РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ «Я есмь хлеб жизни» И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Люди не видели, как Спаситель переходил озеро словно посуху, но были удивлены – как же Он обошелся без лодки? Впрочем, не это интересовало их в первую очередь. Толпы народа по-прежнему воспринимали Христа как подателя земных благ. Столетиями иудеи создавали легенду о Мессии, который отблагодарит их за подвиги предков, камни будет превращать в хлеб и покорит Израилю царства земные. Надо сказать, что подобные предсказания о будущем избавителе – земном царе – бытуют и в России. Есть пророчество, оно приписывается санаксарским старцам, будто наша держава распространится на большую часть мира, достигнет невообразимого могущества. Верить в подобное значит уподобляться тем, кто ожидает антихриста. Есть, однако, обетования гораздо более скромные, о том, что царь православный действительно придет на некоторое время, но не принесет с собой ни материального процветания, ни других подобных выгод, однако с помощью Божией возродит русский народ духовно, приуготовит к доброму ответу на Страшном суде. Вот на это и будем уповать. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Это была эпоха, когда на пирах подавались паштеты из павлиньих мозгов и соловьиных язычков, но души оставались голодными. Духовный голод имеет почти те же свойства, что и телесный. Пустой желудок иногда пожирает себя до прободения, в случае с душой дело может закончиться убийством или самоубийством. Но чаще человек почти привыкает к голоду и угасает постепенно. Писатель Михаил Зощенко, например, однажды едва не умер оттого, что ему совершенно не хотелось есть. И был крайне изумлен диагнозом врачей, заявивших, что у него началось голодное истощение. В случае с душой подобное происходит сплошь и рядом. ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. В древнем мире подписей не существовало, их заменяли печати. Богатые делали их из дорогих материалов, бедные – из глины. Относительно печати Божией у иудеев было свое мнение. Они говорили: «Печать Божия – истина». Слово «истина» по-древнееврейски звучит как «Амет» и пишется с помощью трех букв: «алеф – первой буквой алфавита, мем – средней, тав – последней буквой, то есть означает начало, середину и конец. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Здесь Христос поясняет, что наши дела сами по себе не спасительны, даже если мы посвящаем их Богу. Но верно ли, Богу? А может, тщеславию, страху, корысти? И, лишь предавая себя Христу, уподобляясь Ему, мы способны найти верный путь к Отцу Небесному. Господь в этих строках не столько отвечает, сколько спрашивает – готовы ли вы признать Меня вочеловечившимся? Вы звали Меня, и вот Я вышел вам навстречу. Но Меня ли вы звали? На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Обыденность чуда с хлебами, как видно из этих слов, не произвела на иудеев большого впечатления. И хлебы-то были самые обыкновенные. Даже Моисей смог сделать большее – по его слову посыпалась манна небесная. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Христос уточняет, что Моисей им, иудеям, ничего не давал. Поэтому сравнивать Его с Моисеем несправедливо. Тем более, что на этот раз Отец Небесный послал им нечто бесконечно более чудесное: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Эти слова могли смутить обывателя, который уловил, что манны не будет. Между тем существовало поверье, что сосуд с манной, который находился в ковчеге откровения, когда Храм был разрушен, Иеремия спрятал и достанет его тогда, когда придет Мессия. Но и тех, кто полагал себя истинно верующим, не мог не возмутить призыв Христа веровать в Него. «Неужели Он хочет подменить Собой Бога», – обеспокоились эти люди. Спаситель поясняет: ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Наверное, впервые Господь так определенно заявил о значении Своего сошествия на землю, обнажил тот меч, который разделяет погибающих и ищущих спасения. Он не убеждает, а диктует условия спасения, отбросив увещевания, не обещая при этом ничего, кроме воскресения в последний день. Можно себе представить торжествующие улыбки на лицах фарисеев. Много месяцев они охотились за Христом, но слишком сильны были упования народа на Него. И вдруг Он сам эти упования начинает разрушать одно за другим. Толпа разочарована, раздаются иронические высказывания насчет Его родословной. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец. Как поясняет блаженный Феофилакт, «Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним». Здесь перед нами открывается тайна веры. Мы не можем ее породить своим умом, своими силами. Вера дается нам Отцом как дар. Спаситель поясняет, что люди глухи к Его словам не потому, что Он говорит нечто неправильное, а потому, что слушают Сына Божьего желудком и разумом, а не сердцем. Составлено по писаниям св.отцов
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |