ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ ОПАЛЕННЫЙ КОТЕЛЬНИЧ Страшный суд для одного города Первое документальное упоминание о Котельниче относится к 1143 году. Правда, тогда он назывался Кокшаровым и был укрепленным черемисским городом. В 1374 году новгородцы, завоевав Кокшаров, переименовали его в Котельнич, вероятно, потому, что весь город тогда находился в котловине между двух гор расположенных на берегу Вятки. Вся история Котельнича – сплошные пожары, причем такие страшные, что город выгорал почти полностью, потом снова отстраивался и расцветал. Самый большой пожар был, вероятно, в 1926 году. Тогда сгорели две трети города, сто тысяч (!) человек остались без крова. Поначалу было принято решение даже не отстраивать город заново, а перенести на новое место. Вот как об этих страшных событиях вспоминает уроженец этих мест, писатель Леонид Рахманов: «...Ветер усиливался с каждой минутой и разносил горящую паклю с места пожара, со складов кудели и льна, лепя ее на все деревянные крыши города. Так в первые же полчаса загорелась деревянная пожарная каланча, и набат умолк. Умолк навсегда: после пожара каланчу не восстановили. А в тот злополучный день, когда одновременно пылали все городские улицы, местные пожарные вообще мало что смогли сделать... Жителям центра пришлось спасаться в городском овраге с протекающей по нему речкой Балакиревицей и на реке Вятке. Но и на реке загорались плоты с имуществом, тогда приходилось бросать вещи в воду и самим залезать в реку по шею... Хорошо помню, как со знакомым мужиком Константином из деревни Вшивая Горка я под вечер этого дня поехал на лошади по сгоревшему городу, как приехали мы к нашему двору и не нашли там ничего, кроме дымящихся головешек. На соседнем участке нашей старой учительницы Екатерины Матвеевны было тоже все пусто, голо, черно – ни двухэтажного дома, ни амбаров, ни колодца, ни погреба; и так же, как у нас, стоял черный как уголь сгоревший сад, и точно так же везде пахло гарью и дымом... Примерно год Котельнич был пуст и черен... но потом быстро отстроился. Только не стало церквей, украшавших город, да еще не поднялась зелень новых посадок, превратившихся со временем в тенистые сады и бульвары, делающие его ныне похожим на южный курорт...» «Как же случилось, – задается далее вопросом писатель, – что город сгорел на две трети? Как могла выгореть на протяжении двух километров главная улица, почти вся состоявшая из каменных домов с железными кровлями? Как сгорели три каменные церкви, в том числе и старинный толстенный собор, рядом с которым на целый квартал простирался каменный же гостиный двор? Да, бесновался огненный вихрь... Взглянуть бы тогда на город со стороны! Наверное, это было похоже на Страшный Суд, только грешники не корчились в адском пламени, не вопили, грозя небу кулаками, а деятельно таскали на себе свое добро, порой забывая в доме ценные вещи, а спасая рухлядь и хлам». Ответ на вопрос, почему сгорел город, похоже, дал мне благочинный Котельнического округа о.Сергий Сизихин: «В Котельниче была тогда пересыльная тюрьма, куда ссылали людей со всей России. Здесь в городе за рекой есть такое место, Кобылий лог называется. Там десятками расстреливали священников и монахов. Их закапывали на месте, прямо так бросали. Там, говорят, земля шевелилась по три дня после массовых расстрелов. Стоны шли из-под земли. Тысячи людей расстреляны без суда и следствия. До сих пор там дети кадила и кресты находят». В Котельниче, кроме многочисленных храмов и часовен, было еще два древних монастыря – мужской и женский. Одна из монашек на самом деле восприняла пожар как Страшный Суд. Она заперлась в соборной сторожке и сгорела вместе с ней, умоляя Господа о пощаде не только за себя, но и за весь город. Может быть, по ее пламенной молитве через несколько часов после пожара на город нашли грозовые тучи и хлынул ливень, остановивший дальнейшее продвижение огня. День сегодняшний Теперь, проезжая тихий, утопающий в зелени Котельнич, и не подумаешь, что он древнее Москвы. Сегодня в Котельниче дома в основном одноэтажные и деревянные, а немногочисленные кирпичные пятиэтажки, как братья-близнецы, похожи на безликие современные новостройки.
Все погоревшие храмы и часовни после пожара были разобраны на кирпичи. А единственная оставшаяся Николаевская церковь перестроена под трикотажную фабрику. Ее передали общине верующих в 1993 году. Случилось это при первом настоятеле о.Анатолии Шалагине, который служит здесь до сих пор. Он-то и рассказал мне историю восстановления храма. Без этого седого священника, внешне похожего на Николая Угодника, наверное, и невозможно представить Николаевского храма. Ни одна служба не обходится без его участия. – Какой у вас огромный храм! – заметил я в разговоре с батюшкой. – Да, храм у нас большой. Рассчитан на три тысячи человек. До сих пор только на большие праздники полностью заполняется. – А как давно он построен?
– Его несколько раз перестраивали. Последний раз перед революцией освящали в 1905 году. Этот храм сохранился только благодаря тому, что здесь сделали трикотажную фабрику. Когда делали фабрику, люди слышали, как в алтаре поют ангелы. До этого храма мы 15 лет ютились в маленьком молитвенном доме, который находится в овраге. Тогда на всю округу до самого Горького не было ни одного храма, люди отовсюду к нам на службы съезжались. Великим постом по 500 человек исповедовались, крестились за раз по 120 человек. Надо было как-то отвоевать этот храм. Пришел я на заседание горисполкома, где решался вопрос. Храм хотели отдать отделу культуры. Спрашивают меня: «У вас есть деньги на восстановление храма?» – «Нет». – «Ну, тогда передадим отделу культуры». – «Хотите клуб сделать? – говорю. – А ведь это Дом Божий. Будете опять осквернять его. Почему не можете передать по назначению?» Председатель горисполкома был резко против, чтобы храм передали нам, а помощник его Борис Павлович нас поддержал. Тремя голосами против двух храм передали православной общине. Правда, Бориса Павловича за это потом сразу же вышвырнули с работы. Сперва в храме мы восстановили правый придел Архистратига Михаила. Долго в нем служили. Главный Никольский придел только года два как освятили. Все пришлось переделывать. Купол был перекрыт, храм завален. Крест на куполе в церковное новолетие 14 сентября установили. Мне родной брат, монтажник пятого разряда, помогал его ставить. Наверное, лукавому это не понравилось. Сразу после этого брата забрали в вытрезвитель. Я как узнал, пришел в милицию, говорю: «Его отпустите, а меня вместо него посадите». Не осмелились меня-то забрать, а брата отпустили. – Дьякон Владимир много помогал нам в строительстве храма, – дальше рассказывает о.Анатолий. – Он у нас большой, двухметрового роста, как Гулливер, ничего не боится. Крышу всю сделал, обрешетку, леса – все его работа. Когда открылся храм, молодежи много стало приходить. Детей к причастию приносят. Раньше, было, идешь по городу, слышишь вслед со всех сторон: «Поп толоконный лоб идет». В Яранске когда служил, на Пасху в меня даже яйцами сырыми кидали. А сейчас идешь, все: «Батюшка, здравствуй! Батюшка, здравствуй!» Нет, слава Богу, изменилось кое-что. – Отец Анатолий, расскажите немножко о себе. Сколько лет вы служите священником? – 26 лет и семь месяцев. Я не рвался в священство, хотел просто быть при храме. С малых лет на службы бегал за шесть километров. Это здесь было, в селе Никулята Яранского уезда. Службы начинались рано. В полтретьего выбегал из дома: летом и зимой один ночью бежал до храма. И дедушка, и бабушка по материнской линии у меня были верующими. Дедушка при царе служил в царской гвардии, был под два метра ростом. Потом на родине он служил урядником. До армии я часто в лес ходил молиться. Сверстники гуляли, а я брал Евангелие и уходил в лес за речку, чтобы никто не видел. В армии служил за границей, в Венгрии, в танковых частях. Бывало, на учениях перед стрельбами скажешь: «Господи, благослови!» – и снаряд точно в цель попадает. После армии 5 лет работал на Урале на металлургическом комбинате в Ново-Троицке Оренбургской области. Очень любил там в храм ходить. Потом переехал в Марийскую республику, тоже каждый день в церковь ходил. Там меня заметили батюшки. Как-то владыка Казанский Пантелеимон вызвал меня на Светлую седмицу, хотел рукоположить в дьяконы, но я отказался. При расставании владыка сказал: «Тебе надо Богу служить, а то прощения не будет». Я тогда задумался. Это и повлияло на то, что я все-таки решил стать священником. 25 сентября 77 года меня рукоположили. Потом я служил в Яранске. В начале служения и скорби, и гонения были. Я все время молился Николаю Чудотворцу: «Никола Угодник, вся надежда на тебя». И вот владыка Хрисанф переводит меня в Котельнич, окормлять Николаевский приход. Уже 25 лет как я здесь служу, из них 20 был настоятелем храма Николая Чудотворца. Как оказалось, о.Анатолий уже на пенсии, но, несмотря на свой преклонный возраст, с утра до вечера в храме. Сейчас он служит вторым священником. Действующий храм в городе один, людей приходит много. Надо и крестить, и отпевать, и молебны служить. Всего в Никольском храме три священника. Третий священник, о.Владимир Кряжевский, уже 18 лет служит в Котельниче. В семье о.Владимира 10 лет назад произошло большое несчастье, которое потрясло не только весь город, но и всю Вятскую епархию. В отсутствие батюшки, когда он находился на требах в соседнем селе, его жену неизвестные люди по телефону хитростью выманили из дома, а дом подожгли вместе с детьми. Все пятеро детей при закрытых дверях отравились угарным газом и умерли. Родители пытались их спасти – вытаскивали из горевшего дома. Старшему Алексею было всего 12 лет, а остальным детям – Ивану, Дмитрию, Марии, Варваре – и того меньше. Младшие девочки были совсем крохи. Весь город вышел на похороны невинно убиенных отроков. «Они лежали в маленьких гробиках, как ангелочки», – вспоминает старушка, у которой поселился я в Котельниче на квартире. Когда увидел, что бабушка вяжет маленькие шерстяные носочки, я спросил ее: «Своим внукам вяжете?» – «Нет, это Дуняше, дочке о. Владимира. Ей сейчас три годика». Как оказалось, у о.Владимира появились еще четверо детей. Кроме Дуняши, еще есть годовалая Нина и двое приемных деток. До сих пор прихожане храма ходят на могилки к погибшим в пожаре детям священника, приносят цветы, конфеты, пряники. Могилка и сейчас по воскресным дням бывает усыпана гостинцами, которые потом съедают местные нищие. Сам о.Владимир после этого трагического случая посвятил всего себя служению детям. Вот уже 10 лет как он ведет при храме воскресную школу для детей. Его усилиями собрана большая библиотека духовных книг, православных видеофильмов, ведется большая работа по духовному воспитанию. Настоятель храма о.Сергий Сизихин – самый молодой из священников. Ему всего 30 лет. Кроме настоятельства, он еще является благочинным Котельнического округа. Отец настоятель рассказал мне о достопримечательностях Котельнича. Показал чудотворную икону Алексея – человека Божия. На обратной стороне иконы надпись: «Образ сей святый передан в Котельнич в соборную церковь февраля в 17 день 1720 года». Сама икона, написанная еще при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, хранилась до этого в Вятке, в кафедральном соборе. Сейчас она находится в алтаре и выносится только на праздники. До сих пор в Никольском храме в память Алексея, человека Божия, служится перед этой иконой праздничное всенощное бдение. А раньше рядом с храмом была большая Алексеевская ярмарка, которая, по мнению настоятеля, уступала по своему размаху разве что только Нижегородской. Панагия и мученичество Местом всеобщего поклонения верующих г.Котельнича является могилка архиепископа Нежинского и Черниговского Пахомия (Кедрова). Каждый год 28 мая от храма на кладбище идет крестный ход. «Мне очень нравится туда ходить, – говорит прихожанка Татьяна. – Я очень почитаю владыку Пахомия. Там место такое прекрасное, на высоком берегу Вятки. Бывает, придешь, посидишь, такое умиротворение наступает, домой совершенно другим человеком возвращаешься». «Владыка Пахомий был схимником, – рассказывает Татьяна. – И вот однажды все уже ушли, я осталась одна, взглянула на могилку и словно сквозь землю увидела: владыка лежит в гробу в монашеском облачении, весь закрытый схимой. У меня аж мурашки по телу побежали». Материалы для канонизации владыки Пахомия собирает протоиерей Алексей Сухих. Сам о.Алексей родом из Котельнича, а служит сейчас в Вятских Полянах. По его инициативе и были организованы крестные ходы на могилку владыки Пахомия. Перед самым первым крестным ходом в 12 часов ночи в квартиру о.Алексея стал рваться пьяный мужчина, вооруженный ножом. Начал разбивать дверь и угрожать: «Убирайся отсюда, пока я тебя не зарезал. Уходи. Зачем ты это делаешь?» И когда крестный ход пришел на могилку владыки, о.Алексей рассказал собравшимся об этом случае. «Это значит, – сказал он, – что мы занимаемся богоугодным делом и нам надо продолжать. Не страшиться, не отступать. Нужно обязательно прославить владыку Пахомия как святого и обрести его мощи». Чем же стяжал святость этот угодник Божий, что по молитве к нему Господь творит чудеса исцелений и помогает в различных нуждах? Родился он в Яранске, в семье священника кладбищенской церкви Петра Кедрова 30 июля 1876 года. Назвали его Петром. Окончил Казанскую духовную академию, где принял монашество с именем Пахомия. Недолгое время был настоятелем Анно-Пророчецкого Яранского монастыря, где в то время подвизался преподобный Матфей Яранский. Старец предсказал молодому настоятелю епископский крест и мученическую кончину. В 1905 году иеромонах Пахомий был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Дерманского Свято-Троицкого монастыря Волынской епархии. В 1911 году его рукоположили в епископа Новгород-Северского. Так первое пророчество преподобного Матфея исполнилось. Владыка Пахомий, уже возглавлявший к тому времени Черниговскую епархию, принимал участие в Поместном Соборе 1917-1918 года, где был избран Патриарх Тихон. Глубоко промыслительно, что после чина настолования Патриарха он сопровождал Святейшего вместе с Кишиневским архиепископом в особой колеснице. В 1919 году состоялись первый арест владыки и его заточение в тюрьму. Так начала сбываться вторая часть предсказания Матфея Яранского. В августе 1922 года он был избран членом Собора епископов, управляющего Украинской Церковью. С проповедью о Христе святитель обошел всю Украину, за что в народе получил ласковое прозвище «наш апостол». Позиция и воззрения черниговского архипастыря не давали развернуться на Украине обновленцам. И когда по всей стране против православных пошла волна судебных процессов, она затронула и епископа Пахомия. Его арестовали в 1925 году по делу митрополита Петра (Полянского). 21 мая 1926 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Пахомия к трехгодичной ссылке в Зырянский край. Отбывал срок в п.Деревянск Усть-Куломского района. После Зырянского края владыку перебросили на Соловки. Мало кто возвращался с Соловков живым. Но епископ Пахомий выжил на Соловецкой голгофе. В 1929 году он был возведен в сан архиепископа. Затем пострижен в схиму. С октября 1930 года епархией уже не управлял. Последние годы он в Яранске, у своего брата Николая, который служил в кладбищенской церкви. Родной город для епископа Пахомия оказался местом его последней ссылки. Арест о.Николая потряс владыку, и он тяжело заболел. Его отправили в Котельническую психиатрическую больницу, где он и умер. Среди старожилов Котельнича существует мнение, что владыку замучили. Скончался он 11 ноября 1937 года. По свидетельствам очевидцев, при жизни Господь наделил владыку даром прозорливости. По его молитвам исцелялись от душевных и телесных болезней. И сейчас на могилку к епископу, на высокий берег Вятки, круто обрывающийся к самой воде, идут люди, чтобы залечить свои душевные раны и испросить помощи в исцелении от болезней. Могилка епископа расположена в нескольких метрах от обрыва, с которого открывается живописный вид на город. Неведомыми путями Господь привел владыку перед самой смертью в этот тихий вятский городок, чтобы он нашел себе здесь свое последнее пристанище и стал небесным покровителем Котельнича. Два года назад родственники епископа хотели перезахоронить его у себя на родине, но дело ограничилось только тем, что установили новый памятник на его могилке, а его самого оставили лежать в той земле, где ему определено было лежать самим Господом Богом. Русской Православной Церковью За Границей владыка Пахомий уже причислен к лику святых. Прихожане Котельнича верят, что он будет прославлен и в России. Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |