ВЗГЛЯД
БЫЛ ЛИ АКАДЕМИК ПАВЛОВ ВЕРУЮЩИМ? В православной прессе можно часто встретить упоминания о том, что великий русский ученый-физиолог академик Иван Петрович Павлов был верующим христианином. В одной газете довелось прочитать следующее: «Однажды академик И.П.Павлов (1849 – 1936, крупный ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии) во время отдыха в городском сквере, сидя на скамейке, читал Библию. Проходившая мимо молодежь обратилась к нему: «Что, дедушка, небось веруешь?» Ученый спокойно ответил: «Да, верую». – «Эх, темень», – прозвучало в ответ…» А вот еще один образчик. Шел Павлов мимо Знаменского храма в Ленинграде (а это был его приходской храм), остановился и перекрестился. Останавливается и красноармеец. Насмешливо говорит: «Эх, темнота-темнота!.. Нет чтобы сходить на лекции академика Павлова!» – «Вот и сходи», – отвечает ему Павлов. Приходит красноармеец на лекцию, а ее читает тот самый верующий старик. Или другой случай. Назначили Павлову новую лаборантку, комсомолку. И вот в очередной день приходит эта лаборантка на работу (а рабочая неделя была тогда пятидневной и выходные были «скользящими»). Подходит она к двери, а на ней объявление: «Лаборатория закрыта по случаю празднования Святой Пасхи». Она пошла и заявила об этом «куда надо». И что? Уволили бедняжку... Сказали ей: «Вас, таких бдительных, не пересчитать, а академик Павлов у нас один...» Правда это или вымысел? Однажды на общемосковском семинаре по теоретической физике в ФИАНе академик Гинзбург с большим удовольствием рассказал интересную вещь – а именно, что Павлов не только не был верующим, но и был настоящим воинствующим атеистом, а все рассказы о его вере не более чем фольклор. Надо заметить, академик Гинзбург был порядочным человеком и лгать ему не пристало. Но, может быть, он все же упрощал? И откуда тогда взялись легенды об участии И.П.Павлова в православных богослужениях? Некоторый свет проливают воспоминания Е.С.Павловой, невестки ученого, в изложении С.Воронина: «...ходило множество легенд. Одна из них – о привязанности Павлова к Знаменской церкви (ныне там станция метро «Площадь Восстания»), где он якобы венчался и где постоянно бывал и даже читал на клиросе. Однажды после кончины мужа в Знаменскую церковь пришла Евгения Сергеевна Павлова и увидала Ивана Петровича, спускавшегося с клироса с большой церковной книгой. В полном изумлении она подошла к нему, потрясенная разительным сходством. Даже седая борода у этого человека была подстрижена так, как у Павлова. Двойник, заметив ее пристальный взгляд, остановился. – Что имеете сказать, сударыня? – спросил он тихим голосом. – Как вы похожи на моего свекра! – Все мы дети одного Бога, потому и похожи друг на друга, – ответил двойник и, не хромая, прошел мимо». Этот случай С.Воронин приводит в своей хронико-документальной повести «Жизнеописание Ивана Петровича Павлова». По всей видимости, эта книга – надежный источник информации. Во всяком случае, так говорили о ней люди, близко знавшие Павлова, в том числе и его ученик академик Е.М.Крепс. В «Жизнеописании» Сергей Воронин пишет, что Павлов был сыном священника, причем его оба дяди также были священниками, и, судя по всему, священниками плохими (оба имели пристрастие к алкоголю). Однако у Ивана Петровича были и светлые воспоминания детства, связанные с религией. Однажды восьмилетний Ваня упал с высокого помоста. Последствия ушиба оказались очень серьезными: Ваня стал худеть, плохо спал, братья прозвали его «лутошкой» (засохшая липка с ободранной корой). «К счастью, – продолжает Сергей Воронин, – приехал к ним в гости его крестный – игумен Троицкого монастыря. Увидя своего крестника в таком жалком состоянии, он взял его к себе в монастырь, где и продержал год с лишком. Умный старик стал усиленно питать крестника яйцами, молоком, курами, а перед обедом давал рюмку слабого вина. По утрам занимался с ним гимнастикой. Летом заставлял его плавать, ездить верхом и играть в городки. ...Велико было влияние старика на детскую душу. Мальчик видел, что крестный жил на хлебе и воде и позволял себе побаловаться чайком с медом только во время недомогания. Подобную же нетребовательность по отношению к себе Иван Петрович сохранял до конца жизни. Просыпаясь ночью, мальчик видел старика, сидящим за письменной работой. И долгое время уверял он своих родителей, что крестный никогда не спит. Отсюда создалась привычка Ивана Петровича отдавать все свое время научной работе. Образованный старик своими рассказами и чтением любознательному ребенку пробудил в нем любовь к книге и умственным занятиям... ...Начав читать, Ваня Павлов надоедал всем рассказами о прочитанном. Вот однажды, когда у крестного была спешная работа, мальчик особенно надоедал ему своими разговорами о «Квартете» [басня Крылова]. Крестный дал ему тетрадь и карандаш и сказал: «Ты расскажи все этой тетрадке. Теперь я занят, а завтра прочту все, что ты напишешь». С этих пор Иван Петрович полюбил письменно выражать свои мысли. Тут видишь практическую школу, в которой главными практическими науками были: умение отдавать всего себя делу, навык к усиленному труду и привычка к строгому ПОРЯДКУ в занятиях, ПОМЫСЛАХ и ЧУВСТВАХ. Этими правилами и пользовался Иван Петрович всю свою жизнь». Самое главное, что Иван Петрович получил за год жизни в монастыре, – это ДИСЦИПЛИНУ УМА. То есть то качество, которого русским людям так не хватает. Об этом позже академик Павлов написал статью «Об уме вообще, о русском уме в частности» (журнал «Природа», № 8, 1999 г.). Очень интересно сопоставить эту статью с некоторыми главами книги Феофана Затворника «Невидимая брань» (особенно гл. 7-8 и другими главами в начале книги, где говорится о дисциплине чувств, ума и помыслов, а также об обуздании страстей). Между тем обуздание страстей – это еще не вера. С.Воронин пишет в «Жизнеописании»: «Многих занимал вопрос: верит ли в Бога Павлов? Да и сейчас еще многие утверждают, что верил. На самом же деле есть немало свидетельств совершенно обратного. И в первую очередь самого Павлова, не раз говорившего разным людям о своем стойком атеизме. Есть у него и такое высказывание, приведенное в воспоминаниях Е.М.Крепса. На его вопрос: «Как уживается в вас последовательный материализм с верой в Бога, хождением в церковь?» – Иван Петрович отвечал: «Слушайте, господин хороший, что касается моей религиозности, веры в Бога, посещения церкви, то это все неправда, выдумки. Я семинарист, и, как большинство семинаристов, уже со школьной скамьи стал безбожником, атеистом. Мне Бога не нужно. Но человек не может жить без веры... Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. И верю, что человеческий разум и его высшее воплощение – наука – избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Эта вера давала и дает мне силы и помогает вести свою работу... Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому что я выступаю против гонения на Церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в Бога, не заменив ее другой верой... Вы знаете мою книгу «Лекции о работе главных пищеварительных желез»? Помните посвящение – «Памяти друга, талантливого врача Алексея Степановича Богоявленского»? Этот Богоявленский был моим товарищем по семинарии. Вместе учились и дружили. Он всегда очень уважал меня, говорил, что я служу ему примером. Богоявленский тоже, как и я, не стал священником, сделался врачом, и притом отличным врачом. Так вот, однажды он спросил меня, есть ли что-нибудь «по ту сторону»? Что ждет нас после смерти? Я посмеялся над ним. Ответил, что никакой загробной жизни не будет. Он ушел от меня, ничего не сказал. А на другой день я узнал, что он покончил с собой. Я отнял у него ту веру, что была у него. А другой веры у него не было... Я был его убийцей». Таково свидетельство Евгения Михайловича Крепса, ученика Павлова. И все же Павлов бывал иногда в церкви, и его могли там видеть. – Хожу иногда к заутрене, – сказал Иван Петрович Л.А.Орбели, – во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства». Был ли искренен со своим учеником академик Павлов? Ведь в богоборческое время говорить о своей религиозности представлялось опасным. Так ли это было, знает один Бог. Нам же, православным, имея вышеприведенные свидетельства, стоит осторожнее относиться к историям про «православного Нобелевского лауреата». Вот еще одно свидетельство, которое только множит вопросы... Будучи в ссылке, владыка Лука (Войно-Ясенецкий) написал письмо академику Павлову: «Возлюбленный во Христе брат мой и глубокоуважаемый коллега Иван Петрович! Изгнанный за Христа на край света (три месяца я прожил на 400 верст севернее Туруханска) и почти совсем оторванный от мира, я только что узнал о прошедшем чествовании Вас по поводу 75-летия Вашей славной жизни... Славлю Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. Низко кланяюсь Вам за великий труд Ваш. И, кроме глубокого уважения моего, примите любовь мою и благословение мое за благочестие Ваше, о котором до меня дошел слух от знающих Вас. Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами. Смиренный Лука, епископ Ташкентский и Туркестанский. Туруханск, 28.8.1925». По всей видимости, владыка прослышал о том, что Павлов вступился перед советской властью за детей священников, которым собирались запретить учиться в институтах. «Тогда и меня увольняйте, я сын священника», – заявил тогда академик. Сохранился и ответ академика епископу: «Ваше Преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветом и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих по-человечески, остается одна опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов». Что можно сказать по этому письму? Даже если бы Павлов открыто признал себя христианином... Верит ли человек, тем более ученый, вопрос всегда сложный. Можно привести пример Исаака Ньютона, который, между прочим, был не просто знаменитым физиком, но и богословом. Его перу принадлежит множество толкований на библейские пророчества. Между тем математик и рационалист Лейбниц открыто упрекал Ньютона в том, что тот отрицает всемогущество Бога. Лейбниц считал Ньютона повинным в упадке религии в Англии. Фактически после Ньютона пошло разделение науки и религии во всей дальнейшей истории. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Эта евангельская цитата лучше всего подходит к 100-летнему юбилею первого русского лауреата Нобелевской премии. Составлено по сообщениям Р.РОГАЛЕВА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |