ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

НА ТЕПЛЫХ ОЗЕРАХ

18 апреля на Приполярном Урале над подземным источником, которым питаются горные Теплые озера, был установлен Поклонный крест из лиственницы. Один из участников приполярной экспедиции ставил его по обету после исцеления болезни ног в водах озера. Вот что он рассказал.

Как мы не пошли дальше...

Многие туристы ходят на Приполярный Урал не только летом, но и весной – на лыжах. Считается, что такой поход более впечатляет. Одно плохо: природа отпускает для этого удовольствия всего 15 дней, которые приходятся на стык марта и апреля. Только тогда наст еще крепок, световой день достаточно длинен и не так опасны снежные лавины. В 1997 году на этот период выпала Страстная седмица Великого поста, но я все же отправился с группой. Каждый год хожу – и не хотелось пропускать.

На пятницу, 28 марта, у нас было запланировано восхождение на самую высокую Уральскую гору – Народную. В тот день я был дежурным. Встал рано, еще было темно, развел костер, поставил в котелках воду для завтрака. И почувствовал необычную острую боль в области солнечного сплетения. Не мог понять, откуда она взялась. Трудно было дышать, наклоняться, двигаться – боль расходилась по всему телу, достигая кончиков пальцев на руках и ногах. И вдруг я понял: это болит моя душа. Она хочет расстаться с моим телом сразу, не дожидаясь страшного момента, когда... «Мы все погибнем сегодня», – пронеслось в голове.

Я шел последним, постоянно молился обо всех участниках похода, крестил их спины, чтобы с ними ничего не случилось, и молил Господа, чтобы погиб один я. С утра стояла тихая солнечная погода. А к обеду стал подниматься ветер, на белых шапках вершин закрутило снежные барашки. Перед этим мы поднимались по долине реки Манараги до перевала Каркар, затем свалились в долину Балбанью на озеро Круглое и с Круглого вдоль ручья, уходящего на северный гребень Народной, пошли на восхождение. Уже на Круглом повалил обильный снегопад, и видимость резко сократилась до нескольких метров. А выйдя на гребень Народной, разделяющий две части света – Европу и Азию, мы вообще очутились в «сплошном молоке», который не мог разогнать даже ураганный ветер, дувший со стороны Азии. Он был таким сильным, что, поднимаясь на вершину в «кошках» и толкаясь изо всех сил лыжными палками-штыками, мы упирались навстречу ветру, точно в стену.

Восхождение по северному гребню идет рядом с пропастью, и было такое чувство, что ветер хочет сбросить нас в этот полукилометровый земной разлом. На этот раз я шел первым. Руководитель похода на одном из крутых участков, когда порывы ветра сбрасывали нас с ног, остановил меня и сказал:

– Может, мы поступим мудро?

– Как мудро? – не понял я.

– А не пойдем на восхождение, зачем оно нам нужно в такую погоду? Все равно ничего не видно.

– Как скажешь. Ты руководитель, тебе решать.

А впереди были самые сложные участки, которые и в хорошую-то погоду очень опасны. Посоветовались и пошли назад. Так мы остались живы.

Журчащий поток

Эта «история спасения», наверное, покажется странной тем, кто не знаком с альпинизмом. Но я так понял, что нас Бог спас. Вполне это осознал только на следующее утро...

Только мы повернули назад, как почувствовал я неимоверное облегчение, словно гора свалилась с плеч. Боль в теле начала потихоньку утихать, а к концу дня, когда вернулись на приют Олений, и вообще стихла. Легли спать – и снится мне сон.

Будто наступило яркое солнечное лето, пропитанное теплом, солнцем, счастьем и необыкновенной радостью. Я чувствовал удивительные ароматы, потом увидел себя в гостях у какой-то семьи, которая живет в большом деревенском доме на берегу лесного озера. Так вот, сижу я на лавочке около дома на берегу озера со старушкой лет восьмидесяти и мило беседую с ней. Она в легком сарафане, в белом платочке в синий горошек, повязанном так же плотно, как повязывают платки наши деревенские бабушки-староверки. Высохшая от беспрестанных постов и молитв, так что, кажется, вся светится на солнце, бабушка рассказывает мне об удивительной живой воде из источника, которая исцеляет от всех болезней. Я поинтересовался, где этот источник находится. «Коля, своди, покажи ему», – обратилась бабушка к своему взрослому сыну. И вот Коля спускается со мной к озеру и по воде «яко посуху» идет пешком на противоположную сторону. Такое ощущение, что это не сон, а жизнь. Застываю на берегу озера в нерешительности. Коля оборачивается и говорит: «Иди за мной». – «Да я утону!» – перепугался я. «Не бойся, иди». Я собрался с духом и пошел следом за моим провожатым. Иду по озеру и вижу: какое-то странное дно у него – с зелеными пятнами, длинными зелеными водорослями, бурлит, словно кипит. И все время слышу радостное журчание воды. И вот Коля проводит меня на противоположный берег, к тому месту, где из озер вытекает полноводный ручей и, стекая вниз по камушкам, приятно журчит. Мы выходим на берег и подходим ко кресту. Около него мой спутник останавливается и показывает на небо. Я поднимаю голову и вижу в небе Пресвятую Богородицу. Она стоит до поднебесья – необыкновенно прекрасная. Высотой, быть может, несколько сот метров, а может, и километров. Из Ее рук изливается журчащий ручей. Вода из него живительными струями, переливающимися на солнце, падает на землю. А в них на земле купаются, веселятся разные люди. И мы с Колей тоже купаемся под этими струями, радуемся животворящей воде.

В следующий момент я снова оказываюсь на лавочке перед домом, сижу рядом с бабушкой. Она мне что-то говорит, я прерываю: «Подождите, я должен это записать, а то забуду». – «Запиши, милый, запиши». В тот же момент просыпаюсь...

Снам, в принципе, не стоит верить, чтобы не впасть в искушение. Но пережитое не хотелось забывать. Среди ночи я вылез из своего спальника, достал блокнот и при свете луны и звезд стал записывать. Затем забрался снова в спальник и тут же заснул. И опять вижу бабушку на лавочке. «Ну что, записал?» – спрашивает она. – «Записал...» И до самого утра мне грезится удивительный источник, на котором вместе со старушками живут мужчины, женщины, дети. Похоже, что это одна большая семья. У них там есть часовенка и большой крест на берегу озера.

Проснулся я обновленным, словно заново родился. В таком приподнятом настроении на следующий день я шел впереди группы и тропил лыжню. На четвертый день пути мы вышли на Теплые озера, о существовании которых узнали только за год до этого. Эти не замерзающие зимой озера нам показал опытный интинский охотник Владимир Пуник. С нами в походе он был вместе со своим другом Виктором и еще двоими пожилыми охотниками. Интинцы рассказали нам, что вода из озер исцеляет от разных болезней. Были такие случаи, что зимой на «Буранах» они привозили сюда тяжелобольных, парализованных людей, которые, неделю попринимав ванны, полностью исцелялись. Я видел, с каким благоговением относятся они к воде из озер, особенно пожилые охотники, как они умываются ей, пьют, набирают в бутылочки с собой. Для них это святая вода.

И вот после того удивительного сна, когда мы пришли на Теплые озера, я подумал: а не их ли видел во сне? Правда, был он летним, а не зимним, как сейчас... Через неделю увидел я икону Божией Матери «Живоносный источник». На иконе в Своих руках Пресвятая Богородица держит Чашу Причастия, в которой находится Господь Иисус Христос, и из нее струями на людей изливается живоносная вода. Позже, занявшись иконографией, я досконально разобрал символику этого образа. В нем заложена бездна смыслов, но самый главный из них в том, что Живоносный источник – это и есть Иисус Христос, который пришел в наш мир для спасения всего человечества.

Крест над источником

Сразу же после похода я сообщил своему другу Валерию Федоруку про свои мысли о Живоносном источнике и про Теплые озера на Урале. Валерий тогда сидел в тюрьме и строил там храм Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Я знал о его большой мечте стать монахом. Однажды он говорил, что Урал – хорошее место для устройства молитвенной пустыньки. В письме я написал ему, что Теплые озера – места, лучше которых не найти, и что, когда его освободят, нужно съездить туда, хотя бы для начала поставить Поклонный крест. После освобождения по благословению владыки Валерий строил подворье Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, затем стал иноком Ульяновской обители. А я все ждал, когда же он соберется на Уральские горы. «Пока нет воли Божией, – говорил инок, – еще подожди...» И я ждал. А в прошлом году на Троицу Валерий, уже принявший к тому времени монашество с именем Мелетий, трагически погиб. Так и остался я один со своей мечтой.

В прошлом году я не пошел в зимний поход на Уральские горы – в одной из лыжных прогулок застудил ноги, они стали сильно болеть и мерзнуть. Никакие лекарства и мази не помогали. И когда нынче я собирался с туристами в зимний поход, то у меня теплилась надежда, что на Живоносном источнике, по молитвам Пресвятой Богородицы, может быть, исцелюсь. Два дня мы шли до озер, и ноги мои сильно мерзли даже в пятиградусный мороз. Когда пришли на озера, я сразу же пошел на источник и с молитвой трижды окунулся. На следующий день почувствовал, что ноги перестали болеть, и это было настоящим чудом.

Тогда и решил я спустя месяц, в нынешнем же 2005 году, исполнить свой обет – поставить крест над источником. Господь послал мне надежного спутника – идти со мной вызвался Вадим Китов. Сильный парень, да и просто глубоко порядочный, честный человек.

Стояла середина апреля, и знакомые туристы, узнав, что мы идем в горы, отговаривали: «Вы что, самоубийцы?» Дело в том, что в горах в это время снег мог полностью растаять, а реки – вскрыться. А если бы из-за оттепели повалил снег, то наш путь до озер растянулся бы на несколько дней, хотя до них от железной дороги всего 24 километра. Но Господь все управил.

Добравшись до г.Печоры, пересели на пригородный поезд, но только устроились, как проводница сообщает: на полустанке «1934-й километр», где нам необходимо выйти, остановки не будет, поскольку мы не предупредили об этом машиниста. Все же на всякий случай в означенное время выходим мы в тамбур – и поезд почему-то остановился! Быстренько спрыгиваем на землю. Это даже не полустанок, а просто заброшенный и закрытый на замок домик среди тайги. Снег, как оказалось, не только не растаял, а лег сверху еще одним пушистым ковром, завалив нашу старую лыжню.

Так совпало, что от железной дороги мы отправились к озерам в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Со второй половины дня повалил обильный снегопад, и на лыжи начал налипать снег. Идти по подлипу в горах сущее мучение: лыжи перестают скользить и их приходится тащить на ногах, как двухпудовые гири. И все же мы успели проскочить сложный участок, и уже к вечеру, совершенно изможденные, вышли на Теплые озера.

Снегопад, не переставая, валил всю ночь. 18 апреля, в понедельник, с утра погода установилась теплая – плюс семь градусов, безветренная и тихая. Помолившись, принялись за крест. Нашли участок высокого берега, из-под которого широким ручьем в озеро втекают подземные воды. На этом месте как раз стояла большая лиственница, пригодная для задуманного дела. Когда по компасу определял части света, чтобы установить крест на восток, то оказалось, что восток расположен строго на озера. Работа спорилась так, что все мы успели провернуть за день, хотя думали, что все это займет несколько дней. В высоту крест оказался три метра тридцать сантиметров. На кресте укрепили икону Божией Матери «Живоносный источник». Надо сказать, подобных икон имеется несколько видов, и только на одном изводе изображены Божия Матерь с Чашей и Христом внутри нее и множество людей, купающихся под живоносными струями, – именно он соответствует тому образу, который привиделся в том давнем сне. Помолившись, мы отправились обратно. Дело сделано!

И Богу слава

Возвращаться прежним путем не имело смысла, поэтому отправились мы к ближайшему жилью через горные хребты Обеиз и Малдыиз. После установки креста нас с Вадимом охватило удивительное чувство защищенности и внутреннего покоя. Погода выдалась солнечной и благодатной, горы радовали своей суровой красотой: величественными снежными пиками и живописными видами. Многокилометровые головокружительные спуски горного слалома веселили душу: блистающий снег, огромное небо над головой... Господи, как прекрасен Твой мир! Хотя маршрут был непростым, мы ни разу не заплутали, словно кто-то невидимый указывал путь. Каждое утро и вечер мы молились, читали акафисты Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу, Царским мученикам. Иконки святых были с собой. Кроме того, за нас молились батюшки в храмах и наши друзья-прихожане.

Так благополучно дошли мы до незамерзающего русла Северной Сывью. Нам даже не пришлось доставать бродни – словно специально для нас кто-то оставил снежный мостик, чтоб мы беспрепятственно проскочили над бушующей рекой. А два года назад, помню, мы на протяжении нескольких километров бродили вдоль Сывью в поисках переправы, и никакого мостика не было. К вечеру увидели первые признаки человеческого присутствия – заброшенную базу геологов, разведовавших красный гранит на хребте Обеиз. Из этого гранита, кстати, сделан памятник Ленину на главной площади Сыктывкара.

Забрались мы в брошенный балок, внутри которого намело снега. Пока Вадим укладывался в спальнике на голом снегу, я вышел из балка и долго смотрел на звездное небо, на прекрасные и пугающие контуры гор, слушал чей-то заунывный вой – то ли волка, то ли росомахи. То справа, то слева пронзительно вскрикивали горные куропатки. Вообще за эти дни нам повстречалось много живности. Особенно смешными были беляки – толстые, косоглазые, пушистые увальни, которые подпускали нас очень близко, а потом убегали, смешно прыгая из стороны в сторону. Около последней ночевки, где мы спали буквально на открытом воздухе, видели свежие следы росомахи и рыси. Известны случаи, когда в эту пору они нападали на человека, но в нашем случае все обошлось.

В пути не было у нас чувства оставленности. Помню, переваливая через Красный Камень, что на хребте Малдыиз, мы вдруг обнаружили, что вышли на очень крутой склон, когда реально можно свалиться вниз почти с полукилометровой высоты. Повернув назад, стали скатываться на лыжах серпантином. Думаю, слаломисты всего мира позавидовали бы нам в тот момент. Но внизу я вдруг провалился под лед, пролетел больше метра подледной пустоты и оказался в воде, так что ноги вместе с лыжами окатило холодным течением. Никакого страха при этом не было. Вадим быстренько помог выбраться, развел костер, чтобы обсушиться... Потом еще раз несколько раз правливаливались, но неглубоко (на фото). Бог уберег... В последний, пятый, день пути – а это было 20 апреля – с утра установился легкий морозец. Лыжи сами несли с гор. Вскоре наткнулись на свежий след «Бурана». «Люди!» При подходе к речке Сывью в небе увидели радугу. Это знамение нам прибавило сил, всю дорогу до станции радуга сопровождала нас, украшая своим ореолом удаляющиеся Уральские горы. Через пару километров нас подобрал на «Буране» местный рыбак Анатолий и домчал к утреннему поезду.

Так закончилась история с установкой Поклонного креста над Живоносным источником. Мы с Вадимом верим, что Господь и Сама Пресвятая Богородица прославили это удивительное место. Прекрасен Божий мир!

Е.ЛЕБЕДЕВ
Фото автора.

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга