ПОДРОБНОСТИ

ОГНЬ, ВЫСВЕЧИВАЮЩИЙ НАШИ ГРЕХИ

Конфликты вокруг храма Воскресения Господня

Каждый православный христианин знает о чуде схождения Благодатного Огня, которое происходит на православную Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме. И каждый знает о предании, что в год, когда не сойдет Благодатный Огонь, наступит Конец Света. Поэтому все христиане, собирающиеся встречать Пасху в Иерусалиме, ждут Благодатный Огонь как спасение от Конца Света.

Никакой враг не одолеет нас, пока мы сами не откроем ему врат. В последние годы, к сожалению, мы все чаще видим нестроения в храме Гроба Господня, которые говорят о том, как мало мы стали помнить о Боге.

Некоторое время назад наш корреспондент Евгений Суворов записал рассказ инокини Маргариты (Калашниковой) о печальном событии, которое омрачило в прошлом году пасхальные дни в Иерусалиме.

«Вместе с группой паломников из России я приехала в Иерусалим, – рассказала матушка, – чтобы встретить Пасху в храме Гроба Господня. В Великую пятницу храм был полностью очищен от людей.

После ночной литургии из него погнали духовенство, архиереев, не оставили почти никого. При этом всех избивали. В храме осталось 12 человек. Из них двое были из нашей группы – я и еще Вера Королева. Но мы были в разных частях храма и ничего не знали друг о друге. В нашей группе был один священник, одна сербка, паломники из Москвы. Все мы были избиты, унижены иерусалимскими полицейскими просто потому, что по разным причинам не смогли выйти из храма.

А потом нас, группу из 11 человек, закрыли в храме Воскресения Христова. Полицейские бегали вокруг храма, женщины-полицейские в брюках и с пистолетами заходили в алтарь. Для нас, верующих, это было актом вандализма, и мы думали, что Благодатный Огонь не сойдет.

Мы даже не знали, сможем ли спастись. Приготовились к самому худшему. Уже не надеялись выбраться живыми и стали писать записки, которые прятали в разные щели, чтобы люди знали, что тут происходит. Но наступила ночь, мы молились о схождении Благодатного Огня... И Огонь сошел. Была какая-то необыкновенная притягательная сила, которая не позволяла нам уйти из храма».

Вот такие события… Что же произошло, что стало причиной нападения израильтян? Дело в том, что храмом владеют шесть различных христианских конфессий, которые регулярно ссорятся. Некоторое время назад подрались коптские и эфиопские монахи, используя камни и металлические штыри. В результате 11 человек попали в больницу. В октябре прошлого года подрались православные греки с католиками. Обе стороны винят во всем друг друга, и понять, отчего они начали потасовку, практически невозможно. Бои эти начались в середине XIX века, когда латины получили доступ в храм и начали там хозяйничать столь нагло, что это привело к войне России с Францией, Англией и Турцией.

К самым драматичным столкновениям последнего времени привел конфликт греков с армянами из-за права выноса факелов с Благодатным Огнем. В свое время, в XVII веке, армяне однажды выставили греков из храма, стали ждать схождения Огня, но так и не дождались. С тех пор поутихли. Был достигнут следующий компромисс. Греческий Патриарх стал первым входить в нишу, где зажигается Священный Огонь, а армянский Патриарх первым оттуда выходить.

В 2002 году, когда на престол взошел греческий Патриарх Ириней, греки и армяне опять начали ссориться. Закончилось дело тем, что Патриарх Ириней не позволил армянскому иерарху первому выйти из ниши с зажженным Огнем и даже потушил его факел. Началась потасовка, в ходе которой Патриарх Ириней потерял туфлю. На помощь ему пришли два греческих монаха, в результате чего армянский служитель Церкви был избит.

После этого Иерусалимская Церковь повысила свои требования, претендуя на то, чтобы армянский Патриарх вообще не входил в нишу, а вместо этого зажигал свой факел от факела греческого Патриарха. Армяне видят в такой претензии унижение своей Церкви.

Израильтяне, в свою очередь, потребовали в прошлом году, чтобы «если до начала Великой субботы, наступающей 26 апреля, не будет найден компромисс между Церквями, полиции придется резко сократить число паломников, которые получат доступ в храм Гроба Господня».

Компромисс достигнут не был, в результате чего и произошел эпизод, описанный матушкой Маргаритой. Обещание «резко сократить» израильтяне выполнили вполне.

В этом году Пасху омрачил новый скандал. Армян и греков полиции удалось вовремя растащить, но на этот раз у Патриарха Иринея объявились новые противники. К стенам церкви пришли палестинцы, чтобы выразить свой протест в связи с предполагаемой продажей Патриархом Иринеем участка земли в Старом городе покупателям-евреям. Постепенно израильской полиции удалось палестинцев оттеснить, и воцарилось что-то вроде мира.

Бесполезны попытки изобразить происходящее как столкновение православных с инославными. Копты с эфиопами, например, принадлежат к монофизитскому течению. Мы видим здесь прежде всего племенную рознь, раздирающую хитон Церкви все те 16 веков, которые нисходит к людям Благодатный Огонь.

Здесь какая-то тайна. Налицо, по крайней мере, несколько уроков. Например, что истина в православии, а не в монофизитстве. Это показала попытка армян захватить храм. Второе, что армяне, копты, сирийцы, эфиопы вовсе не так далеко отстоят от православия, как нам кажется: они не менее трепетно, чем мы, относятся к схождению Огня. Что, увы, страшно далеки от Господа Католическая и Протестантская Церкви, которые Огонь игнорируют совершенно и даже кощунствуют на его счет. Что хотя вера наша, православная, выше других, но когда мы начинаем безобразничать, наивно думать, будто Бог в этот момент с нами. И, конечно, Огонь ярко освещает, освещает в буквальном смысле, главную болезнь, поразившую некогда Церковь – попытку поставить национальные чувства выше вероисповедных.

Единственно утешает, что бои все эти идут не из-за денег, этот главный бич нашего времени здесь ни при чем. Отцы бьются за близость к Богу, пусть и диковатыми методами. И все же невольно ужасаешься тому, что скандалы происходят в момент величайшего чуда, что Огонь столь мало просвещает сердца наши. И врываются в храм иудеи, чтобы судить нас, как всегда врывались в любую брешь, приоткрывшуюся в православном мире.

Г.РЕШЕТОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга