ХРОНОГРАФ

НЕ УСТРАШИТЕСЬ

Ошибаются те, кто однозначно принимает Великий пост за некий оазис духовной безмятежности: мол, вошел в пост, и ты теперь в безопасности. Куда там! Где свято, где человек пытается обрести благодать, там вовсю стараются и бесы, чтобы смутить, помешать. Для кого-то пост действительно оазис, а для кого-то – место ожесточенной битвы. И в битву эту вовлекаются не только отдельные человеческие души, но и целые народы.

Исход битвы бывает разный. Из истории мы знаем, что великая смута на Руси окончилась как раз во время Великого поста. В 1613 году в первое воскресенье поста (в день Торжества Православия) Земский Собор избрал на царство Михаила Феодоровича, с царствования которого началось славное трехсотлетнее правление на Руси рода Романовых. Это было воистину торжеством православия. Но листаем страницы истории дальше... В 1653 году, также в начале Великого поста, Патриарх Никон рассылает по храмам указ («память»), положивший начало введению новых обрядов. Произошел церковный раскол, который многие историки считают началом разделения власти и народа на Руси, окончившийся революцией 17-го года. Надо сказать, что и отречение Царя от престола также случилось во время Великого поста – в полночь с 15 на 16 марта. До Крестопоклонной недели оставалось два дня... Позже, когда произошел и октябрьский переворот, Патриарх Тихон так сказал о причине революций: «Поститься перестали...»

Сейчас многие спорят, сам Государь отрекся от державы или ему помогли. «На самом деле это был заговор, переворот. Держава была насильственно вырвана из рук Царя», – считает о.Геннадий Беловолов, возглавивший на Леушинском подворье в С.-Петербурге соборное молитвенное покаяние. Совершалось покаяние 19 марта – именно в этот день в 1917 году Священный Синод принял решение о непоминовении Императора Николая II за богослужениями.

Вокруг Государя при дворе действительно собралось тогда много предателей. Но все же главной действующей силой были не они... Разговор об этом мы открываем в сегодняшнем номере статьей «Царское дело».

* * *

Государства рушатся, а как выстоять отдельному человеку под напором искушений?

Перед выходом этого номера редакция получила записку от священника Пафнутия Жукова. Он пишет: «В первую седмицу Великого поста пришлось столкнуться со странным совпадением. Как раз в эти дни в сыктывкарских маршрутках стали выдавать билеты с надписью «АД» и «душа зак.», что можно понять как «душа заказана». Люди впечатлительные могли бы сделать для своей души самый неутешительный вывод или просто отказаться от поездок на инфернальном транспорте и ходить пешком. Но даже если и предположить, что «билеты в преисподнюю» были выпущены злонамеренно, чтобы смутить сыктывкарских прихожан в Чистую седмицу, вряд ли эти бумажки могут сыграть роковую роль в жизни тех, кто хранит заповеди, соблюдает пост, исповедается и причащается Святых Таин. Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27)».

Прочитав записку, вспомнил я, как тяжело мне дались первые дни поста... В храме читался канон св.Андрея Критского, во время которого нужно стоять на коленях. А пол каменный, жесткий. Поясницу ломит, прямо-таки мозжит. В голове ворох посторонних мыслей, которые никак не улягутся.

– Душе моя, восстани. Что спиши? – доносится от аналоя. А я кошусь на соседку, посмотреть, как у нее свеча горит. У меня самого свечка в руке оплыла какими-то лохмотьями. Смотри-ка, у нее тоже – вокруг пламени с двух сторон образовались сосульки, будто рожки торчат. Первый раз такое вижу.

– ...якоже и мы оставляем должником нашим, – продолжает пономарь, стоящий у аналоя. – И не введи нас во искушение, но избави нас грешн... избави нас... избави...

– От лукаваго! – шепотом начали подсказывать прихожане.

«Во бес лютует, – поражаюсь. – Пономарь «Отче наш» забыл!» Молодая женщина, что слева стояла на коленях, встала и направилась к выходу. Я еще раньше приметил, что губы и глаза ее чуть подведены. «Напомадилась, вот и не выдержала». Только я так подумал, боковым зрением вижу, что на меня летит сверкающий топор. Едва успел руку подставить... Оказывается, женщина задела ногой хоругвь, что была прислонена к косяку двери, и та повалилась на меня, метя острием металлического флага прямо в висок.

Хоругвь поставлена на место, служба продолжается своим чередом, соседка моя возвращается на место – она и не думала уходить, просто ей было душно. К концу Андреева стояния молитва подхватила весь храм и понесла в необозримую даль, к небесным чертогам... Не глядя по сторонам, чувствую, что нас единит: душа печалится, а сердце тихо и светло радуется. Наверное, только мы, православные, так умеем: грустить и веселиться одновременно. Хотя объясняется-то просто. Взирая на крестные муки Христа, православный человек печалится, и душа его от этого становится чистой. А то, что чисто и безгрешно, – оно не может не веселиться. Потому что святость сама по себе – это радость о Господе.

Искушения, что были в начале стояния, совершенно изгладились из памяти. Но священник, выйдя на амвон с проповедью, о них напомнил.

«Лукавый не искушает нас только в двух случаях, – сказал батюшка. – Когда мы сдались перед ним. Или когда победили его». Дай Бог вам крепости и выдержки в Великом посту.

М.СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга