ОТЧИНА

ГОРОД СВЯТЫНИ

Величавая Жена

«Стал ли Тихвин городом Богородицы?» – с таким вопросом я собралась в очередное паломничество по святым местам. Очень хотелось узнать, как живут город и монастырь после возвращения Святыни.

Поначалу мы были страшно разочарованы – в Тихвине на подъезде к монастырю нас встретила непролазная грязь, машина застряла в глубокой луже в ста метрах от ворот обители, сорвало локер, еле мы вылезли на сухое место. Такая же картина нас встретила и за воротами, после того как прошли через «Крылечко»: распаханное поле грязи, обветшавшие домики. Кроме того, над всем этим голосили кумиры современной эстрады – по-прежнему к ограде монастыря примыкает футбольное поле, на котором все выходные дни проходят какие-то громко озвученные мероприятия. А если учесть, как себя ведут болельщики на всевозможных спортивных состязаниях, то совсем уж обидно становится за монастырь. И сам собой возникает вопрос: а где же почтение к Святыне?

Но, когда мы прошли за вторые ворота Свято-Успенского монастыря, нас встретила совсем другая картина – белизной сияющие стены и колокольня, пасхальный празднично-красный Успенский собор, притихшие группы паломников и то, что словами невыразимо, – явное присутствие неземной силы, благодати Царицы Небесной на этой земле. Когда вошли в собор, это чувство еще более усилилось, в уме прозвучали пушкинские строчки о «Величавой Жене» – как-то особенно остро именно в Тихвинском монастыре перед великой Святыней переживается Царственность Божией Матери. В других обителях ты покрыт материнским теплом Богородицы, Ее Приснодевством, а здесь – в Тихвине – совсем иная атмосфера, здесь вспоминаются совсем другие определения служения Божией Матери: Она Державная Владычица, Она Царица Небесная. Строгость, серьезность, связанная с этим служением, царят под сводами Успенского собора Тихвина. Паломники подходят к иконе, выстроившись в длинную цепочку под присмотром стража порядка в военной форме. И здесь это не кажется неуместным. Очередь от иконы отделяет два метра, это непривычно, ведь мы даже к святыне привыкли идти «толпой», прижимаясь друг к другу плечами. Каждый паломник, поднявшись по трем ступенькам, может постоять у иконы, почувствовать себя наедине с Ней. Лик Божией Матери на Тихвинской иконе суров, печален и царственен. Многочисленные украшения это только подчеркивают.

Мы стояли в очереди с явно нецерковными людьми. В основном это были молодые люди школьного возраста и дети. Девушки в брюках, юноши с модным ежиком на голове. Видно было, что не привыкли стоять в каких-либо очередях и приехали в монастырь по какой-то «просветительной программе». Но за те полчаса, которые мы провели рядом с ними в ожидании поклонения Святыне, мы не услышали ни шуток, ни смеха, никакой суеты или болтовни. Каждый из них довольно долго стоял пред иконой – значит, о чем-то просил Царицу Небесную, чувствовал Ее присутствие. Тут же в очереди они учили друг друга правильно накладывать крестное знамение, и все это тоже очень серьезно и спокойно.

Прямо предо мной стояла маленькая девочка, она шепотом спрашивала у бабушки, за кого нужно молиться у иконы. «А можно не только за папу и маму, но и за Юлю, за Катю, за мой класс?»

Себя я поймала на том, что тоже, как эта маленькая девочка, стою и думаю: «О чем я должна сейчас попросить? Что самое главное у меня в жизни сейчас? Конечно, о папе, чтобы операция прошла удачно, чтобы он подольше пожил с нами».

За то время, которое мы стояли в очереди к Святыне, волей-неволей приходится внутренне собраться – как на земле, если бы шел с прошением к царю или царице, чтобы попросить о самом главном. Об этом же нам сказал и игумен настоятель монастыря.

Рассказ игумена

Удивительно, что первым, кого я встретила в обители, был именно настоятель – игумен Евфимий (Шашорин), – я-то думала, что придется долго искать встречи с ним, чтобы узнать о том, что сейчас происходит в обители. Он рассказал следующее:

– Когда я посещал отца Сергия Гарклавса – хранителя Тихвинской иконы Божией Матери – и спрашивал его: «Как жить с иконой рядом?» – он отвечал: «И трудно, и радостно». Тогда я подумал: «Радостно – это понятно, а как же может быть тяжело?»

Я представлял себе, что когда вернется в монастырь икона, мы сразу заживем полноценной монашеской жизнью, все у нас образуется. Но вскоре понял, что проблем и забот у нас только прибавилось. В монастырь поехали паломники, с каждым днем после возвращения иконы их становилось все больше и больше. О монашеском уединении приходилось только мечтать. И, кроме того, оказалось, что мы не готовы принять столько людей. Хотя за год все-таки что-то организовали для паломников.

Главное, что пришло в монастырь после того, как икона вернулась, – это осознание необходимости всегда быть собранными, не расслабляться. Смысл монашеского жития в том, чтобы проводить жизнь в трезвении. «Сокровенная пустыня» сердца – ее можно и нужно сохранить и среди многолюдства.

Но мы хотим и внешние условия для уединения создать – садик для монахов, куда посторонние люди попадать не смогут и куда можно будет спокойно пройти, четочки потянуть, спрятаться от любопытных глаз. Хотя, еще раз повторяю, паломникам мы очень рады, с любовью их примем. И, скажу честно, монастырь сейчас живет только на народные пожертвования, а значит, попечением Матери Божией. Ведь едут-то люди к Ней.

Мы получили лицензию в паломническом центре в Москве. Наша служба работает на подворье в Санкт-Петербурге и самом монастыре. Постоянно работает телефонный оператор и принимает заявки. Адрес подворья в Санкт-Петербурге: ул.Дегтярная, д.18 (телефон 274-55-86). От подворья паломнические поездки организуются на один и на два дня. Во время двухдневной поездки паломники посещают не только Свято-Успенский Тихвинский монастырь, но и имеют возможность побывать в Троицком скиту, искупаться в святом источнике в деревне Сенно, посетить Никольский монастырь и крепость в Старой Ладоге, Антоние-Дымский монастырь, дом-музей Н.А.Римского-Корсакова в Тихвине.

Если же паломническая группа едет к нам не через подворье, нужно обязательно сообщить о своем приезде в монастырь по телефону 8-813-67-510-84, заказать экскурсию, договориться о трапезе и ночлеге.

Экскурсии по монастырю проводят наши «дипломированные» экскурсоводы – те, кто прошел курс подготовки, сдал экзамен, получил сертификат. В основном это местные жители: учителя, бывшие работники краеведческого музея, студенты. Мы запретили проводить экскурсии посторонним. Мне приходилось слышать, как одна из таких «посторонних» экскурсоводов, подойдя к кресту у Успенского собора, говорила, что это «монахи поставили для того, чтобы всегда помнить о смерти».

На самом же деле под этим крестом покоится несчастный государь Иван VI, Иоанн Антонович. Это уже не легенда, а доказанная учеными историческая правда. «Бедный Ульрих», как звали царевича в народе, был умерщвлен в Шлиссельбургской крепости в 1764 году и похоронен здесь.

Планы на будущее

Позже я обратила внимание, что на первых воротах монастыря висит большая икона Ксении Блаженной. А ведь она, как известно, прозрела убиение «бедного Ульриха». Ходила с громким рыданием по Петербургу и повторяла: «Кровь, везде кровь». То, что несчастный царевич погребен рядом с великой святыней, напоминает нам не только о светлых страницах русской истории, но и о ее трагедии. Что опять-таки взывает к собранности и серьезности.

«Какие у вас планы на будущее?» – спросила я у настоятеля. Отец Евфимий очень оживился, стало видно, как он болеет о благосостоянии обители Божией Матери.

– Дело в том, что при подготовке к возвращению иконы был проведен только внешний ремонт. А за год мы провели большие работы, которые не видны со стороны, но имеют первостепенное значение для всей жизнедеятельности монастыря. Главное из этого – провели газоснабжение из города и другие инженерные сети, до этого на территории монастыря никогда не было ни воды, ни газа, ни канализации.

Вся страна помогала нам в подготовке к возвращению иконы. И сейчас многие считают, что у нас тут «золотые горы». Так думают не только люди, далекие от Церкви, но и верующие тоже. Как-то я летел на самолете из Мурманска, мой сосед, узнав, что я из Тихвина, сразу сказал: «Ну, вам там икону привезли, и за счет монастыря город поднялся». Хотя это не совсем так.

К сожалению, могу сказать, что теперь нас все забыли. Все, что было получено год назад, уже давно истрачено. В корпусах еще очень много нужно делать. Монастырю нужна полноценная гостиница для паломников, отдельная трапезная. Спасибо Октябрьской железной дороге – они нам пожертвовали три купейных вагона, и уже в конце мая мы их поставим на поле перед оградой, подключим их к канализации и воде – там летом будут размещаться паломники.

Стал ли Тихвин городом Богоматери?

Удрученная виденным и слышанным перед воротами обители, я спросила отца Евфимия, какие отношения у монастыря с местными жителями.

– Как я уже сказал, у нас на послушаниях работает немало местных жителей: экскурсоводы, трапезницы, свечницы, сторожа, строители. Есть постоянные прихожане, приход сложился еще в 1990-е годы, когда работала только церковь «Крылечко». Сейчас среди прихожан немало молодых людей. У нас работает воскресная школа, растет образованная братия монастыря. Сейчас в монастыре двадцать насельников, из них шесть – иеромонахи. Мы вместе молимся и вместе трудимся, например, на субботниках, когда расчищаем территорию.

Скоро придется работать на монастырском погосте – это поле перед Успенским собором, здесь везде лежат монахи нашей обители.

* * *

После того, что рассказал мне отец настоятель, после того, как я вместе с паломниками постояла в очереди к иконе, походила вместе с экскурсией по дорожкам монастырского двора, вопрос, с которым я ехала в монастырь, разрешился сам собою: везде и повсюду (и, добавим, во все времена, хотя сейчас это ощущается, пожалуй, особенно остро) народ делится на тех, кто идет к Святыне, и тех, кто к ней безразличен.

Поэтому для кого-то Тихвин стал городом Богородицы, а для кого-то так и остался в лучшем случае «родиной Римского-Корсакова», в худшем – «сто первым километром», куда высылали бывших уголовников из Ленинграда. И каждому из нас постоянно приходится делать выбор: способен ли ты воспринять Святыню, или она от тебя заслонена будничными интересами, постоянной жизненной суетой?

Из паломничества в Тихвин уезжаешь с вопросом к собственной душе: «Для чего ты живешь: исключительно для земли или хотя бы краешком души – для Неба?»

Под Покровом

Возвращаясь из Тихвина, вдруг обнаружилось, что глаза стали видеть то, что раньше не видели. Я уже не обращала внимание на грязь перед воротами монастыря, а заметила веселые разноцветные палатки, в которых местные жители продавали пирожки и «тихвинские сувениры». Одна из хозяек палатки сказала: «Я сама себе организовала рабочее место. Мы издаем литературу о Тихвине, вот посмотрите, новый журнал стали выпускать – «Летописец», там каждый раз какие-то новые материалы печатаются об истории города. Дочка моя экскурсию готовит, скоро будет тут водить по монастырю. Мы тут с иконой ожили, приезжайте к нам еще».

«Жизнь жительствует» сказано святыми о благодатных местах. И, выехав из Тихвина, по-новому увидели дорогу и лес, который окружает город: мягкий, серо-зеленый мох, прозрачная, звенящая тишина болот, белые и синие цветочки первоцвета, устремленные в небо сосны – стражи этих мест, – со всем этим как-то без слов, необъяснимо слилась душа.

Это чувство, наверное, и называли наши предки «под покровом Божией Матери».

Людмила ИЛЬЮНИНА



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга