ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ 

НОВОЛЕТИЕ В МОНАСТЫРЕ

Объявлять ли «бойкот» Новому году?

Недавно на «Русской линии» я прочла воззвание «евразийцев», которое начиналось жестким утверждением: «Новый год категорически нельзя отмечать православному человеку, потому что он приходится на предрождественскую неделю…» И заканчивается этот очень разоблачительный и агрессивный текст призывом: «Православные должны объявить Новому году бойкот, работать в «праздничные» дни, рано ложиться спать, исключить из рациона даже рыбу».

Прочитав столь серьезное заявление, я решила рассказать о том, как прошли мой вечер 31 декабря и новогодняя ночь в Александро-Свирском монастыре.

Новогодний молебен в монастыре был отслужен, как и во всех храмах Русской Православной Церкви. Перед самым молебном к святым вратам подъехали паломники в автобусе – это были почитатели прп.Александра из Москвы. Местные жители на молебен не пришли, если не считать двух-трех старушек, – так, впрочем, бывает почти во всех поселках, где стоят наши монастыри. Отношение местных жителей к обители, в лучшем случае, прохладное, в худшем – агрессивное. Исключение, пожалуй, составляет только Псково-Печерский монастырь.

На проповеди настоятель Свирского монастыря архимандрит Лукиан (Куценко) сказал очень важные слова о происходящем событии: «Новый год мы не празднуем, а отмечаем». Эту формулировку он повторил несколько раз. А в целом слово батюшки было по духу полностью противоположно тому, к чему призывали «ревнители» православного благочестия; настоятель сказал, что хотя церковное новолетие приходится на 14 сентября (1-е по старом стилю), но мы отмечаем Новый год и первого января, потому что мы – граждане своего государства и в обычной жизни подчиняемся гражданскому календарю. Мы желаем блага нашему Отечеству и соотечественникам, поэтому в этот день совершаем новогодний молебен. Между тем батюшка подчеркнул и просил обратить внимание на то, что в этом молебне звучат не только слова благодарения, но и покаянные молитвы. Тем самым Церковь напоминает нам о продолжающемся Рождественском посте.

При этом посетовал на то, что сейчас творится в городах («деньги, брошенные на ветер»), и порадовался за всех нас, стоящих в храме, кому удалось сбежать от городской новогодней канонады и «народного гулянья» в «тихий приют» (как издавна называли монастыри), да и просто на природу.

Отстояв молебен и скромно поужинав в монастырской трапезной, мы отправились отдыхать, но неожиданно были разбужены стуком в дверь кельи: «Отец настоятель приглашает вас к себе, приходите без четверти двенадцать».

Так мы оказались на «братском новом годе» – и благодарим Бога за это. Потому что получили ответ на вопрос, как надо отмечать Новый год православным. На столе стояли бокалы с соком, коробки конфет и «сухих тортов», орешки в хрустальных вазочках и мандарины. Два с половиной часа мы простояли на ногах, не присев, но даже не заметили усталости. Сначала прослушали обращение Президента к народу, потом батюшка поздравил братию и рассказал о своей поездке на родину – Украину. Самой примечательной в его рассказе была история о священнике, которому предложили перейти из Московской Патриархии к «филаретовцам», при этом ему были обещаны немалые блага. Батюшка, что называется, решил узнать волю Божию – и, надо сказать, достаточно дерзновенным способом. Он молился перед списком самой почитаемой на Одесщине иконы Касперовской Божией Матери и приложил к ней завявшую белую лилию со словами: «Если мне нужно остаться там, где я есть, то пусть эта лилия оживет». И на следующий день перед иконой стояла свежая благоухающая белая лилия, а цветы из букета, откуда она была вынута, остались пожухшими и поникшими. Отец настоятель показал нам фотографию, на которой хорошо был виден белый цветок перед иконой.

Архимандриту Свирского монастыря так же, как и большинству настоятелей восстанавливающихся обителей, много приходится путешествовать (тем более, что он является духовником еще двух монастырей и посещает монастырские подворья), и потому братия не имеет возможности постоянно общаться со своим духовником и игуменом. Кроме того, на большие праздники, в том числе и на Рождество, настоятелю приходится много уделять внимания гостям. Потому новогодняя ночь – это тот случай, когда есть возможность живого общения (в общем, когда никто не мешает). Именно такими были те два с половиной часа, которые мы провели в настоятельских покоях: не только отец настоятель рассказывал о «своих трудах и днях», как бы отчитываясь перед братией, но и братия радовалась возможности простого дружеского разговора.

Батюшка с юмором рассказал, как недавно получил электронное сообщение от своего монастырского секретаря: «У отца N. новое послушание – следит за трудниками на крыше».

– Прочитав сообщение, я удивился – что это за трудники объявились, что за ними надо следить, забравшись на крышу?

Келейник, с которым он поделился своим недоумением, сказал:

– Батюшка, а вы покрутите дальше, может быть, у сообщения есть продолжение.

Действительно, дальше стояли слова: «Смотрит, как сбрасывают снег».

Да, кстати, снега в Свирском монастыре в этом году столько, что сугробы между пешеходными дорожками достигают человеческого роста. Первого января на литургию приехал автобус с паломниками из Белоруссии, как они радовались этому снегу! Тем более, что среди них было много маленьких детей.

Ну а после того, как монастырь отметил новогоднюю ночь, в 5.30 утра, вся братия была на молитвенном правиле (как всегда), в 8 утра началась исповедь, а в 10 – литургия. Чествовали св. пр.Иоанна Кронштадтского. Потом было братское собрание, встреча с журналисткой из Москвы, а уже в 17.30 на питерском подворье Тервенического монастыря освящали новые колокола – и это тоже стало частью новогоднего праздника.

Вот так я встретила Новый 2005-й год. И хочу всем посоветовать: если у вас будет возможность провести следующую новогоднюю ночь и первые дни января в какой-нибудь тихой обители, обязательно сделайте это. Именно там вы ощутите приобщение «к духу мирну», стяжание которого – высший дар Бога человеку.

Людмила ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга