ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ 

«КАК НА ВАСИНЫ ИМЕНИНЫ...»

Чем день Ангела отличается от дня рождения и как его праздновать

С недавних пор в ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии наук разрабатывается научная тема с необычным названием: «День Ангела в семье и дошкольном учреждении». Ведет эту тему старший научный сотрудник института Ольга Михайловна Потаповская. Она согласилась дать интервью.

Главный подарок

- День рождения и именины - это не одно и то же. Вообще исстари в народе праздники проводились не просто для развлечения, а были средством духовно-нравственного воспитания, когда ребенок, участвуя в празднике, осознавал себя в пространстве духовной культуры. Представьте, собрались взрослые дяди и тети, ребятишки-сверстники, и что празднуют, чему радуются? Празднуют святое крещение человека, радуются его присоединению к Церкви. Тут же незримо пребывает и Ангел-хранитель ребенка... Дети все тонко чувствуют, и, уверяю вас, в дне Ангела для них даже больше смысла, чем в дне рождения.

- Для людей невоцерковленных да всех, живущих в миру и вынужденных соответствовать его обычаям, есть такая проблема: Новый год - Рождество, День рождения - День Ангела. Светское вытесняет церковное.

- А должно быть не вытеснение, а вбирание в церковнй контекст того, что еще не воцерковлено. Православие всегда отличалось тем, что вбирало в себя народную традицию и очищала ее от язычества. Возьмем, к примеру, освящение плодов в праздник Преображения. В языческие времена в это время плоды приносили домашним божествам. А теперь они освящаются и благословляются с благодарением Бога за низпосланный урожай.

Кстати сказать, именины - это тоже какое-то время года, поэтому духовное ощущение праздника неизбежно укрепляется земными, природными переживаниями ребенка. Если день Ангела выпал на весну, ему сопутствуют солнце и оживление природы. Если осень и за окном дождь - то это тепло дома, семейная близость. Родители, организуя праздник ребенку, должны все это учитывать. Важны приуготовления к именинам: какие-то изменение в интерьере квартиры, в трапезе, наконец, посещение храма - горящие свечи, церковное пение... Все это делает день особым, и он остается на всю жизнь.

- Что дарить ребенку? То же самое, что и на день рождения?

- Подарки на день рождения - это то, что пригодится в сегодняшней жизни: игрушка, кукла, что-то из одежды. А на день Ангела подарок, помимо материальной ценности, должен иметь духовный смысловой, он для души.

- Например...

- Все зависит от уклада семьи, ее традиций. Братья и сестры могут сделать самоделку, скажем, фигуру ангела, которую потом можно будет повесить над кроватью и она станет как бы членом семьи. Даже неумелая поделка, сделанная старательно и от чистого сердца, порадует детское сердце. У нас, кстати, в методических разработках есть шаблоны для таких домашних поделок, в том числе и ангелы - тряпичные, картонные, бумажные, плоские и объемные. Достаточно склеить из простой бумаги фигурку, раскрасить ее, написать добрые слова, преподнести в соответствующий момент - и это так празднично! Можно чуть-чуть подушку распотрошить, перышки на крылышки ангела наклеить, золотые ниточки-тесемочки приспособить для украшения его хитона.

Что еще можно подарить? Недавно выпущена серия книг о небесных покровителях, каждая книжка названа по именам: "Татьяна", "Нина", "Сергей" и так далее. Это тоже значимый дар. Подарить можно икону, причем не обязательно того святого, чье имя малыш носит. Есть ведь много небесных молитвенников, которые играют большую роль в нашей жизни. Если ребенку трудно дается школьная учеба, то уместен будет образ святых Кирилла и Мефодия. Если в жизни ребенка были какие-то, не дай Бог, потрясения - болезни, несчастные случаи или просто особенные события, и к таким случаям можно подобрать иконы. Следует учитывать и склонности ребенка. Например, нравятся мальчику книги и фильмы о рыцарях и богатырях, почему бы не преподнести ему иконку святого благоверного Александра Невского? Иконы ведь не дарятся просто так, чтобы потом они лежали на полке, задвинутые книгами. Нужно, чтобы ребенок сознавал значимость этого святого в его собственной жизни и молился ему. Поэтому, перед тем, как дарить святой образ, невзначай расскажите малышу о подвиге святого, дайте ему книжку почитать, заинтересуйте. А потом, в день Ангела, неожиданно преподнесите святой образ и вместе с ребенком устройте ему божницу, вместе помолитесь новому небесному покровителю, чтобы не оставлял он раба Божьего в этой жизни. Таких семейных святых может быть несколько, выбирать их в свои покровители можно вместе с ребенком.

- Духовные книжки, иконы - это понятно. Но ребенок есть ребенок, интересным игрушкам, хоккейным конькам и прочим вещам он будет больше рад. Получается, день Ангела все же проигрывает Дню рождения?

- Я бы не стала противопоставлять. Рождение - тоже таинство, и неплохо бы в этот день сходить в церковь, поблагодарить Бога за дарованную жизнь. Что касается именин... Если ребенок во время семейного праздника радуется только подаркам, обращая внимание в первую очередь на их ценность, то что это за семья? Главным подарком всегда должно быть внимание и радость близких людей, их любовь. Важнее ведь не сам подарок, а то, как ты его даришь и для чего он предназначен.

О семейных традициях

- Я знаю людей, которые стараются не справлять свои дни рождения, мол, "они приближают к смерти и чему тут радоваться". Но причина, наверное, все же не в напоминании о старости...

- Да, скорее всего, в детстве родители чего-то недодали, некогда им было организовывать семейные события. А родителям что-то недодали уже их родители, дедушки и бабушки. В советское время многие обычаи забылись. Хотя до сих пор на днях рождения поют "как на Васины именины..." А что такое именины? Это не тот день, когда тебя в роддоме приняли, а день, когда крестили и нарекли святым именем.

- Сейчас, я слышал, иногда за праздничным столом поют другое - "хэппи бёздэй ту ю".

- Ну это совсем люди зарубежных фильмов насмотрелись... Так вот, именины. До сих пор они поминаются в детских поздравительных песенках. А горящие свечи на торте? Это ведь тоже церковный атрибут, оставшийся с тех еще времен. До революции детей крестили почти сразу после рождения, обычно на третий день. Поэтому день рождения и день Ангела почти совпадали, и праздновали один раз - именно на именины. В советское время храмы повсеместно были закрыты, и промежуток между рождением и крещением мог составлять несколько лет. Так два праздника разделились, традиция именин исчезла.

- Может быть, нет худа без добра: у человека теперь два праздника, два повода сходить в церковь?

- Наверное. Хотя возрождать традицию именин, я понимаю, весьма сложно, ведь нужно менять сложившийся уклад в семье, духовную атмосферу. Но дело это благодарное, поскольку те традиции, которые ты сейчас закладываешь в своей семье, продолжат твои дети и будут передаваться из поколения в поколение. Если человек в детстве радовался своему дню ангела, конечно, он не захочет потом лишить такой радости и своего ребенка.

Хотя бывают разные обстоятельства. Я, кстати, преподаю еще в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, и пару лет назад вела там спецкурс по этнопедагогике. На одном из практических занятий дала задание слушателям: "Какие праздники отмечались в ваших семьях, когда вы были маленькими?" Одна пятикурсница вспомнила: "У нас всегда справляли дни Ангела родителей. С утра папа с мамой шли в церковь, а мы, дети, готовили праздничную трапезу. Потом родители возвращались, вечером приходили гости, родственники, было очень дружно..." Спрашиваю, а детские именины справлялись? Оказывается, нет, в этот день ребенка просто водили в храм и всё. Студенты мои переглядываются, недоумевают. А я вдруг понимаю: "Надя, сколько же вас детей-то было?" - "Девять". Понятно, семья бы разорилась, если б на широкую ногу каждому именины устраивали. Но зато у них были родительские именинные дни, и дети через них приобщались к собору небесных заступников.

«Говорящее» блюдо

- Праздничный стол на именины тоже особенный?

- Конечно. Это и пироги с какими-нибудь сюрпризами, домашнее печенье с загадками и вопросами, и так далее. В старину была традиция: калачи с особой, смысловой начинкой рассылались по друзьям и родственникам. Но не обязательно всему этому следовать буквально, можно же самим творчески развивать традиции.

Например, каждый в силах оформить стол из блюд в виде символа, который бы имел связь с жизненными событиями именинника, прошедшими или ожидаемыми. Гости, взрослые и дети, приглашаются к столу, им задается такой вопрос: "Найдите на столе отгадку, что Бог принесет изменнику в следующем году его жизни". Дети рассматривают... Кто-то в форме округлого торта с высокими стенками увидит арену стадиона и скажет, что у именинника все будет получаться в спортивной секции. Другой на блюде с листьями салата увидит книгу и скажет про школу... Не обязательно, чтобы гости сразу угадали, в каком блюде спрятан символ - это ведь игра. Но потом обязательно кто-то (в крайнем случае, сама хозяйка стола) укажет на это блюдо, объяснит, какое пожелание имениннику оно изображает, и затем все вместе - гости и изменник - садятся за стол, чтобы отведать символическое блюдо. Понимаете, в чем разница? Одно дело, когда человеку желают добра просто на словах. И другое - когда это материализуется в ритуале. Дети понимают такие вещи, поскольку детские игры тоже во многом обрядны, ритуальны.

Такие игровые действа объединяют детей и дают осознать имениннику, что его жизнь, его душа небезразлична окружающим. Как в Церкви каждый христианин чувствует, что он не одинок, что вся Церковь молится за него, так же и здесь...

И что еще важно. Дети должны почувствовать: день Ангела - это праздник не только самого изменника, но и того святого, чье имя он носит. Приступая к устроению праздника, родителям стоит перечитать житие небесного покровителя и взять оттуда какие-то элементы. После праздничного стола начинаются игры, и вот тут их можно применить.

Что понимают дети?

- Это все теория. Расскажите лучше на примерах.

- Предположим, изменницу зовут Варварой. Спрашиваем детей: "Какие поговорки вы знаете про Варвару?" Те стесняются, молчат. Подсказываем: "Любопытной Варваре... как дальше?.. прищемили нос на базаре". И далее, оттолкнувшись от этой обидной поговорки, мы приходим совсем к противоположному, объясняем детям: "А что такое "любопытная"? Всегда ли это плохо? Если девочка без разрешения пытается узнать чужую тайну - это плохо. А если ей интересно, как мир устроен, почему на небе звезды горят и почему в радуге семь цветов, разве это плохо? Именно это и хотела узнать святая Варвара, небесная покровительница нашей Вареньки..." И тут мы рассказываем, как святая Варвара была заточена в башню, чтобы христиане не могли обратить ее в свою веру. Но, глядя из башни на звезды, святая сама, своим умом узнала о существовании Бога Творца... После этого можно предложить какую-нибудь логическую игру. Если дети совсем маленькие, это может быть что-то совсем простое. Например, ребенку завязывают глаза, стукают палочкой по какому-нибудь предмету, и тот по звуку угадывает, что за предмет. Таких игр масса.

В житии каждого святого есть эпизоды, для которых можно подобрать игру, соблюдая при этом чувство меры и такта. При этом хорошо знать заранее, кто из детей придет на праздник, их возраст, характер. Вполне уместно было бы приготовить и для этих детей маленькие сюрпризы, связанные с именами их небесных покровителей.

- Большинство православных имен связано с христианскими мучениками и мученицами, в житии которых много трагического, пытки, издевательства. Уместно ли это для детского праздника?

- Этого не нужно бояться. Но и живописать не стоит, как отрезали язык, выбили зубы и так далее. Я сама видела, как детей в житии великомученицы Екатерины больше всего впечатлил образ, когда ей усекли мечом главу (именно "усекли", а не отрубили - церковная лексика убирает натурализм). А именно то, что из раны вместо крови истекло белое молоко. Прочитала я вслух житие, и второклассница Катюша, наша изменница, подходит с вопросом. Оказывается, ее заинтересовало не то, какая мудрая была Екатерина, не эпизод про колечко, которое ей надел младенец Христос на палец, а именно момент с молоком. Своим детским умом она восприняла это как важное свидетельство святости Екатерины.

Детям можно говорить о пытках, но следом нужно добавить, скажем о святой мученице Татиане: она была непреклонна, она сохранила веру во Христа, она сохранила любовь в своем сердце, молилась за своих мучителей, чтобы Господь просветил их, и отдала свою душу в руки Самого Господа. Или святая Анастасия Римляныня. Рассказываешь, что тело ее расчленили и по приказу жестокого градоначальника бросили за городом на съедение зверям. И спрашиваешь детей: "Как вы думаете, дети, тело было съедено дикими зверями?" - "Не-ет!" - отвечают. Что же случилось? Ночью ангел явился наставнице св. Анастасии и указал место, где лежит непогребенное тело. С помощью крестьян наставница нашла останки и похоронила как многоценное сокровище. Спрашиваешь: "А почему многоценное сокровище?" Дети наперебой: "Она святая! Она мужественная! Она не отреклась от Христа!" Самый умный ребенок вспомнит еще, что будет воскрешение мертвых и из святых мощей восстанет мученица в том же теле. "Да, дети, - соглашаешься, - она явила подлинную красоту, истинную веру." И продолжаешь: "А что значит подлинную красоту, разве бывает другая красота? Посмотрите на образ святой (показываешь икону) - красивая? Да, красивая. А похожа ее красота на красоту куклы? И в чем разница?" И дети: "Это внутреннее, это духовное!" Говоришь имениннице: "Вот, Настюша, какая у тебя святая в твоей жизни. Посмотри на нее, ведь она тоже на тебя смотрит..."

Так что не нужно бояться "взрослые" вещи рассказывать детям. Они прекрасно воспринимают народные сказки, а ведь там еще не такие ужасы предстают, Змей Горыныч и Кащей Бессмертный чего стоят. У этих сказок обычно счастливый конец, поэтому они хорошо воспринимаются. И в жития мучеников за Христа - всегда однозначно счастливый конец. Они прославляются Богом и попадают в несказанно прекрасный рай.

Кроме того, в житиях описываются не только пытки. Та же мученица Татиана. Язычники отдали ее на съедение льву, но, как вы знаете, он не тронул святую, а кротко улегся у ног и стал лизать ее ступни. А когда стражники пытались снова схватить христианку, лев разъярился и отогнал их. Похожий эпизод был и с мученицей Дарьей. Когда она сидела в темнице, из пустыни пришел лев и, распугав стражников, проник в камеру. Он улегся у входа, и стоило воину приблизиться к двери, как лев бросался на него. Дарья же увещевала зверя: "Лёвушка, не трогай этого юношу! Дай ему услышать из моих уст слова о Христе". Лев успокаивался, и Дарья проповедовала... Разве не хороший сюжет, чтобы устроить игру или кукольное представление для гостей изменницы? Купите в магазине, в отделе мягких игрушек большого добродушного льва, прибавьте еще несколько кукол, нарядив их соответственно, - и вот вам уже театр. Разве сложно? Дети - очень благодарная публика, ваш спектакль им в любом случае понравится, даже если у вас нет артистических талантов. А после спектакля изменнице можно подарить льва. Поверьте, для нее это будет уже не просто игрушка...

Сюжет с львом, кстати, очень распространен в житиях святых. Подходит он и к имени Леонид. Спросите мальчика в марте или в апреле, когда празднуется его день Ангела: "Как ты думаешь, Лёня, почему твое имя переводится как "подобный льву"? Что это значит?" Мальчик, скорее всего, скажет о силе этого зверя. И для него будет открытием, что быть подобным льву это значит уметь благоговеть перед святыми и Христом.

Розовые лепестки

- Жития некоторых святых, особенно первохристиан, очень кратки: исповедовал Христа, был замучен, и всё. Как быть в таких случаях?

- Думаю, некоторая доля творчества допустима. Мы что-то знаем о том времени и можем предположить, как все было. Можно попробовать восстановить картину того времени вместе с ребенком, это ему будет интересно. Кроме того, есть современные чудеса от святых, из них тоже можно что-то взять.

- Есть какой-то принцип в отборе эпизодов из житий для детских праздников?

- Образное и духовное должны сочетаться. Часто сами дети подсказывают, что именно доходит до их сердца. Про эпизод с истечением молока из раны великомученицы Екатерины я вам говорила. А вот еще один пример.

Представьте: весна, на календаре 21 мая. По улице чинно, взявшись за руки, идут малыши. Девочки - кто в розовой кофточке, кто в розовом платочке, беретке. Мальчики - в костюмчиках с розовыми цветками в петлицах. Входят в церковь, крестятся, ставят свечки перед иконой апостола Иоанна Богослова, священник читает тропарь святому. Прихожане недоумевают, что за чудо такое? А объясняется все просто. В этот день у одного из мальчиков, Вани, именины. И вот его братишки-сестренки, друзья по учебе пришли в храм. Почему же они все в розовом?

А дело в том, что в житии Иоанна Богослова, апостола любви, есть такой эпизод. Он связан со смертью, но в то же время очень поэтичен и радостен. По преданию, евангелист Иоанн, прейдя столетний рубеж, попросил учеников на краю города ископать крестообразную могилу и отвести его туда. Ученики исполнили. Он благословил учеников, наставив их любить друг друга, и лег в могилу, упокоившись. Спустя время вернулись ученики и не обрели тела своего учителя в месте погребения, а увидели, что все вокруг усеяно розовой благовонной манной или лепестками роз. Вот поэтому девочки и мальчики в этот день и одевают на себя розовое - чествуют святого и именинника. И, понятно, какой это особенный день для мальчика Вани. В русском языке есть такое определение: "почувствовать себя именинником". Вот это оно и есть... Я знаю, в одной православной школе следовали этой традиции, но в один год педагоги забыли про праздник, не стали ничего организовывать, так дети сами пришли в храм с розовыми цветами - чествовать святого и изменника.

- Вы давно занимаетесь темой именин?

- Нет, именинному проекту всего год. Но уже много собрано материала, и мы постараемся сделать его общедоступным. К концу нынешнего учебного года или даже раньше книга будет выпущена, в издании которой, видимо, будут участвовать издательство "Планета 2000" и Фонд духовной культуры и образования "Новая Русь". У вас на Севере, в Вологодской области, в школьное образование включена замечательная детская программа "Истоки". Сейчас с Игорем Алексеевичем Кузьминым, одним из ее создателей, мы договариваемся, чтобы наши именинные наработки вошли в "Истоки".

К Небесной Церкви мы причастны через своих святых. Сознавать это - великая радость. Так что не будем лишать этой радости своих детей.

Записал М.СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга