РЕЧЕНИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ

«ИСТИНА ВСЕГДА ОДНА»

 

Св. АНТОНИЙ Великий:

Мужество есть твердость в истине.

Св. ВАСИЛИЙ Великий:

Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза.

* * *

Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много.

* * *

Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?

* * *

Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть.

* * *

Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами.

* * *

Чрево – самый неверный в договорах союзник. Это – ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет.

* * *

Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж, не перестает грешить.

* * *

Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

Св. ГРИГОРИЙ Богослов:

Всего легче обманывать самого себя и, надмеваясь пустою славою, почитать себя чем-то, будучи ничем.

* * *

Чем менее считают себя грешными, тем бывают грешнее.

* * *

Бог творит все как хочет, а человек – как может.

* * *

В печали не теряй надежды на благоденствие и при успешном течении дел жди печали.

* * *

Изрекать могут многие – понимают не все.

Св. ДАНИИЛ Заточник:

Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому – мудрых слов.

* * *

Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество – воровством.

Св. ДИМИТРИЙ Ростовский:

Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она не обуздана разумом и воздержанием.

* * *

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответа.

Свят. ИГНАТИЙ Брянчанинов:

Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели.

Apхиепископ Херсонский ИННОКЕНТИЙ:

Слава – один пустой дым, могущий заслепить на время глаза, но нисколько не стоящий того, чтобы гоняться за ним всю жизнь.

* * *

Стремление к возвышению есть вместе стремление к унижению.

Св. ИОАНН Богослов:

Истина всегда одна, а ложь многолика.

* * *

Безмолвное дело лучше бесполезного слова.

Св. ИОАНН Дамаскин:

Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.

* * *

Многие сильные побеждены бывают немощными.

* * *

Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.

Свт. ИОАНН Златоуст:

Где слава, там и зависть; где зависть, там клевета и козни.

* * *

Сластолюбие заставляет нас делать то, о чем не смеем и говорить.

* * *

Не будем желать лишнего; будем довольны малым – и мы всегда будем богаты.

* * *

Благородство не в знатности предков, но в беспорочности нравов.

* * *

Лихоимец несчастнейшую жизнь проводит, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе – ради того, что имеет, а в печали – ради того, чего еще не имеет.

* * *

Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.

Преп. ИОАНН Лествичник:

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.

* * *

Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

Авва ИСАЙЯ:

Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли, в каков она обратится смрад, – и успокоишься.

* * *

Как ржа снедает железо, так честолюбие снедает сердце человеческое.

Св. МАКАРИЙ Великий:

Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми.

Святитель НИКОЛАЙ Сербский:

Время – птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям, как же безобразна будет ее нагота!

* * *

О трех предметах не спеши рассуждать:
    о Боге, пока не утвердишься в вере;
    о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;
    о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.

* * *

Нетрудно научить животное, нетрудно научить простеца, но как тяжело научить того, кто, будучи невеждой, уже стал учителем!

* * *

Как яблоня не может плодоносить, прежде чем не отцветет, так и человек не сможет принести плода духовного, пока не стряхнет с себя внешние наряды и украшения.

* * *

О каком зле люди говорят с особенным удовольствием? О чужих грехах и своих победах.

* * *

Люди, не способные владеть своим сердцем, еще менее способны владеть языком.
    Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце, не сумеют сохранить его в государстве.
    Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
    Люди, не способные к соучастию в чужом горе, еще менее способны к соучастию в чужой радости.

Преп. НИЛ Синайский:

Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют.

* * *

Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь.

* * *

Не продавай будущей славы за похвалу, ничего не стоющую.

Авва СИЛУАН:

Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его.

Святитель ТИХОН Задонский:

Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут.

* * *

Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят.

* * *

Первый признак мудрости – сознавать свои погрешности.

* * *

Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать.

* * *

Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и Отечества, но везде изгнание и ссылка.

* * *

Недостоен тот чести, кто ищет чести.

* * *

Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего.

Святитель ФЕОФАН Затворник:

Надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне.

Митрополит Московский ФИЛАРЕТ:

Надобно наблюдать, чтобы истина чрезмерною строгостью не изгнала милости, чтобы милость излишним снисхождением не уклонилась от истины.

* * *

Избирайте не того, кто ищет должности, но кого должность ищет.

* * *

Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания.

* * *

Не иноплеменное наставление производит добрых сынов Отечества.

* * *

Памятуй бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее.

* * *

Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества.

Apхиепископ Черниговский ФИЛАРЕТ:

Дух времени – дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра – другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смяться над теми, от которых в восторге ныне.

* * *

Ленивая и праздная жизнь то же, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных.

* * *

Сердце человеческое не может быть праздным; душа наша не может быть без дел. Если не занят ум святыми мыслями – он занимается мыслями пустыми или вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными – оно дышет чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией – она идет путем греxa, к аду.

Составил А.ПЕТРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга