ВЗГЛЯД

МЕЖ ДВУХ БЕРЕГОВ

Заметки с XIII Рождественских образовательных чтений

Рождественские чтения давно уже стали главным событием года для православной общественности. Ими год начинается, и потом еще долго обсуждаются их итоги. В ближайшем номере мы опубликуем некоторые выступления и документы этого православного форума, пока же поделимся первыми впечатлениями. Вернувшись из Москвы, как говорится, «с колес», наш корреспондент успел сделать беглые заметки в этот номер.

Глазами приезжего

Москва в конце января преподнесла сюрприз: вместо привычной слякоти – пурга, пронизывающий до костей ветер. Утром как можно скорее ныряешь в метро, из метро бежишь, укрывая лицо от ветра, до парадной учреждения, где проходит очередная секция чтений. Вечером – в обратном порядке. Так что Москвы я не видел. Гостиница – метро – конференц-зал...

Начнем с гостиницы. Она – непременная составляющая Рождественских чтений. Здесь встречаются православные из разных концов страны, общаются в неформальной обстановке. Впрочем, чаще соседом по номеру оказывается человек посторонний, приехавший в Москву по другим делам. Но тоже польза – можно узнать, чем живет-дышит страна. Такие случайные встречи больше профессиональных социологических опросов расскажут, поскольку они действительно случайны. Это настоящая лотерея – кого тебе подселят в номер.

Первым оказался высокий полный таджик с печальными глазами. Уселся на кровати, расстегнул огромную сумку и начал выкладывать... книги. Стопку за стопкой.

– Из Владивостока семь дней ехал. Без книжек бы с ума сошел.

Читаю названия: «Убийца поневоле», «Шестерки умирают первыми», «Я умер вчера», «Светлый лик смерти», «Смерть и немного любви», «Смерть ради смерти»... И все книги одного автора – Александры Марининой. С этого с ума скорее сойдешь, чем от железнодорожного безделья.

– В Москву по делам? – спрашиваю.

– Детей навестить да, может, здесь и на работу устроюсь. Я повар по профессии. На Дальнем Востоке изучил японскую и китайскую кухню, умею лягушек жарить, морских ежиков готовить. В Москве-то работать проще: во всех ресторанах блюда готовят из полуфабрикатов. Вынул ломтики рыбы из целлофана, разложил на тарелке, зеленью украсил – и все. А в Приморье рыбу потрошишь, чистишь, шинкуешь. Там любят продукт прямо из моря, настоящий.

– Дети здесь в школу ходят или уже взрослые?

– Сыновьям 12 и 15 лет. На рынке они работают. По нашим временам это лучшая для них школа.

Парень словно оправдывался, что дети его не учатся. Сам-то он советскую школу окончил, учился в кулинарном техникуме. Но это было тогда...

Второй сосед заявился среди ночи. Оказался почти коллегой – журналист, только что устроился режиссером на НТВ в передачу криминальной хроники «ЧП». Работы много, так что домой, на другой конец города, не поехал, а решил переночевать в ближайшей гостинице, чтобы утром снова на студию. Явно был недоволен, что одноместных номеров не оказалось.

– Так много ЧП в столице, что домой не успеваете? – шучу.

– Как обычно, ничего особенного.

– А по телевизору показывают сплошное ЧП. Убийства, аварии, трупы. Потом передышка – дикий хохот «аншлагов», и снова – насилие, трупы...

– Людям нравится, – пожимает телевизионщик плечами. – Хотя юмористические передачи, действительно, скатились в полный кретинизм. Сам я не смотрю, тошнит.

Заговорили о политике, о монетизации льгот.

– Не только бедняки, даже персональные пенсионеры жалуются, – рассказываю я соседу. – Был сегодня в гостях у бывшего завотделом газеты «Правда», говорит, после реформы приходится теперь за квартиру на 500 рублей больше платить.

– А в каком районе квартира? – заинтересовался москвич.

– Напротив Кремля, в знаменитом «Доме на набережной». Он ее за книгу «Целина» вроде получил, был спичрайтером у Брежнева.

– Ка-а-акой молодец! – еще больше оживился журналист НТВ. – Вот это карьера!

Далее разговор перешел на деньги, кто сколько и за что получает. Сонливость с соседа как рукой сняло.

Слушал я его, и неприятно поразил контраст. Вечером после заседаний я действительно встречался с автором «Целины» – журналистом старой формации, партийцем, который начинал «большую карьеру» в Сыктывкаре и закончил ее кремлевским спичрайтером. От жизни он получил все, что хотел. И все же это был государственный человек. Заказную, «брежневскую» книгу он писал с тем прицелом, чтобы обратить внимание властителей на варварское использование целинных земель. В Казахстане в партархивах рылся, чтобы выудить на свет какой-нибудь документ, в котором бы Брежнев, будучи Первым секретарем, что-то говорил о почвосохранении. И своего добился... Не просто так заказ отрабатывал. А как бы поступил на его месте журналист «новой формации»? Вприсядку бы пошел перед заказчиком, гопака бы сплясал – лишь бы понравиться и побольше заработать.

Рассказывает телевизионщик, сколько платят сейчас на центральных каналах, и я диву даюсь. Простой режиссер для начала получает около тысячи долларов, а телеведущий... боюсь цифру повторить, сам не поверил. Осторожно выражаясь, в месяц он зарабатывает квартиру по ценам провинциального города. Как говорится, человек неплохо устроен – и какое ему дело до того, что творится в стране? Конечно, эти люди переживают за родину, желают ей добра, но стимулов что-либо менять у них нет напрочь. В этом они полностью повторяют правительство. Народ гибнет – спивается, вырождается, требуются какие-то экстраординарные, чрезвычайные меры национального спасения. Но кому это нужно?

Раньше, при Брежневе, тоже был застой. Но партократчики все же находились ближе к народу, во всяком случае, жили и умирали в «этой» стране, за рубежом дач не строили. Теперь же власть предержащие настолько далеки...

Откуда ветер дует

О разобщенности в нынешней России на чтениях говорили многие. Кинорежиссер и председатель Российского фонда культуры Никита Михалков в своем эмоциональном выступлении назвал это системной ошибкой. «Неужели для того, чтобы объединиться, нам нужна еще одна Великая Отечественная война?!» – риторически вопросил он. Чтобы России вернулось «национальное ощущение корневой системы», по его мнению, государству необходимо открыть круглосуточный русский телеканал, который бы показывал жизнь от Калининграда до Владивостока.

Еще Никита Сергеевич бросил упрек в зал: «Сколько ни говори слово «халва» – во рту слаще не станет, если этой халвы нет. Сколько бы мы ни говорили о нравственном воспитании...» Конечно, он прав, хотя сам же повторил говоренное-переговоренное. Создать национальное телевещание почти теми же словами предлагал прот. Димитрий Смирнов еще на Х Рождественских чтениях. Кстати, сразу после Михалкова выступал он. На этот раз о.Димитрий не стал строить прожекты. Смысл его речи сводился к тому, что ждать от власти уже нечего. Нам остается полагаться только на свои силы, чтобы спасти хотя бы себя и своих близких. Просто и конкретно священник сказал, что делать православному человеку в нынешних условиях.

Надо сказать, что чтения проходили на фоне некоего шока, который получили его участники в самый первый день форума. В Кремлевском Дворце съездов вслед за Святейшим Патриархом выступал новый министр образования Андрей Фурсенко, и тон его доклада отличался не только от слов Патриарха, но и от всего, что прежде обещал православным его предшественник на министерском посту Филиппов. «В России возрастает роль религии, — признал Фурсенко и добавил, — и одновременно растет многообразие общественных интересов. Необходимо найти баланс всех этих интересов». Из речи Фурсенко явствовало, что «Основы православной культуры» его министерство продвигать не будет, хотя и не станет препятствовать любым добровольным занятиям по этому предмету. Более того, из уст нового министра прозвучали уже почти забытые слова о необходимости строить образовательный процесс «на началах приоритета прав личности».

На следующий день на пленарном заседании в кулуарах обсуждали Фурсенко. Вспомнили еще один его перл: «Утечка мозгов – это естественная миграция научных кадров». Так ведь и смерть, распад – тоже естественное явление! На кафедру вышел бывший заместитель бывшего министра Филиппова и публично извинился «за те 20 минут, которые вы провели, слушая доклад нынешнего главы рособразования». Леонид Гребнев напомнил, что курс «Основы православной культуры», в создании которого он принимал участие, входит в «региональную компоненту», поэтому федеральный министр в любом случае не имеет права решать, преподавать этот факультатив на местах или нет. Это должны решать родители и учителя. Другое дело – курс по истории религий. «Этот курс был создан в дополнение к «Основам православной культуры», – пояснил Гребнев. – Прошел конкурс, были подготовлены два учебника для учеников 9 класса. Но работа эта завершилась уже в другом министерстве. Новый министр заявил, что учебник только будет создаваться, неизвестно кем и когда, а то, что уже сделано и во что вложены государственные деньги, отказался даже рассматривать. Сказано, что это не подходит под его идею. А что за идея, пока не разъясняет...»

– Чего тут гадать, – вздохнул на эти слова сидевший рядом со мной бородач, видно, из казаков. – Прежний, Филиппов, был ни то ни се, а нынешний министр – прямо масон».

Спорить с ним я не стал. Хотя ясно же: Филиппов и Фурсенко – обыкновенные чиновники, следующие «путинским курсом». А курс этот направлен на «консолидацию общества». Проще говоря, и вашим и нашим... Еще месяц назад на радио «Эхо Москвы» Фурсенко заявлял, что минобразования будет внедрять религиозные предметы в школьную программу. «Православие лежало в основе создания России, и это надо понимать», – сказал он. Теперь говорит о «правах личности». Видно, ветер с другой стороны подул...

Примечательное совпадение. В январе, как раз накануне Рождественских чтений, в Москве была создана Межрегиональная общественная организация «Учителя за свободу убеждений», главная задача которой – «противодействие негативным тенденциям в российском и региональном законодательстве и педагогической практике». Первым шагом ее стало отрытое письмо министру образования с просьбой обратить внимание на то, что введением в школьную программу курсов «Основы военной службы» и «Основы православной культуры» нарушаются «конституционный принцип свободы убеждений и другие нормативные акты». Этому же была посвящена и конференция «Свобода убеждений в образовательном пространстве российской школы», предшествовавшая Рождественским чтениям. Поразительно: некие учителя, призванные заботиться о воспитании настоящих граждан страны, выступили не только против православных уроков нравственности, но и вновь вводимой НВП. «Военные и клерикальные предметы предполагают беспрекословное подчинение старшим и разделение на «своих» и «чужих», причем «чужой», как правило, значит «потенциально опасный», – заявляет координатор «Инициативной группы» учитель географии Леонид Перлов.

Кто стоит за этой группой, неведомо. Но ясно, что кто-то хочет похоронить саму идею нравственного воспитания в российской школе. Сигнал поступил – и минобраз начал грести к другому берегу...

«Консолидация общества», единство России, конечно, нам нужны. Но «вашим и нашим» в итоге-то дает «никому». Наверное, потому и застой у нас, что Путин со своей командой так и не выбрал путь, по какому должна пойти Россия. Или выбрал, но движется по нему осторожно, этакими галсами вправо-влево?

В трубе

Шесть дней шли Рождественские чтения, и шесть дней мела в Москве пурга. Гостиница – метро – конференц-зал...

Несколько слов о метро. В одном из переходов, похожем на длинную кишку, наткнулся я на попрошайку, молчаливо стоявшую с плакатом на шее. Эти нищие придумывают разные «фишки». Некоторые притворяются беженцами, другие приходят с котами, собачками, у которых одни ребра торчат. Люди жалеют животину, подают монету... А эта женщина пришла с животом. На вид уже на пятом-шестом месяце беременности. На плакате написала: «Спасите наши жизни».

Я как раз возвращался с заседания секции, на которой говорили о демографической ситуации в России. Со скоростью полтора процента в год, а то и больше, уменьшается наше население. И вдруг вижу эту женщину... Потом бегу дальше и уже на эскалаторе в сознание вползает мысль: а может, она подушку под кофту запихала? Мысль столь дикая и страшная, что остолбенел. В спину толкают, и вновь мы в гулкой трубе. Шарканье тысячи ног, люди бегут, бегут... Или убегают? В общем потоке несет и меня. Впереди, в конце туннеля, вижу указатель со стрелкой: «На кольцевую линию».

М.СИЗОВ
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга