ПОДВИЖНИКИ 

СКИТАНИЯ ПО СЕВЕРУ

«Жизнь покончу, а его не выдам!» – так говорила сотаинник о своем архиерее

Одно имя

Недавно в руки мне попали труды священника Алексия Сухих – три книги о почивших в разное время священниках Вятского края, вышедшие под названием «Вспомним поименно». Прочла их на одном дыхании. И хотя это лишь краткие биографические сведения, но они волнуют до глубины души. Я всецело согласна с редактором Владимиром Семибратовым, который в предисловии ко второй книге написал: «У Бога все живы. Расстрелянные, умершие от непосильного труда и голода в тюрьмах и лагерях, они вновь возвращаются к нам благодаря подвижническому труду отца Алексия...»

Многие из тех, о ком пишет о.Алексий, побывали и в нашем Коми крае. В третьей книге есть сведения об архиепископе Стефане (Знамировском). О нем газета «Вера» уже писала десять лет назад (А.Малыхина, «Причастник Христу», № 165-166). Владыка Стефан последние годы своего земного пути провел в Коми и мученическую кончину принял близ города Сыктывкара.

Этот период его жизни не нашел отражения в книге о.Алексия. Мне бы хотелось через газету «Вера» полностью отразить его жизненный путь. Надеюсь, что придет время и владыка Стефан будет прославлен Церковью в лике святых.

Точная дата

В книге о.Алексия Сухих указана дата расстрела 17 октября 1941 года. Это не так. В тот день был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу высшей меры наказания. После этого последовала кассационная жалоба Знамировского Н.И. в Верховный суд: «...Нахожу данный приговор совершенно несправедливым. Прогулов за время пребывания в колонии не было. Свидетель Цыпанов вскоре умер, как дал показания. Власть желает знать правду, а я эту правду ей и говорю: я не виновен – в надежде, что найду в Верховном суде истину и справедливость...»

Точную дату смерти архиепископа Стефана можно восстановить по документам, которые сохранились в архиве ФСБ. Вот строки из Постановления от 17 марта 1942 года: «Мы, народный комиссар Внутренних Дел капитан ГБ Кабанов С.И. и прокурор Фотиев, рассмотрели личное заявление Знамировского Н.И. Постановили: приговор привести в исполнение». Вот дословная запись акта о расстреле с грифом «Совершенно секретно»: «Мы, нижеподписавшиеся Начальник 1 Спец. Отдела НКВД Коми АССР – Мл. лейтенант Госбезопасности – тов. БАШКИН, Комендант НКВД Коми АССР – Сержант Госбезопасности – НИКИФОРОВ, Прокурор Коми АССР – ВЯЧЕСЛАВОВ, на основании постановления Народного Комиссара Внутренних Дел Коми АССР и Прокурора республики от «17» Марта 1942 года, подтверждаем, что осужденный Верховным судом Коми АССР по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР к Высшей мере наказания «17» Ноября 1941 года ЗНАМИРОВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ сего числа расстрелян и труп зарыт в землю в специально отведенном для этой цели месте. Приговор приведен в исполнение «18» Марта 1942 г. в «1» часов «10» минут».

Иерейский путь

Николай Иванович Знамировский (будущий архиепископ Стефан) родился в 1879 году в г.Ирбите Пермской губернии в семье чиновника – мирового судьи. Когда Коле не было еще и девяти лет, умер отец. Мать постаралась дать сыну образование и вывести в люди. С ее помощью он поступил в Пермскую Духовную семинарию, а после ее окончания уже сам решил продолжить образование в Казанской Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Во время обучения в академии окормлялся у известного старца – схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ныне прославленного в лике святых. После окончания академии с 7 октября 1904 года работал преподавателем греческого языка в Пермской Духовной семинарии. Затем служил инспектором в этой же семинарии, где приобрел множество почитателей как проповедник и духовный собеседник.

С 15 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской епархии членом Священного Собора. Был участником Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего Патриарха Тихона. Во время Поместного Собора он неоднократно сослужил Пермскому епископу Андронику (Никольскому) в маленькой церкви Спаса-на-Бору у раки святителя Стефана Пермского. Владыка Андроник служил один, без диакона, а пели его спутники-пермяки – архимандрит Матфей (расстрелян в 1918 г.), Андрей Гаврилович Куляшов и Николай Иванович Знамировский. Промыслительно, что впоследствии он принял монашество с именем Стефана (в честь Стефана Пермского).

В 1919 году Николай Знамировский отступил с Белой армией в Сибирь. Там был рукоположен во священника и с 1920 года служил в г.Омске на приходе. В 1923 году переехал в г.Шадринск Пермской губернии, где также служил священником. В том же трагическом для него году он потерял мать и впервые был арестован по делу епископа Льва (Черепанова) и переведен в Москву. Но вскоре освобожден по амнистии.

Аресты и скитания

30 августа 1924 года о.Николай Знамировский Патриархом Тихоном был возведен в сан епископа и в тот же год прибыл в Пермь в качестве временно управляющего Пермской епархией. Издал обращение к пастве, в котором запрещал верующим вступать в переговоры с обновленцами. С 1926 года – временно управляющий Свердловской епархией.

18 сентября 1926 года епископ Стефан был арестован ОГПУ и обвинен в «контрреволюционной деятельности». Четыре месяца он провел в свердловской тюрьме, но, по-видимому, обвинения были настолько беспочвенны, что приговорили его по статье 58-5 УК РСФСР к трем годам лишения права проживать в крупных городах и на Урале. Фактически же его сослали в Казань. 16 сентября 1927 года он был назначен епископом Калужским, но от назначения отказался. На следующий год запрещен митрополитом Сергием (Страгородским) в священнослужении. Последний год высылки отбывал в Вятке.

С 24 апреля 1929 года назначен епископом на Вятскую кафедру. В том же году был арестован в Вятке и 18 сентября 1930 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по ст. 58-13 УК РСФСР на три года заключения в лагере. Отбывал заключение в г.Соликамске Пермской области, в Уральском лагере особого назначения. Отбыв срок заключения в Красновишерском лагере, в 1933 году прибыл в г.Ульяновск. 16 июня 1933 года назначен епископом Ульяновским. В ноябре 1933 года он прибыл в Вологду в качестве правящего архиерея, где поселился по адресу: пл.Свободы, д.24, кв.2. Отсюда его и увезли в очередной раз, уже в сане архиепископа, 26 сентября 1935 года. Обвинение снова – в «руководстве контрреволюционной организацией». Только на сей раз приговор оказался более суровым: 5 лет заключения в лагере по статье 58-10 УК РСФСР. Виновным архиерей себя не признавал, и после доследования обвиненный уже в «антисоветской деятельности» вместо лагерей он получил 5 лет ссылки в Северный край. Путь его лежал в Сыктывкар.

«Мера социальной защиты»

Тентюково ныне – окраина города, осталась от села только одноименная улица. А перед войной это было село под Сыктывкаром – здесь, у своей племянницы Анны Тимофеевны Рогозиной, и поселился архиепископ Стефан с келейником. Однако власти, видимо, все-таки решили довести дело до конца. 14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».

Отсидев три года в Верхне-Човской колонии, в июне 1941 года он был освобожден, но буквально через два месяца снова арестован за то, что, «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь 1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК». В анкете обвиняемого отмечены особые приметы: высокий рост, волосы седые. При аресте была изъята книга Иоанна Златоуста.

Доносы и допросы

На основании дошедших до нас документов мы можем составить картину того, как вел себя на допросах архиепископ Стефан. Допросы проводились в основном в вечернее и ночное время. Так, 19 сентября 1941 года допрос начался в 23 часа 20 минут, окончился в 00 часов 45 минут.

Вопрос следователя:

– Признаете ли вы себя виновным?

Ответ:

– Виновным себя не признаю.

– Заключенную Потапову Пелагею Александровну вы знали?

– Фамилии такой даже не слышал.

– Через Потапову вы возглавляли контрреволюционную группу?

– Никакой контрреволюционной группой не руководил и не знаю о ее существовании.

– Вас изобличают свидетели.

– Виновным себя не считаю, показания свидетелей считаю ложными…

Свидетели же показывали, что Знамировский дружил с Потаповой П.А., вел с ней контрреволюционные разговоры, делился получаемыми посылками и они всегда защищали друг друга. И что Потапова говорила: «Если что случится, я ни за что не выдам Знамировского, лучше я жизнь покончу, а его не выдам».

И не выдала. На допросах виновной себя не признавала. Неизменно отвечала следователю: «Знамировского я не знаю. Никогда я религиозных сборищ не устраивала и не пела молитв с целью пропаганды религии…»

Другой свидетель – Цыпанов Алексей Петрович из с.Визинга – рассказывал: «Знамировского знаю по совместному проживанию в одном бараке В.Чова. Он ежедневно устраивал около своей койки богомолебны. 11 апреля 1941 года говорил, что сегодня Вербное воскресенье и что в этот день Иисус Христос шествовал по Палестине. У заключенных преклонного возраста как духовное лицо пользовался большим авторитетом… В декабре 1940 года благословлял заключенных, уходивших в верхний барак. Перекрестил их и сказал: «Бог вас простит».

Морозная голгофа

Сейчас даже страшно подумать, что еще совсем недавно, всего 60 лет назад, людей сажали в тюрьмы и убивали только за то, что они верили в Бога и молились. Никакой другой вины за ними не было, и чтобы спасти своих близких – братьев и сестер во Христе, с кем собирались в тюрьме на общую молитву, – приходилось не только отрицать факт совместной молитвы, но и само знакомство с человеком.

17 ноября 1941 года владыке Стефану и П.А.Потаповой был вынесен приговор по ст. 58-10 УК РСФСР – «применить высшую меру наказания». Несмотря на кассационную жалобу в Верховный суд СССР от 25 ноября 1941 года, приговор остался в силе. Их обоих расстреляли в один день и час – 18 марта 1942 года в 1 ч. 10 м.

Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен.

В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно.

Известно, что зима в тот год выдалась чрезвычайно морозной – температура уже в ноябре доходила до сорока градусов. Фашист стоял под Москвой, тысячами гибли под пулями и взрывами русские солдаты. А глубоко в тылу страшная машина смерти продолжала свое дело...

Анна МАЛЫХИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга