КНИЖНАЯ ПОЛКА

ВОССТАНЬ, СПЯЩИЙ!

«На Русь пришла, как в фантастических фильмах, невиданная и невидимая война, которая без жалости наносит смертоносные удары в сердце России. ...Сейчас часто говорят, что наши экономические, социальные и демографические потери после жестокого «перестроечного» реформирования России превосходят последствия Великой Отечественной войны. И все это без кровавых бомбардировок, без атомных взрывов, без вторжения войск, без карателей...» (Священник Александр Круглов. Последняя война. М: Просветитель, 2004).

Казалось бы, об очевидных и тривиальных вещах говорит отец Александр Круглов. Но, тем не менее, его книга производит впечатление набата, призыва: «Восстань, спящий!», оглянись вокруг, осознай, наконец, что идет уже на земле Последняя война. Эта война принципиально отличается от всех наводнивших историю человечества войн – «дикая Орда требовала только дани и рабов, но не божественного поклонения себе. Ей не нужны были наши бессмертные души. Сейчас время иное. Снова мы в разделении, но на этот раз безжалостные враги России пришли как раз по наши неприкаянные души...»

Книга о.Александра Круглова не является историческим или политологическим исследованием, ее жанр можно определить как «слово пастыря» – это тематически организованные проповеди, объединенные в главы, само название которых говорит о традиционности жанра. «Иерихон», «Самсон и Вартимей», «Крестный ход из Иерихона в Иерусалим», «Горящие снопы», «Таинственный «Удерживающий» и пр. История России рассматривается через Библейскую историю, все, что происходит в наши дни, раскрывается в свете Апокалипсиса и древних пророков. И в этом свете «все тайное становится явным» – то, что мы переживаем в наши дни, получает четкое определение – «тайна беззакония в действии».

Низкий поклон батюшке за то, что он все называет своими именами, прослеживает тончайшие связи между событиями и делает самоочевидный вывод: «мирное время» после Второй мировой войны, время «локальных конфликтов» – это просто-напросто «вялотекущая» Третья мировая война... Вряд ли можно считать ненамеренной тихую оккупацию всего христианского мира. ...Америка стоит перед теми же проблемами. Ее белое население уже подходит к той черте, за которой может стать угнетаемым своими чернокожими и латиноамериканскими представителями, как недавно это случилось с белым населением в Южной Африке. Такие же события происходят в Европе...»

Самое важное в книге то, что она ломает стереотипы мышления. Один из них – «все зло от Америки», второй (и это еще более важно и злободневно) – «Россию спасут православные патриоты». Я не знаю биографии отца Александра Круглова, но он явно хорошо осведомлен о реалиях нашего патриотического движения. Из истории этого движения последних двух десятилетий автор «Последней войны» делает, казалось бы, парадоксальный вывод: именно патриоты и могут подготовить приход «человека беззакония». Почему? В ответе на этот вопрос батюшка ставит глубокий пастырский диагноз того духовного состояния, в котором пребывают многие патриоты в последние годы. «Хитроумное зло с самого зарождения патриотического движения лукаво скрывало себя в самой патриотической среде.

Происходит раздвоение личности. В кругу своих – это патриот из патриотов... но в нужный момент в голове срабатывает некий «переключатель», и искренний минуту назад собрат мгновенно становится так же искренне заклятым врагом...»

Отец Александр объясняет, отчего происходят такие подмены: «Брань с людьми-демонами – средоточием «тайны беззакония» – удел немногих избранников Божиих, гигантов духа, усмиривших многими трудами и великими скорбями немощь своей плоти. Их суровое воительство – не для всякого, только и научившегося, что читать запрещенные книжки... Нередко у патриотов, легкомысленно вкусивших мистического плода тайнознаний, от постоянных страхований, нервных и психических перегрузок начинаются невыносимо томительные мучения – «круги ада»!»

То, что происходит с нашим патриотическим движением, по мысли отца Александра, особенно наглядно подтверждает: спастись в наше время можно, только ограждая себя постоянной молитвой, и не теряя настоящей церковной жизни. Стоит только заменить их на борьбу с силами зла, как эта борьба оборачивается против самих же борцов. В этом одна из главных особенностей последней войны – обмануть человека, ввергнуть его в самообман, чтобы через это он мог обманывать других.

Из всей почти 800-страничной книги особенно удачной, с точки зрения подачи материала (формы обращения к читателю), представляется 22-я глава, которая называется «Кощей Бессмертный». Через сюжет и образы известной русской сказки проясняются наше прошлое, настоящее и будущее. «Иван-царевич – собирательный образ русского народа. Причина постоянных поражений Ивана-царевича состояла в его духовном неведении. Каждый раз, вступая в бой с неприятелем, он сражался не с реальным Кощеем, а с его мечтательным образом. Так, у России всегда было много врагов, но многие из них лишь отвлекали от главного. Главный тот, кто убивает насмерть!»

О будущем автор говорит так: «С незапамятных времен на Руси ходили сказания о войне между коварным чудовищем Кощеем Бессмертным и простодушным Иваном-царевичем... наконец, царевич был убит. Для пущей верности Кощей разрубил его тело на мелкие кусочки и разбросал их во все стороны. Видно, чувствовал, что добром это для него все равно не кончится. И не ошибся. В сказаниях Иван-царевич был воскрешен... Точно так же происходит каждый раз возрождение поверженной врагом Руси. Сперва невидимо собираются, на первый взгляд, давно умершие части царства. Это – первое чудо. Невидимое и почти невероятное воскрешение погибшего народа. Святость веры помалу оживляет мертвые от греха души людей... Точно так же может произойти и внезапное возрождение разрушенного русского царства».

Через всю книгу проходит убеждение, высказанное уже на первых ее страницах: «Надо выделить для себя два одновременно происходящих процесса – духовную деградацию большинства представителей правящего класса и достаточно значительной части народа и возмужание пусть немногих, но сохранивших верность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Исход катастрофических событий зависит от тех немногих, которые своей верностью, жертвенностью и бесстрашием преображают все остальное падшее общество».

Оптимизм выводов, звучащих в конце книги «Последняя война», для человека неверующего может показаться парадоксальным. Ведь перед этим описываются адские тонкости ведущейся с нами идеологической, психологической, мистической войны – все они могут ввергнуть в уныние, сковать душу страхом.

Но, как известно, источник самого большого страха и уныния – это когда враг не видим, не узнан, не назван. А когда «тайное стало явным», когда у врага нет возможности прийти «как тать в нощи», когда к встрече с ним готовятся, то остается вспомнить слова Господа: «Не бойся, малое стадо!» и, главное, не замкнуться в своем одиночестве, а искать единения с Христовым воинством.

«Одновременно с вражьим вторжением идет иной процесс, который хоть и не стал еще переломным в судьбе России, но многое, видимо, склоняется к тому. ...На языке военной науки, на Русской земле происходит постепенное формирование двух непримиримых армий. С одной стороны становятся все заклятые враги Христа и России. Их щедро подкармливает мировое зло, они динамичны, развязны, сыты. С другой стороны идет построение светлого Христова воинства. Его выстраивает и оберегает до времени неизбежной решительной битвы Сам Господь наш Иисус Христос. Его воинство обычно неброско, более скромно и по виду, и физически. Вся наша сила состоит в великом сокровище – вере православной. И наша сила в немощи совершается!»

Л.САМАРИНА


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга