ПО СЕВЕРУ

Остановлен выпуск «Вятки Православной»

На Кировском радио приостановлен выпуск передачи «Вятка Православная», которая выходила в эфир без малого десять лет. Это была единственная православная радиопередача в стране, финансировавшаяся государством. Ее автор – журналистка Ольга Бакина – была в свое время награждена орденом св.княгини Ольги, ее труды отмечались на множестве конкурсов. Благодаря Ольге вятчане смогли услышать известного вятского краеведа о.Алексия Сухих, настоятельницу Макарьевской обители матушку Софию (Розанову), других известных православных людей Вятской земли и России.

Примерно год назад «Вятка Православная» транслировалась дважды в сутки – в 6 часов 10 минут утра ее слушали в основном селяне, а в 18.10 эта аудитория пополнялась вернувшимися с работы жителями городов. Но сначала пришлось отказаться от вечернего эфира, а теперь и вовсе прекратить трансляцию. Последний выпуск состоялся на Рождество.

Пострадала не только «Вятка Православная» – единственный источник информации для широких кругов вятчан о православии. На платно-договорной основе предложено выпускать: «Вечерние встречи» – о культурных событиях в городе, «На земле хозяин» – о жизни села и др. Как объясняет О.Бакина, только за выход в эфир ей нужно теперь платить минимум 8 тысяч рублей в месяц. Это, что называется, по «божеским расценкам», но и на это денег пока взять негде.

Еще драматичнее ситуация на Вятском телевидении, где еще недавно кипела жизнь над множеством проектов, посвященных жизни области. В позапрошлом году Вятка ежедневно имела на РТР около полутора часов вечернего времени, где выходил целый ряд тематических передач. Сейчас осталось около 2 часов в неделю, не считая новостных блоков.

Эти инициативы исходят не от руководства Кировского ГТРК, оно само находится в смятении. Новые эфирные сетки диктуются всей стране, а не одной только Вятке, Всероссийским ГТРК. Москва считает обязательными только новостные блоки и развлекательную музыку.

Сегодня стремительно коммерциализируется вся местная телерадиокультура России. Впрочем, Ольга не отчаивается, надеясь найти хотя бы минимум необходимых средств. Она говорит: «Другим труднее».

Соб. инф.

Маленькие миссионеры

Свое 10-летие воскресная школа в сыктывкарском городе-спутнике Эжве решила отметить десятью рождественскими концертами. Все эти годы выступления детского хора Эжвинской воскресной школы радуют не только прихожан местного Св.-Преображенского храма, родителей воспитанников, но и пациентов в больницах, сирот в детских приютах, деток в детсадах. Также неизменно хор участвует во всех республиканских церковных фестивалях. И в этом году его выступление в фестивале «Звезда Рождества» оказалось самым запоминающимся.

С первого дня пестует детишек Ирина Зиноновна Павлова. Это сейчас у нее появились помощники, а десять лет назад, когда по благословению настоятеля о.Владимира Дунайчика начались занятия воскресной школы, она была одна.

– Отдельного помещения тогда у нас не было, – вспоминает Ирина Зиноновна, – впрочем, и храма еще не было. Богослужения проходили в молитвенной комнате, обустроенной в многоэтажном жилом доме. Нам выделили время для занятий в помещении муниципального объединения «Чолом», чему мы были очень рады. Только в 1999 г. в новопостроенном храме состоялась первая служба. Тогда же рядом было построено и помещение воскресной школы.

В день юбилея пришел я на праздничный рождественский концерт и не узнал воскресную школу – так ее украсили. Впрочем, и без гирлянд школа красива: ее деревянная постройка похожа на храм или на сказочный домик – с куполами, колоколенкой наверху. Под одной крышей умещаются классы, церковная библиотека, трапезная. На стенах – рисунки воспитанников школы, списки детей каждого года выпуска. Причем в этих списках только те, кто проучился здесь хотя бы полгода...

Я с удовольствием смотрел выступления детей, как они в стихах, песнях и костюмированных инсценировках славят Рождество Христово. Когда дети выступают в больницах, слезы текут по щекам взрослых людей, никогда не знавших Христа и услышавших о Нем в первый раз из детских уст.

– У многих сознание переворачивается в один момент, – говорит Ирина Зиноновна, – и они после этого становятся верующими. Не зря о.Владимир называет детей воскресной школы маленькими миссионерами.

Да и на самих детей, как я узнал, занятия в воскресной школе оказывают благотворное влияние. Они, как правило, хорошо учатся и в общеобразовательной школе, поведением заметно отличаются от своих сверстников. Это и понятно, кто постоянно исповедуется и причащается, тому вряд ли придет в голову сквернословить, пить и курить, не говоря уже о таких грехах, как наркотики или блуд, распространенных теперь уже не только в старших классах.

Е.СУВОРОВ
Фото Р.НОГИНА

Ксения Блаженная

(6 февраля н.с. – память  блаженной Ксении  Петербургской)

Это стихотворение попало в редакцию случайно, оно распространялось среди верующих Санкт-Петербурга, и мы приносим извинения, если по незнанию не указали автора. Часовня, о которой говорится в стихотворении, находится на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, над могилой блаженной Ксении (на снимке). По старинной благочестивой традиции, верующие приходят сюда, ставят свечи и молятся у ее стен.

Фото И.ИВАНОВА


Ксения Блаженная, помоги, родная,
О тебе молитву в сердце возношу.
Под благословение, матушка Ксения,
Я к твоей часовне снова поспешу.

Ксения Блаженная, как же ты молилась,
Ты за всех молилась в поле по ночам.
Услыши моление, матушка Ксения,
Помоги мне выплакать горе и печаль.

Ксения Блаженная, как же ты терпела,
Ты за всех терпела холод и нужду.
Укрепи в терпении, матушка Ксения,
Помоги мне выплакать тяжкую беду.

Ксения Блаженная, как же ты любила,
Невозможно было горячей любить.
Светлое горение, матушка Ксения,
Помоги мне к Господу любовь не угасить.

Ксения Блаженная, как же ты устала,
Ты за всех устала плакать и страдать.
Я в изнеможении, матушка Ксения,
Без твоей молитвы мне не устоять.

Ксения Блаженная, сколько лет минуло,
И в разлуке дальней сердцем полечу.
Под благословение, матушка Ксения,
У твоей часовенки снова прошепчу.

Ксения Блаженная, вразуми, родная,
Видишь, как опасно предстоит идти.
На путях сомнения, матушка Ксения,
Помоги спасения крест перенести.

Слово Предстоятеля

13 января Святейший Патриарх сделал Заявление в связи с акциями протеста, прокатившимися по России. «События последних дней, связанные со введением новой системы социальных льгот, вызывают наше беспокойство, – сказано в нем. – Многие из наших соотечественников – пенсионеры, инвалиды, социально обездоленные люди – оказались в тяжелом положении. Чтобы защитить свое заслуженное право на достойную жизнь, некоторые из них вышли на улицы и проводят акции протеста.

Церковь не намерена указывать государству, какие именно экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной политики. Для нас важно другое: эта политика должна быть справедливой и действенной, находить понимание у народа. Последние события свидетельствуют, что эти принципы в надлежащей мере не реализованы.

Ранее правительство объявило целью проводимых реформ повышение уровня жизни народа. Поддерживая это намерение, в начале прошлого года я счел своим долгом напомнить, что переход к новой системе социальной защиты не должен ухудшить положение людей...

Каждого власть имущего сегодня призываю действовать согласно «золотому правилу» евангельской нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Лицам, ответственным за осуществление реформ, нужно быть внимательными к нуждам пожилых и неимущих людей, иногда не очень хорошо понимающих смысл нововведений. Власти в центре и на местах прошу как можно быстрее дать людям положенное им по закону и по высшему, нравственному праву. Наших сограждан, особенно тех, кто ныне переживает страдания, призываю хранить мирный дух, помогая справедливому разрешению возникших конфликтов».

«Песня – тоже молитва»

4 января в Петрозаводске в помещении общественной организации «Православного собора» состоялся необычный концерт. Он был подготовлен известным карельским музыкантом Андреем Лукиным с дочерью Анной. Жанр того, что исполняли музыканты, малоизвестен русской публике. Андрей Лукин называет это направление духовным стихом – подобно бардовскому, он положен на мелодию, но несет в себе более глубинный, народный и даже исторический смысл и содержание. По ходу выступления Андрей неоднократно обращался к слушателям с вопросом, нужны ли такие концерты. Реакция зала, который внимательно и благоговейно слушал, подтвердила, что и в наше время жанр духовных песнопений востребован.

По мнению Андрея Лукина, песня – это тоже молитва, только публичная. К сожалению, в Карелии, да и по всей России, подобные выступления можно пересчитать на пальцах. Андрей готов посещать всех и вся, с этими и другими выступлениями, лишь бы нести слово Божье людям. Удивительно, что на концерте было много детей, и полтора часа сидели они тихонько, слушая духовное пение, явно им понравившееся.

А.ГЕЗАЛОВ

Архангельское купечество объединяется

В святочные дни в Архангельске появилось новое общество – Союз православных предпринимателей, который объединил около тридцати человек. Деловые люди встретились в Марфином доме для того, чтобы отметить праздник Рождества Христова и обсудить совместную деятельность. На встречу был приглашен епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Идея создать такой Союз возникла после общения с отцом Евгением Соколовым, епархиальным миссионером, который проводил для желающих катехизаторские беседы, цикл лекций. Именно его и попросили духовно окормлять православный Союз. По словам отца Евгения, среди членов общества поровну мужчин и женщин. Это люди возрастом в среднем около сорока лет, прихожане разных храмов Архангельска и области. Объединиться предприниматели решили для того, чтобы направить усилия на укрепление православной веры и Церкви. Уже подготовлен проект Устава Союза.

Пресс-служба Архангельской епархии

Монахиня или диакониса?

В Санкт-Петербург прибыли чудотворные мощи. Святая прпмч.Елизавета вместе со своей верной келейницей Варварой как будто дозором обошла город, посетила те места, где бывала при земной жизни... Уже не в первый раз мы стоим в очереди к святыне. Тихий, кроткий дух преподобномученицы явно присутствует в храме.

А накануне довелось быть на Елизаветинских чтениях в храме иконы «Всех скорбящих радосте», куда первоначально прибыл ковчег. Символично, что рядом с храмом пролегает бывшая улица Каляева. Переименованная в советское время в честь убийцы супруга Елизаветы Федоровны – Вел. князя Сергея Александровича, она вновь теперь называется Захарьевской – в честь святого праведного Захария, отца св.Иоанна Предтечи.

На чтениях говорилось о том, что сегодня «одной из задач Церкви является возращение в жизнь общественного идеала святого человека». И ведь именно прпмч. Елизавета являет нам наиболее открытый и понятный миру тип святости, как она сама говорила, «служения Богу в ближнем».

Также говорилось, что в ХХ-ХХI веках человек уже не может чувствовать себя и быть в этом мире «сам по себе» – он так или иначе втянут в социум. Уже в начале ХХ века в Русской Церкви заговорили о «белом монашестве», о «монашестве в миру», тогда появились общины, подобные тем, которые были собраны вокруг св. Алексея Мечева. Монахиней в миру была и Елизавета Федоровна...

После доклада Л.Карпычевой «Елизавета Федоровна: монахиня или диакониса?» началась дискуссия. Епископ Бостонский Михаил, сопровождающий мощи в паломничестве по России, высказал свое мнение. Он уточнил, что служение прпмч.Елизаветы так же, как служение настоятельницы Леснинской обители м. Екатерины, в которой прошло детство архиерея, не было приспособлением к условиям ХХ века, а, наоборот, возвратом к традиции. Уже в самых древних женских монастырях преобладала обращенность к миру, монахини помогали сиротам и обездоленным. Поэтому стоит ли сейчас возводить женское церковное служение в особый чин? Еще в IV веке в Византии упразднили чин диаконис, увидев в нем опасность некоей промежуточной ступени между монашеством и семейным состоянием. А в наше время «промежуточное состояние» характерно для психологии людей, потому надо опасаться закреплять его канонически.

Если же мы будем настаивать на утверждении чина диаконис, считает владыка, то мы можем соскользнуть на путь западных орденов. У нас и так существует разнообразие: например, оптинские старцы были не такими, как глинские старцы и т.д., но мы же не выделяем их в отдельные чины.

Л.А.Карпычева объяснила, почему подняла эту тему: сейчас отсутствие единообразия в этом деле вносит ненужную самодеятельность. Например, в виде непонятных посвящений в разные «чины» сестер (просто сестра, крестовая сестра, отмеченные разного цвета фартуками и платками). Участники чтений согласились, что «не надо поддаваться современной болезни – стараться все уточнить и не делать». Важнее делать, а формы, определения придут сами.

Л.САМАРИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга