СВЯТЫНИ ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛУШАНИЕ Святые мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны
Белогорский подвижник Судьба купеческого сына из Чердыни, родившегося в 1875 году, была необычной. Он лежит сейчас в Святой земле и заслужил это право. Семейное предание, услышанное от потомков чердынских Кузнецовых, гласит: когда сына Георгия забрали служить в армию, он дал обет – если вернется жив-здоров, то станет монахом, чтобы служить Богу… Возвратившись домой, он, однако, не спешил выполнить свой обет. Но однажды Георгий увидел сон, в котором ангел напомнил ему о данном слове. На следующий день Георгий собрался в путь на Белую Гору. Вместе с собой он взял прах отца и перенес его с чердынского кладбища на белогорское, где строился мужской монастырь, слава о котором уже распространилась по России, и паломники стремились туда со всех концов страны. Но Георгий пришел не как паломник, он сразу попросил взять его в братию. Молодой послушник отличался трудолюбием и сметливостью ума. С первых дней он включился в работу по созданию обители, где уже налаживалось большое хозяйство: различные мастерские, девять прудов, где разводили рыбу. Вскоре, приняв постриг и сан иеромонаха, отец Серафим становится одним из главных помощников игумена Варлаама, настоятеля Белогорского Свято-Николаевского православного миссионерского монастыря. Вот один знаменательный факт служения о.Серафима. В 1902 году его трудами в лесной даче купца П.С.Жирнова, в пяти верстах от обители, был устроен Свято-Серафимовский скит на строгих общежительных правилах. 35 монахов и иноков в полном уединении и безмолвии молились и трудились во Славу Божию. Были построены два храма – в честь Серафима Саровского и пещерный, где подвизались старцы – черноризец Лаврентий и старец Иоанн (Ярыгин). Все здесь способствовало возбуждению высокого монашеского духа. Здесь, как и в главных храмах обители, хранились святые мощи афонских и иерусалимских великомучеников и подвижников, привезенные игуменом Варлаамом и о.Серафимом из поездки на Святую Землю в 1907 и 1908 годах. Однажды начальник скита иеромонах Серафим, будучи уже правой рукой игумена Варлаама, получил важное задание – помочь в становлении женской обители на Бахаревке, где почти 40 лет назад возникла община, но ее начальница – Феодосия Норина – никак не могла сама добиться ее преобразования в монастырь. Этот труд и взял на себя о.Серафим, когда она в отчаянии обратилась с просьбой принять «под крыло» Белогорского монастыря ее сестер и все строения. Сделанный анализ документов (отчетов и прошений) и выводы записки, составленной о.Серафимом, удовлетворили игумена Варлаама. И после его представления от 26 сентября 1906 года епископу Никанору дело сдвинулось с мертвой точки. Устроительницей монастыря стала мать о.Серафима А.П. Кузнецова, которую он постриг в мае 1907 года. В том же году в праздник Покрова состоялась закладка храма во имя иконы Казанской Божией Матери. Так появилась Богородице-Казанская Серафимо-Алексеевская женская обитель. Эта заслуга о.Серафима, получившего сан игумена, была не единственной. Он известен и как духовный писатель, печатавший свои труды в Перми, Нижнем Новгороде. Он пишет историю Успенского женского монастыря в Перми (1913 г.); пишет прекрасную книгу об уставах женских монастырей (я видела и читала ее, будучи на послушании в Почаеве); выпускает издание типа альманаха «Голос долга» (14 выпусков), причем автором большинства статей является он сам. Последним его письменным трудом, по всей вероятности, была книга «Мученики христианского долга» (Пекин, 1920 г.). В 1908 году игумен Серафим посещает Святую землю, в том числе те места, где ему предстоит служить в конце жизни, – Гефсиманский скит в Иерусалиме. В 1914 году он встречает Великую княгиню Елисавету Феодоровну в Перми и на Белой Горе и обещает выполнить ее просьбу – в случае ее гибели перевезти ее останки в полюбившуюся ей еще в годы счастливого замужества Гефсиманию. Кстати, там и пришло Великой княгине – лютеранке – решение принять православие. «Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на этом есть Божие благословение», – писала она своему брату Эрнсту. Ее прозорливость (о гибели) в начале Первой мировой войны оказалась верным предчувствием событий 1917 года. В 1918 году Великая княгиня вместе со своей келейницей Варварой в числе других членов Царской Семьи была зверски убита вблизи Алапаевска и сброшена в шахту. Спасение св. мощей Отец Серафим поспешил в Алапаевск в тяжелое время, когда происходило надругательство над Белогорской святыней, монастырь разгоняли и монахов стремились арестовать, уничтожить. В момент, когда Алапаевск был в руках Белой армии, игумену Серафиму удается изъять из шахты останки мучеников – Великих князей. В вагоны с отступающей армией Колчака были погружены 8 гробов, но все довезти не смогли, пришлось захоронить по дороге. Отец Серафим два года добирался через Китай и океан до своей цели – Иерусалима. Лишь мощи Великой княгини и инокини Варвары достигли места назначения и были захоронены в 1921 году, как хотела того Елисавета Феодоровна, в крипте под церковью Марии Магдалины в Гефсимании. В книге Л.Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна» написано, что игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака и генерала Дитерихса везти гробы мучеников (6 из 8 принадлежали Великим князьям) в товарном вагоне, который был отправлен 1 июля 1919 г. по Восточно-Сибирской железной дороге в направлении Читы, куда прибыл в августе. Там гробы были спрятаны под полом одной из келий Покровского женского монастыря. Именно здесь нетленные мощи были переодеты в монашеское одеяние. Долгий трудный путь приводит в апреле 1920 года в Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной Миссии архиепископ Иннокентий. 6 гробов с телами Великих князей оставались затем (до 1945 года) в склепе при Свято-Серафимовском храме Пекина, пока их не похоронили. Сестры и брат Великой княгини Елисаветы Феодоровны (особенно сестра, принцесса Виктория) помогли вывозу двух гробов с мощами Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Пекина через Тянь-Тзин и Шанхай пароходом в Порт-Саид, куда их доставили в январе 1921 года. При гробах неотлучно находились игумен Серафим с двоими послушниками и член Следственной комиссии Н.А.Соколова – А.П.Куликов. Принцесса Виктория устроила перевоз тел до Иерусалима. В книге своих воспоминаний игумен Серафим приводит свидетельство о благоуханной жидкости, вытекавшей из гроба Елисаветы Феодоровны, которую о.Серафим бережно собрал в бутылочку.
Отец Серафим не покидал места упокоения мощей кн. Елисаветы, служа в Гефсиманском скиту у мощей своей покровительницы. Но он не мог противостоять обстоятельствам, которые заключались в том, что в 1933 году в русской Гефсимании образовалась монашеская община РПЦ За Рубежом. Возглавляли ее англичанки, принявшие на Святой земле православие и монашество. Первая – Мария – в постриге стала игуменией обители Св. Марии Магдалины. При ней появилась в обители икона Божией Матери «Одигитрия», подаренная митрополитом Ливанским Илией. К сожалению, отношения между нашей РПЦ и Зарубежной долгие годы не были теплыми. И игумену Серафиму было отказано в возможности служить в Гефсимании в результате какого-то конфликта в период обострения отношений между РПЦ и РПЦЗ. Он очень тяжело это переживал. Мы не знаем о последних годах его жизни, кроме того, что он не терял связи с родной землей. Вел переписку, пока это было возможно, с близкими по духу людьми. К их числу относился сын епископа Илии Бабина – Николай Иванович. Игумен живо интересовался, как дела в Перми, не разрушены ли церкви, кто остался жив в ходе репрессий… Эти письма из закрытых прежде архивов КГБ можно частично увидеть. Отец Серафим умер вдали от родины. Его прах покоится на святом месте, в том конце горы Елеон, откуда происходило Вознесение Иисуса Христа, в так называемой Малой Галилее (место названо так потому, что здесь останавливались в давние времена галилеяне, посещавшие святые места). Акафист у стены сада 4 апреля 2004 года нам довелось прийти и поклониться праху игумена Серафима у его надгробия. Честно признаюсь, это была главная цель паломнической поездки в Иерусалим во время Страстной седмицы. Очень ждала этого. И в первое же посещение Гефсиманской обители попросила вызвать игумению, чтобы подарить ей книжечку о Бахаревском монастыре, где есть портрет нашего игумена. Гефсиманскую обитель ныне возглавляет игумения Елизавета, родом из Австралии, сменившая тоже австралийку Анну. Обе – русские по происхождению. Она хорошо знает русский язык, но чувствуется английский акцент. Игумения, красивая, крепкого телосложения, лет под 60, очень приветливо нас встретила и тотчас вызвала двух послушниц (москвичек в прошлом, вообще же в обители живут представители разных стран) – Фотину и Марию. Они нас и сопровождали на гору Елеонскую. Но пока мы добрались до Малой Галилеи, уже стало смеркаться. И вот мы подходим к стене сада. У стены стоит маленькая церковь – на месте молитвы Пречистой Богоматери, где Она по Вознесении Господнем возносилась к Нему душой, где и получила известие о Своем к Нему отшествии – о Своем преставлении. У самой стены, почти впритык к закрытой часовне, на земле лежит большая надгробная плита розоватого мрамора. Вот она – могила игумена Серафима! Еще не совсем стемнело. Под крестом слова в таком порядке: «Русский священно Игумен Серафим Начальник Свято-Серафимовского Скита Пермской епархии. Он привез гроб съ теломъ мученицы Великой княжни Елисаветы Феодоровны въ Jерусалимъ въ 1921 г. 1875-1959 22 февраля» (дата косо процарапана). Кто, когда сделал эту надпись? И дополнил точной датой смерти, видимо, уже по новому стилю. Глядя на конечную дату жизни о.Серафима – 1959, думаешь: ведь он же почти современник… Наша группа (москвичи и я) уже при свечах – иначе не видно текста – поет над надгробием акафист святой великомученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. Мне кажется, что о.Серафим слышит нас и душа его в благодарности источает слезы радости. Это же поклон с берегов родной Камы, с Белой Горы. Сегодня мы поем акафист второй раз, в первый раз – в храме у мощей Елисаветы Феодоровны. В 1981 году после прославления новомучеников Российских Зарубежной Церковью святые мощи преподобномучениц Вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары были торжественно перенесены в храм Марии Магдалины и покоились там в белых мраморных раках. Идя навстречу пожеланиям Патриарха Алексия II (после перемен, связанных с канонизацией Царственных мучеников), часть этих святых мощей сейчас привезена временно в Россию. Сегодня, 8 августа, когда я дописываю эти строки, они последний день находятся в Москве. Верующие России – городов, расположенных вдоль старой Транссибирской магистрали и далее до Магадана, – ждут встречи с великой святыней. В октябре, вероятно, св. мощи прибудут в Екатеринбург, Пермь и на Белую Гору – на Уральский Афон, где побывала при жизни известная подвижница, сестра Императрицы Александры Феодоровны. На память о Гефсимании у меня остался подарок с автографом игумении Елисаветы – календарь на 2004 г. с ее акварелями. Уже два письма пришло из обители св.Марии Магдалины – пишет послушница Фотина. Она прислала две фотографии, где мы с нею на берегу Иордана и на Фаворе. Спаси, Господи, игумена Серафима, свершившего подвиг, спасшего мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны, которые ныне едут по земле Российской. Она любила Россию, став истинно российской православной мученицей. Е.ХАРИТОНОВА, кандидат исторических наук На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |