ПО СЕВЕРУ 

 

Православие в Норвегии

6 сентября в заполярном Киркенесе завершилось заседание совместной рабочей группы РПЦ и Лютеранской Церкви Норвегии. Участвовавший в ней епископ Архангельский и Холмогорский Тихон отметил, что решались там практические вопросы. Так, важным событием стало предоставление приходу Русской Православной Церкви в Осло большого благоустроенного храма. Наметилось заметное продвижение в вопросах назначения постоянного православного священника в Киркенесе и создания церковно-культурного центра моряков.

Православие.ru

Парус спасения

В Костроме в рамках торжеств, посвященных празднованию обретения чудотворной Федоровской иконы Божией Матери, на въезде в город установлен и освящен Поклонный крест, изготовленный на средства епархии и костромской мэрии. Это пока временная конструкция, в будущем его заменят на гранитный. Уже известно, что это будет символ города – ладья, но вместо паруса у нее будет шестиметровый крест.

Regions.Ru

Пешком с молитвой

В память о 300-летии перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского из Перми вышел пеший крестный ход в Верхотурье. В первый день паломники преодолели 35 километров. На этом отрезке пути первой остановкой стало место строительства небольшого храма на месте убиения родного брата Царя-страстотерпца – Михаила Александровича Романова.

Всего пермякам предстоит пройти 455 километров. Это их не пугает, поскольку они уже не раз участвовали в многодневных крестных ходах. В 2000 году был 50-километровый ход Чернодынь – Ныроб (наша газета о нем рассказывала). В 2001 году – ход по маршруту Ныроб – Пермь – Екатеринбург (около тысячи км). В 2002 году – по маршруту Екатеринбург – Кострома (1800 км). А в прошлом году пермяки приняли участие и во всероссийском крестном ходе от Екатеринбурга через Пермь до Дивеева. Отвечая на вопрос, трудно ли им было, участники отвечают, что тяжело, если вести в пути суетные разговоры, отвлекаться от молитвы. А с молитвой – легко и радостно.

ИА Екатеринбургской епархии

«И небо прояснилось...»

100 лет со дня основания Митрофановской мужской пустыни отметили в Карелии. Она находится на берегу Важеозера среди густого леса в пяти километрах от Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря. В настоящее время это единственная в России обитель, носящая имя свт. Митрофана Воронежского. По благословению архиепископа Мануила сюда 20 августа, в день празднования юбилея, была привезена из Петербурга чудотворная икона «Мученица» святителя Митрофана. Празднество началось с Божественной литургии в храме Преображения Господня Важеозерского монастыря. С утра шел сильный проливной дождь, и грустно думалось, как пройдет крестный ход. Но после богослужения небо прояснилось, дождь прекратился, и стали пробиваться лучи солнца. С пением тропаря и величанием святителю православные двинулись в пустынь. Участниками его были паломники из Петербурга, Петрозаводска, Олонца, местные жители, братия монастыря. На месте пустыни всего за один год братии монастыря удалось возвести здание Митрофановской церкви под крышу. В ней и был отслужен молебен с акафистом святителю.

«Православие в Карелии»

Храм в «зоне»

Впервые в Вологодской области церковные награды были вручены в колонии. Это произошло на традиционном «смотре полезных дел» – такие торжественные мепроприятия в ИТУ Вологодской области обычно проходят в конце лета. А награжден был бывший начальник (он сейчас на пенсии) женской колонии № 1 г.Вологды Виталий Жилин. Медаль св. бл. кн. Даниила Московского вручал настоятель храма о. Александр Лебедев. Архиерейской грамоты удостоилась староста Елена Жданова – то, что в церкви ежедневно собираются на молитву заключенные, во многом ее заслуга.

«Православная Вологда»

Ко храму, которого... нет

Состоялся пятый крестный ход к памятному кресту в Красноборском районе Архангельской области.

История Красноборска, как и многих городов и сел на Руси, напрямую связана с историей Православной Церкви. В 1624 году крестьянин Игнатий Ожегов, распахивая купленный участок земли «на красном бору», нашел здесь икону Спаса Нерукотворного. Вскоре на этом месте строится часовня, и затем возникает погост с храмом в честь чудотворной иконы. В XIX веке уже на всю Архангельскую губернию славятся ярмарки «у Спаса на Красном Бору». В безбожное время закрытый храм превращается в охраняемый памятник архитектуры. В 1973 году собор растаскивают тракторами, камни сбрасывают в реку. А еще через 20 лет по указу Б.Ельцина «охраняемый памятник архитектуры», уже давно не существующий... снимают с охраны государства.

Сохранились сведения о традиции, существовавшей между Спасским собором и Троицкой церковью д.Усть-Евда. Дважды в год эти приходы обменивались крестными ходами. В день Спаса Нерукотворного жители усть-евдского прихода шли с крестным ходом Спасскую церковь, а в день Пятидесятницы жители Красноборска, в свою очередь, торжественно шли в усть-евдскую Троицкую церковь. Древнее предание повествует, что возникла эта традиция по случаю какого-то сильного мора.

В 2000 году на месте храма Нерукотворного образа был установлен памятный крест, и с того времени утраченная традиция возобновилась. В этом году 29 августа в пятый раз крестным ходом прихожане Троицкой церкви с молебным пением направились к памятному кресту. Впереди несли икону Спаса Нерукотворного, за ней – Святой Троицы. Как сказал настоятель Св.-Троицкого храма прот.Валентин Кобылин (на фото) корреспонденту газеты «Вера», «этот ход не просто дань традиции. Возрождение Отечества и нашего села совершается через покаяние в богоотступничестве, чему немое свидетельство – разрушение святыни. Замечательно, что православные выходят за стены храмов, к людям, свидетельствуя о Боге».

«Вера»/ Пресс-служба Архангельской епархии

С иконой против пожара

Прошедшим августом Удорский район Республики Коми постигло бедствие – пожар, начавшийся с подожженной лесной избушки. «Такого на моей памяти еще не было, – сообщил нашему корр. начальник Пысского лесхоза Гелий Селиванов, – горело более тысячи гектаров, огонь подступал уже к самым домам деревни Малая Пысса. Тушили его десять дней – до 14 августа».

Тушили в основном местные жители. Поскольку огонь был верховой, то распространялся он с ужасающей скоростью, так что в какой-то момент только на Бога и была надежда...

– Когда пожар был уже в километре, решили мы обойти деревню с иконами, – рассказывает местная жительница Люция Максимовна Букина. – Не скажу, что я такая сильная верующая, но деваться-то некуда. Сразу вспомнилась картина из детства: пламя огня и древний старик с иконой, которого ведут под руки две женщины.

Это было 19 августа в 65-м году, когда горела Латьюга, мое родное село, что неподалеку от Пыссы. Тогда самый старый наш сельчанин Илья Михайлович Корнилов с иконой и молитвой обошел вокруг села, затем спустился к реке – и огонь моментально отвернул от домов, перебросился на реку. С тех пор латьюжане каждый год отмечают 19 августа – «обетный день», на который в нашу часовню приезжают со всех окрестных сел, даже из Архангельской области, из Родума и Вожгоры – из Роча, как мы называем эти русские деревни. 19 августа объявили даже нерабочим днем, настоящий праздник...

И вот, спустя 40 лет, мы решили действовать так же. Маиса Константиновна Федорова, Мария Ивановна Логинова и я с четырьмя иконами пошли вокруг деревни. Читали «Отче наш» и молитву на прогнание огня из старого молитвослова. Потом, как и старичок Корнилов, пошли к ручью, к Мезени, чтобы огонь свернул туда. Все так и получилось! Только мы помолились у ручья – сразу ветер сменился. Ночью было спокойно, пожар к реке шел. А утром...

Выхожу из дома – огненная стена в ста метрах от крыльца. Жар, волосы на голове трещат. К ближайшему дому пожар приблизился метров на пятьдесят. Куда бежать, что спасать? У нас деревня таежная, вокруг лес. Вещи, что можно схватить, стоило бы к реке оттащить, но Мезень от нас далеко, в километре. Иду в горницу за иконой...


Стоп-кадр с видеозаписи, сделанной сотрудниками МЧС, – на ней Люция Максимовна во время пожара успокаивает внучку

Есть у меня старинный образ Казанской Божией Матери, привезенный из Патраково, мужниного дома. Разбирали амбар и нашли икону, обмотанную тряпками, обвязанную веревкой. Ее, наверное, спрятала тетя мужа, когда вступила в баптистскую секту и уезжала в Усогорск. Сжигать не стала, пожалела, просто в амбар засунула. Давно это было. А в начале 80-х в Патраково случился пожар, половина деревни сгорела. Вспомнила я это, когда икону с божницы снимала, но почему-то вселилась в меня уверенность: «А наше село не сгорит, Заступница поможет». Вышла снова на улицу – и сразу бух на колени, такой страх обуял. Пламя ревет, все кругом трещит. Со мной были внук и внучка, они плачут и крестятся, а я молюсь, земные поклоны бью...

И молитва женщины была услышана. Едва коснувшись деревни, пожар изменил движение, направившись на восток, и сразу после молитвы полил дождь. Именно «сразу» – это утверждают и Люция Максимовна, и другие сельчане. Приказ об эвакуации деревни, отданный приехавшими из Сыктывкара специалистами МЧС, был отменен. Ликвидация пожара продолжалась еще несколько дней, но людям он уже не угрожал.

Записал М.ВЫГИН
На фото: стоп-кадр с видеозаписи, сделанной сотрудниками МЧС,
– на ней Люция Максимовна с иконой во время пожара.

Коротко:

5 сентября в Милане открылась ежегодная межрелигиозная встреча «Люди и религии». На церемонии открытия встречи, собравшей более двух тысяч участников из более чем 70 стран, первое слово было предоставлено епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану. Владыка рассказал собравшимся о событиях в Беслане как непосредственный свидетель всех ужасов трагедии, на своих руках выносивший раненых и убитых. Он назвал кощунственными попытки предъявить России новые политические требования в тот момент, когда она подверглась атаке террористов.

* * *

Министерство иностранных дел Греции совместно с Греческой Православной Церковью заявили о желании оказать России помощь в восстановлении школы в Беслане. Чтобы «на деле доказать свою поддержку и солидарность с дружественным российским народом», как сказано в заявлении. Экономические детали этой инициативы будут определены в ближайшее время.

* * *

Патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил игумена Сергия (Рыбко) премией «Обретенное поколение» за миссионерскую и пастырскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Благодаря его проповеди и пастырской работе сотни молодых любителей рока нашли дорогу к храму, а некоторые даже стали священниками.

* * *

На днях правительство Эстонии распорядилось демонтировать в городе Лихула памятник эстонцам, воевавшим на стороне фашистов во Второй мировой войне. В ответ неонацисты осквернили памятник советским воинам.

* * *

6 сентября в Успенском соборе Московского Кремля за литургией был прославлен в лике святых преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский (1846-1918). Этот подвижник пришел, чтобы быть настоятелем московского Афонского подворья в трудные предреволюционные годы, – он поддерживал жителей Москвы во время смуты.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга