ПО СЕВЕРУ

Хотя бы напомнить...

Ставить памятники и привинчивать мемориальные доски – традиция светская, но пришлось взять ее на вооружение игумену Роману (Овсиенко), который возглавляет в Сыктывкарской епархии православный молодежный центр. А как еще напомнить людям об их духовной истории? Есть в Усть-Куломском районе село Керчомье, жителей которого спроси, знают ли они о канонизированном епископе – святителе Афанасии (Сахарове), – так они только плечами пожмут. А между тем святитель отбывал ссылку в Керчомье, совершал здесь богослужения. Дом, где он жил, уже не найти, поэтому мемориальную доску о.Роман прикрепил на стену храма. Может, заодно обратят внимание люди и на ветхость храма, помогут восстановить...

О владыке Афанасии наша газета подробно писала в №№ 365 и 366. Он был из числа добровольных мучеников. В 20-е годы была такая ситуация: чекисты арестовывают епископа, на его место хиротонисают другого, через месяц-другой этого епископа тоже арестовывают, но на его место опять ставят нового, и так далее. Афанасий и был таким новопоставленным, прекрасно знавшим, что его ждет. Вскоре, в 1922 году, его действительно арестовали, а на волю окончательно он вышел только в 1954 году. Первым местом ссылки был Сыктывкар, жил в тесной избенке с другими репрессированными архиереями – за печкой, поскольку места не хватало. В шутку владыка называл себя «епископом Запечским». Эта изба также не сохранилась до нашего времени, и ничто уже не напоминает о владыке.

В планах о.Романа установить памятную доску и на стене кочпонского Свято-Казанского храма, в котором служили недавно канонизированные святитель Герман (Ряшенцев) и мученик Павел Елькин. Не так давно в храме появилась их икона...

Соб. инф.

Где живут дети-богословы?

Первое место в общероссийской конференции «Одаренные дети» в богословской номинации завоевала ученица 10 «Б» класса 30-й школы г.Сыктывкара Андреева Аня. Она подготовила доклад по христианским праздникам. Достижение девочки с Русского Севера весьма значительное, если учесть, сколько было претендентов.

После школьных конкурсов в городах и весях России «самые одаренные» отправились в Москву. Третий тур проходил в Российской академии образования, актовый зал которой был полон детьми. Среди 50 «юных богословов» (шестеро из них были из Коми) и провели письменную работу и блиц опрос, так что ребята должны были ответить на всевозможные вопросы, в том числе по догматике истории Русской Православной Церкви. Самой быстрой и успешной в своих ответах оказалась как раз десятиклассница из Сыктывкара. «Мне просто повезло, – сказала в интервью «Вере» Аня Андреева. – Другие ребята на некоторые вопросы не знали ответов, а мне помогло то, что я восемь лет проучилась в воскресной школе Спасо-Преображенского храма, и все это мы проходили».

Надо сказать, что жюри конференции в богословской номинации присудило не одно, а три первых места. Еще один победитель также живет в Республике Коми, он из г.Усинска. А третьему счастливцу явно помог преподобный Сергий Радонежский. Он из Сергиева Посада. Гран-при богословской номинации уехал в Смоленск. Награждение победителей будет проходить 28 мая в Кремле. О том, чем их наградят, ребята пока еще не знают. Известно только, что победа дает им возможность на льготных условиях поступить в вузы Москвы.

Соб. инф.

Невский образ

Синодальной комиссией по канонизации святых чтимый в Санкт-Петербурге образ Божией Матери «Скоропослушница» определено именовать «Невской Скоропослушницей». Этот тип иконы не встречается ни в Греции, ни на православном Востоке, поэтому ее петербуржцы давно уже называют «Невской». Первоначально он был написан для Никольского храма на Мытнинской улице и стал вкладом Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Очень скоро образ прославился чудотворениями. Особо почитался он и Императором Николаем II, и его Семьей. Императрица Александра Федоровна писала А.А.Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ея чудный лик». После закрытия и разрушения храма чудотворная икона была перенесена в Свято-Троицкий лаврский собор. Празднование иконе совершается 22 ноября, а также во вторник Светлой седмицы.

Соб. инф.

В древних стенах

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в древнем Никольском соборе Николо-Корельского монастыря совершилась первая после десятилетий Божественная литургия. Об этом монастыре мы рассказывали не раз, он находится в Северодвинске, на территории закрытого «Севмашпредприятия», который строит подводные корабли. Когда-то проблемой было попасть священнику в режимную зону, о передаче же храма верующим и не мечтали. И вот храм ожил. Накануе «Севмашпредприятие» посетил епископ Тихон в сопровождении руководства предприятия, заместителя главы Архангельской области и северодвинского духовенства. Владыка познакомился с ходом внутренних восстановительных работ и осмотрел возрожденный левый придел собора. По словам настоятеля возрождающегося храма о.Александра Шестакова, в храме уже совершаются Таинства крещения, служатся молебны.

Затянувшийся конфликт

В начале апреля в Вятке вновь привлекла к себе внимание католическая община, возглавляемая гражданином Польши ксендзом Григорием Зволински. В областную администрацию поступила заявка от члена общины И.И.Вагнера на проведение мессы в бывшем костеле, где ныне располагается органный зал. По словам Зволински, которые были приведены в местном приложении «Комсомольской правды», «просьба вызвана предстоящим визитом в Киров архиеп. Антония Менини. Мы очень надеемся, что представителю Ватикана и лично Папы Римского не придется стоять у закрытых дверей храма...»

Власти ответили отказом. Со стороны их поведение трудно объяснить, однако попробуем понять, что стоит за ним.

Страсти вокруг костела кипят уже много месяцев. По прибытии в Россию ксендз Григорий развернул кампанию по возвращению храма, построенного до революции в Вятке ссыльными поляками. В этом его поддержали некоторые из местных СМИ. Правда, храм был некогда построен для окормления нескольких тысяч человек, а сейчас католиков в общине состоит едва ли больше полусотни. Имеющееся в их распоряжении помещение полностью удовлетворяет нужды общины. А самое главное – в костеле находится органный зал, устроенный там в начале 90-х годов. Это был один из самых дорогостоящих проектов такого рода в истории города. По некоторым оценкам, цена органа, заказанного в Германии, превышает стоимость самого здания.

Поначалу вятские власти вполне были расположены к тому, чтобы искать общий язык с Григорием Зволински, но в дальнейшем его планы, связанные с костелом, все более разрушали доверие между католической общиной и общественностью города. Опуская подробности, покажем, как выросло взаимное недовольство, на примере последних дней. Уже сам по себе тот факт, что Зволински попытался довести свою просьбу через «Комсомольскую правду», напоминает шантаж. Это впечатление усиливают другие обстоятельства дела. При встрече с властями ксендз доложил, что он уже пригласил на мессу представителей всех вятских конфессий, дескать, обратного хода нет, будет скандал. Но когда специалист по делам религии обладминистрации В.М. Бадьин обзвонил всех приглашенных, чтобы проверить эту информацию, она просто не подтвердилась. Например, крайнее недоумение высказал по этому поводу митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. К слову сказать, на территории города насчитывается по крайней мере 16 зданий и участков, некогда принадлежавших Православной Церкви. Среди них комплекс зданий Преображенского женского монастыря, где сейчас располагается ряд гражданских учреждений, здания Вятской духовной семинарии, жилые дома для церковного причта, в частности, служителей кафедрального Свято-Троицкого собора, ряд церквей и т.д. Понимая, что город вернуть все это не в состоянии, епархия вопроса о возвращении своего имущества не поднимает. Все-таки свои и есть свои. Увы, Григорий Зволински в свои пока, кажется, не метит. Это еще раз заставляет задуматься над разумностью кадровой политики Ватикана в России и на Украине, куда волна за волной поступают патеры из Польши.

Соб. инф.

Трактор монастырю

Валаамский монастырь сто лет назад славился не только своими храмами и святынями, но и отлаженным сельским хозяйством. Благодаря стараниям монахов рожь на Валааме собиралась, как правило, «сама-десятая», то есть в десять раз больше посеянного, а овес и ячмень – в три раза. Но это в прошлом... Сейчас монахи пытаются восстановить это хозяйство, в том числе систему осушительных каналов. И весьма кстати пришелся подарок финнов – современный трактор «Валтра А-85». Деньги на него собирала «Ассоциация гуманитарной поддержки Республике Карелия», а жертвовали бывший президент Финляндии Мауно Койвисто, народные депутаты, члены Европарламента, мэры разных городов и простые благочестивые люди. Отношение к монастырю в Финляндии особое. Примечательно, что нынешний глава Финской Православной Церкви архиепископ Лео в качестве простого рабочего, с лопатой и топором в руках, еще в 1989 году работал на восстановлении церкви в г.Приозерске, где сейчас подворье Валаама.

Валаамский монастырь

 

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга