря приехали сюда? Но уже на другой день приходят люди, зовут батюшку освящать дома. Видишь их лица, простые, добрые – они на самом деле ждут от нас помощи и молитв, и после освящения домов легко, радостно и уютно стало в этом селе, словно оно теперь совсем другое. К вечеру совершается чудо: в нашем храме яблоку негде упасть, пришли креститься 82 человека, часть целыми семьями от мала до велика, во главе с хозяевами домов. Крещение продолжалось почти 3 часа, но все были предельно серьезны, терпеливы, послушны, старались понять все с полуслова. Огромный круг стоящих близко друг к другу людей от иконостаса до сцены, море огоньков от свечей в полумраке наступающего вечера. Всеобщее, в несколько рядов, шествие вокруг купели. Усталый, мокрый, но довольный батюшка и выстраданная за эти часы ожидания, тесноты и духоты радость обретения новых членов Церкви – такое забыть невозможно. Вслед за этим всенощное бдение в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. Все устали от сутолоки, от впечатлений и переживаний, но служба идет легко и радостно, с благодарностью Богу за этот день, с молитвой уже не только за себя, но и за тех, кто крестился сегодня. Утром на литургии появляется ощущение близкой связи со всеми здесь стоящими. Сегодня причащалось больше 100 человек. Мы вместе прошли долгий путь к этой службе через сомнение, недоверие, пустоту, через крещение, исповедь, молитву. Это для нас торжество, праздник создания церковного единства, чудо рождения любви. Поэтому-то после службы тепло прощаемся мы с теми, о ком два дня назад ничего не знали. * * * Точно так же произошло в Боре, следующем пункте нашей поездки: неустроенный, неприветливый клуб в начале, а в конце – дорогое сердцу место, на котором совершалась служба Богу и творилась молитва. Что-то изменилось в этих селах, здесь совершалась литургия – великое дело строительства Божия. Наш храм мы увезем, но останутся храмы в душах крестившихся и причастившихся людей. Условия жизни здесь, в деревне, в действительности очень тяжелые: в Боре работы нет – уезжают все, кто может уехать. Здесь, как и в Гордино, многие пьют, рассказывают о случаях самоубийств. В день нашего приезда жители Бора тушили пожар: после грозы сгорел дом, а там жили две семьи с малолетними детьми. И трудности, и природная стихия, и жара, и мороз – все здесь ощутимее, приметнее, чем в городе. Поэтому и понятнее людям, что трудно надеяться только на себя и любить только себя, проще верить, проще обращаться к Богу как к близкому, родному и дорогому – здесь более видны Его милости, и для веры подчас не нужно никаких доказательств. Поэтому и прихожане здесь отличаются от городских. Часто приходят из любопытства, кто-то хочет просто поговорить с батюшкой, многие несут крестить детей, «чтоб здоровья больше было», или потому, что так принято. Но приходят в самое сложное для деревни время, когда опасно упустить момент каких-нибудь работ, оставляя огород, домашний скот, нескошенные луга, веря, что потом с Божьей помощью наверстают упущенное. Утром в ответ на привычный в деревне вопрос, куда собрались, удивительно приятно и радостно слышать: «На причастие». Очень часто люди сомневаются, но искренне пытаются разобраться: задают вопросы, с жадностью ждут от нас слов о вере, готовы долго стоять и слушать всякое объяснение – так человек, собирающийся совершить покупку дома, в котором будет жить всю жизнь, выясняет прежде все его достоинства. Одинокая многодетная мама спрашивала, как это мы, молодые, пришли к вере, как мы живем. Она с болью говорила о том, что не выжить сейчас православному человеку среди зла, а сама только что опустила в ящик для пожертвований, может быть, очень необходимые для семьи деньги. Приходят и молодые, молчаливые, немножко робеют, стесняются, смущаются – постоят, посмотрят, послушают, возьмут в руки книжку, купят именную иконку или крестик, а вечером кто-то из них придет на исповедь. Ко всему наши прихожане стараются относиться серьезно и внимательно, многие неукоснительно, до мелочей стараются выполнить все правила, иногда понимая их по-своему. Батюшка сказал, что вечером будет всенощное бдение – люди приготовились стоять на службе всю ночь. Если надо приступать к причастию натощак, это значит, что вечером накануне тоже есть ничего нельзя. Батюшка говорил о нескольких днях поста перед причастием – кто-то собрался это сделать потом, после таинства, раз не получилось сразу. Очень многие после крещения и причастия собрались жить по-другому, бороться с пороками. У каждого из них свой путь к Богу. Вот старики, дед и бабка, поддерживая друг друга, вместе пришли креститься, стоят тихо, задумчиво, слушают сосредоточенно. Это таинство для них, возможно, завершение исканий и тревог, совместный вывод из событий и обстоятельств жизни. Вот бабушка, добрая, безо всякой суеты, с большой любовью позаботившаяся о нашем ужине. Целый год она лежала парализованная, а потом Господь поднял, и верить начала, и знают о вере эти старики, может быть, и меньше нашего, но гораздо глубже понимают, что такое вера. Из ста семидесяти двух человек, крещенных и причастившихся в этих селениях, конечно же, далеко не все до конца понимают, что с ними произошло. Вроде бы и забудут, вернутся к своим делам и огорчениям, но неизгладимая печать Духа Святого останется, и Господь всю жизнь будет звать их к Себе, будет помогать и не отдаст во власть миру. Наверное, надолго запомнятся внимательные и задумчивые глаза тех, кто не пришел в храм, не смог сделать решительный шаг, поверить, хотя, может быть, уже и решился. И обязательно останется память об этих днях у маленькой Насти, молчаливой и застенчивой. Она сама пришла нас проводить, смотрела, как мы собирались, все не уходила, а потом махала ручкой вслед уходившему автобусу. * * * Вот, наконец, Бисерово. Всего 20 км от Бора, но здесь все другое, есть молебный дом, прихожане с усердием и любовью заботятся о нем, привыкли к службе, покупают серьезные книги, интересуются глубокими вопросами. Наш приезд для них – не точка отсчета новой жизни, как в Гордино и Боре, а ожидаемое, радостное событие церковного общения. И для нас – отдых и удовольствие смотреть на плоды их трудов, молиться с ними. * * * Вот и окончилась наша миссионерская поездка. Как все-таки мало у нас было времени и как, кажется, мало успели сделать. Но это только, кажется, по человеческому разумению. Волей Божией в душах каждого, пришедшего в наш храм, посеяно маленькое семечко веры через таинства, через литургию на богатой почве веры и духовных трудов предков и собственных душевных переживаний человека. Замечательно, что в Гордино служба совершалась там, где прежде стоял храм. Кто-то всеми силами старался уничтожить его до основания и на «свободном» месте построил клуб. Но храм воскрес, хоть пока и на один день. Какими будут всходы этих посевов, нам увидеть не дано, но духовная связь с нашими прихожанами останется. За эти дни наша вера обновилась, и мы могли поучиться у них терпению, ревности и простоте сердца. А они почувствовали, что не одиноки в своих бедах и скорбях, что они члены самого великого и близкого единства – единства Церкви. И в подтверждение того, что оно уже есть, словно в награду всем нам за труды, под конец поездки в омутнинском храме на празднике в честь иконы Богородицы «Троеручица» встретились мы с жителями тех селений, куда приезжали. Обрадовались друг другу, как родные, и со слезами молились и благодарили Бога и Матерь Божию за Ее помощь и любовь к нам. Ирина КАЙГОРОДЦЕВА Старообрядцы у костра На минувшей неделе (с 16 по 19 августа) молодые староверы из Пермской и Свердловской областей участвовали во встрече молодежи в небольшом городке Миасс (Челябинская область). Организована она была Уральской епархией РПСЦ. Такие молодежные мероприятия для староверов в новинку. В мае, после того, как предстоятелем РПСЦ был избран митрополит Андриан, при Московской митрополии был создан отдел по работе с молодежью, его возглавил иерей Александр Маслов. Тогда же и возникло пожелание регулярно проводить епархиальные молодежные встречи. Сначала в Миасс приехали пермяки. Только на вид суровые ребята при ближайшем знакомстве оказались самыми обыкновенными парнями, со своими интересами и увлечениями. За ними прибыли о.Павел Зырянов и его духовные чада из Екатеринбурга. Вечером все собрались на службу, и уже было не различить, кто откуда. Старообрядцы говорят, что только за молитвой можно почувствовать себя единым со всей «во Христе братией». Назавтра с обширным докладом по истории старообрядческой общины Перми выступил Виталий Мингалев. Ему 27 лет, по образованию историк. Юморной характер, на первый взгляд, как-то не вяжется с его внешним видом – большой рыжей бородой и строгостью в одежде. К вере пришел сам – проводил бессонные ночи над томами ветхих метрических (церковных) книг. Историей старообрядчества не ограничивались интересы ребят, под руководством священников обсуждали ряд насущных вопросов: «О внешнем облике христианина», «О светском образовании», «О православных традициях». Особое развитие получила тема общения с внешним миром. Старообрядцы ведь не затворники, учатся в светских школах, получают высшее образование (отец Вячеслав говорит: «Иные образованные люди быстрее к вере приобщаются»), дружат со своими далекими от веры Христовой сверстниками. Мобильная связь, телевидение, интернет доступны им, как всем другим. И нужно суметь избежать искушений, не погрешить против Бога, остаться верным старине. А затем всех вместе собрал таежный костер. За ароматным чаем на свежем воздухе и разговоры все какие-то философские… Где пройдет встреча молодых староверов Урала в следующем году, пока неизвестно. Но она обязательно будет, желающие уже есть. М.ГУСЕВ До 300-летия не дожил... 4 августа на правом берегу Северной Двины в деревне Борок села Челмохта Холмогорского района сгорела деревянная церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1709 году, в 1875 г. к нему была пристроена колокольня. В последнее время храм пустовал, в 80-х годах началась его реставрация, но закончилась ничем, как это произошло со многими храмами в те годы. В последние время православные делали попытку совершить в храме богослужение, но оказалось, что там кем-то снят пол. На рисунке (фото мы не нашли) видно, что не было у него и главки. Пожар жители заметили рано утром, тушить было практически нечем, да и воды близко не оказалось. Скоро здание храма рухнуло. Возникла опасность, что загорятся соседние дома: факелом вспыхнул телеграфный столб, сгорело несколько сараек над картофельными погребами, занялись заборы. Жительницы села Любовь и Зинаида Ермолины обошли храм с иконой «Неопалимая Купина». Беда сплотила людей: боролись с пламенем все, кто мог, – опахали территорию вокруг пожарища, привезли бочку с водой на второй день, трое суток по двое-трое дежурили на догорающем пепелище. Случившееся стало для деревни большим потрясением. Местные жители выразили желание поставить на месте сгоревшей церкви крест, а в будущем и часовню. В Челмохте в 1917 году родился известный на Севере протоиерей Владимир Жохов. Местные жители вспоминают, что более 30 лет назад о.Владимир в последний раз приезжал на свою малую родину и между прочим предсказал, что в начале нового века в Россию вернется Тихвинская икона Божией Матери. «Духовный сеятель»/«Вера» Освящение фонтанов и знамен В музее-заповеднике «Петергоф» под Петербургом состоялся исторический праздник «Малое водосвятие». Церемония его зародилась еще во времена императрицы Елизаветы Петровны, по повелению которой ежегодно 14 августа, в день происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, здесь устраивалась иордань. Литургия и водосвятие сочетались с военными парадами и окроплением святой водой боевых знамен петергофских полков. И ныне совершалось то же самое. После водосвятия настоятель расположенного в Петродворце храма свв. Петра и Павла освятил знамена Военно-морского института радиоэлектроники им.Попова, Военно-транспортного университета железнодорожных войск и кадетского корпуса, который ныне размещается в Петергофе. РИА «Новости» Юбилей гвардейской святыни Президент В.Путин направил приветствие митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру по случаю 250-летия Спасо-Преображенского собора, отмечавшегося 19 августа. Храм был возведен в 1744 году по указу государыни Елизаветы Петровны в память ее восхождения на престол. Собор лейб-гвардии Преображенского полка, первого русского гвардейского полка, расположен рядом с Литейным проспектом – местом, где издавна располагались казармы преображенцев. В 30-е годы XVIII в. на этом месте был полковой двор гренадерской роты этого полка. Именно туда в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. прибыла дочь Петра I цесаревна Елизавета. После долгой молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к преображенцам с призывом помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и стоявшей за ней кликой вельмож-немцев. Через несколько дней после вступления на престол Елизавета изъявила желание построить на этом месте храм в знак благодарности Богу за оказанную ей великую милость. В 1825 г. собор сгорел, хотя из него успели вынести все основные святыни. Император Александр I повелел незамедлительно восстановить его, что и было сделано через три года по проекту архитектора В.Стасова. Вокруг собора был разбит сквер, окруженный оградой из 102 бронзовых орудийных стволов, взятых в русско-турецкую войну со стен турецких крепостей. Внутри собора «всей гвардии» находились полковые знамена и другие трофеи, отвоеванные у турок. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была на Александре II 1 марта 1881 г. и сохранила следы его крови. Хотя сам собор никогда не закрывали, большинство святынь храма и ценные иконы были изъяты в 20-х годах. Главными святынями храма ныне являются Нерукотворный образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» – любимый образ Петра I. На торжествах по случаю юбилея храма присутствовала губернатор Валентина Матвиенко. В беседе с владыкой она выразила удовлетворение тем, что Св. Синод РПЦ МП попросил его продолжить служение, «несмотря на преклонный возраст». После литургии перед собором состоялось костюмированное шествие под барабанную дробь. Да расточатся врази... В июле в Мордовии близ села Чукалы при участии трех тысяч человек прошел эрзянский языческий праздник «Раскень озкс» (народное моление). Собравшиеся вознесли молитвы верховному «богу» Инешке Паз. Поздравить участников моления приезжал Глава республики Николай Меркушкин, который за месяц до того издал указ о присвоении языческому празднику республиканского статуса с выделением на него бюджетных средств.
Клирики Саранской епархии отреагировали на это по-своему. Как рассказал настоятель Михайло-Архангельского храма в с.Большое Игнатово прот.Александр Никитин в интервью саранской газете «Сударыня», он и еще трое священнослужителей благочиния дерзнули, отслужив Божественную литургию, обратиться к Богу с молитвой о подтверждении того, что мероприятие в селе Чукалы есть богоотступничество. В тот же день, как только началась вечерняя служба, по округе пронесся ураган. Порывы ветра и град величиной с куриное яйцо разрушили два моста, дамбы, линии электропередач, жилые дома, уничтожили полторы тысячи гектаров хлебов. Один человек погиб, материальный ущерб оценивается почти в 12 млн. рублей. Ураган затронул только те села, жители которых участвовали в языческом празднике, – райцентр Большое Игнатово, села Андреевка и Чукалы. Закончился он вместе с окончанием вечерни. Благовест-инфо
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |