ВОПРОС – ОТВЕТ

«КАТАКОМБНИКИ» – КТО ОНИ?

«...В одном из номеров «Веры» был помещен доклад митрополита Ювеналия (приложение), в котором сказано, что 24 февраля 1991 года на Архиерейском Соборе Катакомбной Русской Церкви был канонизирован Григорий Распутин. Что это за Церковь, почему она так называется? И какое отношение она имеет к Русской Православой Церкви? Эти вопросы интересуют не только меня...»

Е.ЕЛАТОВА,
г.Вологда

«Хочу через вашу газету узнать, что такое «Катакомбная церковь истинных христиан»? Предполагаю, что это ветвь старообрядчества со строгим уставом. Но это только догадки...»

Раб Божий ВАЛЕНТИН,
г.Вологда

Жестокое подавление Церкви в советское время привело к тому, что часть православных перешла на подпольное, катакомбное, положение и вышла из подчинения Московской Патриархии. Это не значит, что Русская Православная Церковь оценивала катакомбников однозначно. Так, Патриарх Алексий (Симанский) в ответ на жалобу одного из украинских митрополитов заметил, что тому Бога надо благодарить, что еще остались православные, не желающие зависеть от большевиков.

Впоследствии отношение к катакомбному движению у нас продолжало улучшаться. Целый ряд его пастырей и архипастырей, например, митрополит Кирилл (Смирнов), был причислен к лику мучеников. Канонизация этих героев веры продолжается по сей день. При этом степень неприятия ими митрополита Сергия (Страгородского) практически не берется во внимание.

После войны началось примирение катакомбников с Синодом Русской Церкви, хотя отдельные общины старой закваски дожили до нашего времени. Так, несколько лет назад в Коми скончался пастырь одной такой общины – священник, исповедник отец Иоанн Сидоров. Были и катакомбники, которые никогда не прерывали связи с Московской Патриархией, например, знаменитый протоиерей Глеб Каледа, автор книг о пастырстве в тюрьмах. Он вышел из подполья только на рубеже 90-х.

Однако на сегодняшний день приходится констатировать, что катакомбное движение осталось в прошлом. Даже старые, хорошие общины влились в крайне сомнительные новые расколы типа Суздальского. Еще одну ветвь этого неокатакомбного движения возглавляет некий архиепископ Амвросий, граф фон Сиверс, – человек одиозный, сменивший до полудюжины юрисдикций. Но самым диковинным побегом стала так называемая «Богородичная Церковь», возглавляемая неким архиепископом Иоанном Береславским, на деле Вениамином Янкельманом, долго лечившимся в психиатрических клиниках. Нужно с большой осторожностью относиться к многочисленным митрополитам, архиепископам, протоиереям псевдокатакомб, которые сами себе или друг другу присваивают эти чины.

«Возможно, кто-то просто пытается прикрываться термином Катакомбной Церкви, чтобы не подчиняться никому», – высказал свое мнение по этому поводу Святейший Патриарх Алексий.

Столь же осторожно заметим, что среди рядовых катакомбников, отдельных пастырей, рукоположенных старыми, настоящими тайными епископами, можно встретить достойных православных христиан. Но тот духовный риск, которому они подвергают себя, пребывая в рамках крайне сомнительного сегодня движения, давно уже перестал себя оправдывать.

Редакция


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга