ЕВАНГЕЛИЕ 

ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ

Евангелие от Матфея, гл.14, от Марка, гл.6, от Иоанна, гл.6

После того, как Спаситель насытил тысячи людей несколькими хлебами и рыбами, Он дал послушание ученикам – плыть на лодке в Вифсаиду, а Сам взошел на гору помолиться.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

То есть послушание, данное Христом, не было исполнено. За девять часов, как следует из текстов Священного Писания, апостолы, сражаясь со штормом, проплыли чуть больше пяти километров. Буря, в которую они попали, была своеобразным отображением того смятения, которое охватило их души. Мы не знаем, что произошло на озере, о чем говорили ученики, отплыв от берега. Ясно одно – они усомнились в Господе.

Попробуем выдвинуть предположение, отчего так вышло. У евангелиста Иоанна говорится, что, напитавшись хлебами и рыбами, народ решил провозгласить Иисуса царем. Побуждение вполне естественное и в то же время крайне двусмысленное. Так же народы призовут в цари антихриста, когда он их насытит. Так же призывали они в правители великое множество людей, чем-то им угодивших. Настроение на берегу едва ли могло миновать и апостолов. Действительно ли их Учитель является долгожданным Мессией? И если так, то отчего отказывается взойти на трон, обратить мир в истинную веру и править им? Этими вопросами задавалась в те дни вся Палестина. А лодка, между тем, едва ползла по воде, и гребцы начали сдавать, а затем и вовсе обессилели. Даже тот, кто попадал в шторм на гораздо меньших озерах, чем Галилейское, знает, что такое близость гибели. Достаточно лодке зачерпнуть побольше воды – и, собственно, все... Сам по себе долго не поплаваешь.

В это время Господь молился на горе. Сердце Его было уязвлено тем, как отнеслись люди к чуду умножения земных даров. Но около 3 часов по полуночи Он, посмотрев на озеро, увидел, в каком бедственном положении оказались апостолы. И бросился к ним на выручку, в буквальном смысле не разбирая дороги, то есть по водам.

И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Так мало в них оставалось веры! Как пишет об этом евангелист Марк,

ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

Вернемся к повествованию апостола Матфея:

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Святой Петр – порывистый, простодушный, способный радоваться Богу, как никто другой, – не мог удовлетвориться тем, что пришло спасение. Его прыжок из лодки был даром Господу.

«Но смотри, – продолжает св.Феофилакт, – Петр, преодолев большую опасность – море, убоялся меньшего – ветра; так слаба природа человеческая! А как скоро убоялся, тотчас начал тонуть. Значит, когда ослабела вера, тогда последовало потопление Петра».

В этом эпизоде – вся история иудеев. Век за веком они шли ко Господу, и ничто не могло их устрашить. И вот Он сошел к ним, и они, устремившись было к Нему, вдруг отшатнулись и начали погружаться в пучину. Однако и бесчисленное множество христиан так же бросалось к Богу, презрев все трудности. А затем, за миг до встречи, вдруг смущалось каким-то ничтожным обстоятельством и оказывалось в горшем положении, чем до прихода в Церковь. Суть дела здесь, возможно, в нашем ветхозаветном ожидании награды, ведь даже и Иов получил ее на этом свете. Мы готовы бороться, страдать, но с тайной, часто неосознанной надеждой, что Господь возблагодарит нас не только тем, что прижмет к Себе в Царствии Небесном, но и на этом свете обеспечит некоторым, пусть невинным, комфортом. Вот и Петра не смутили бушующие волны и мысль, что человеку по водам ходить невозможно, но вдруг его возмутил и отвлек от Христа ветер.

По поводу страха Петра святитель Иоанн Златоуст говорил: «Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к нему верою».

Мало одной радости о Христе, – ослабевая, она оставляет человека наедине с собой. Мало дерзновения – оно заставляет возомнить о себе. Нужно еще терпеливое ожидание той награды, которую Бог нам даст, а не той, которую мы сами для себя избрали.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

«Показывая, что не ветер был виною утопания Петра, – свидетельствует далее блаж. Феофилакт, – а малодушие его, Христос укрощает не ветер, а малодушие Петра. Посему, когда поднял Петра и поставил на воду, ветру позволял еще дуть. Впрочем, не совершенно усомнился Петр, а несколько, частью. Насколько он убоялся, настолько и не веровал, а взывая: Господи, спаси мя, врачевал тем свое неверие...

Заметь и то, что случившееся с Петром на море предзнаменовало его отречение и следующее за тем обращение и покаяние. Как в том случае говорил он с дерзновением: не отвергуся Тебе (Мф. 26, 35), так и здесь говорит: повели мне придти к Тебе по водам. И как там Господь попустил ему отречься, так и здесь попускает тонуть. Но как здесь Господь простер к нему руку и не попустил утонуть, так и там посредством покаяния извлек его из глубины отречения».

И когда вошли они в лодку, ветер утих.

Св. Августин, прочитав о спасении Христом своих учеников, воскликнул: «Он пришел, попирая волны, и точно так же попирает Он ногами всякое нарастающее смятение. Христиане, чего вы боитесь?»

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Смущенные пустились апостолы в плавание, но обнадеженные вышли на землю Генисаретскую. Они уже не желали, чтобы Спаситель стал царем земным, вознаградив за веру избранное Им некогда племя. Смысл слов молитвы «Да будет воля Твоя» открылся ученикам, наконец-то, воочию.

Составлено по писаниям св. отцов и сочинениям православных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга