МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛЬ АНГЕЛОВ Женский монастырь в Старой Ладоге наконец-то передан Церкви. Об этом объявили не так давно в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, а на последнем заседании Священного Синода ему придан юридический статус.Два с половиной года на территории поруганной, полуразрушенной обители жили несколько насельниц, соседствуя с интернатом для умственно-отсталых детей. И вот теперь все монастырские помещения освобождены. – А что вы знаете о нашем монастыре? – первое, о чем спросила встретившая меня матушка Ангелина, возглавляющая сестричество Свято-Успенского Староладожского монастыря. Как оказалось, у матушки в этот день был юбилей – ей исполнилось 60 лет. А проводила она его на огороде с лопатой в руке – не разгибаясь весь день до вечера. – Что знаю?.. То, что тут один из древнейших храмов Руси. Вот приехали узнать, начнутся ли в нем теперь, когда монастырь передан Церкви, богослужения. В самом деле, что известно большинству россиян, интересующихся отечественной историей, о Старой Ладоге? Что это один из древнейших центров православия на северо-западе Руси. Что само поселение возникло на берегах Волхова в VIII веке. Во дворе староладожской крепости расположен древний (XII века) храм святого Георгия Победоносца, по преданию, построенный в честь победы новгородской дружины над шведами. А на территории самого монастыря расположен еще один древнейший храм домонгольской Руси – в честь Успения Божией Матери… Вот и все, пожалуй. – Успенская церковь остается собственностью музея, исторической ценностью, и богослужения в ней производиться не могут, – пояснила матушка Ангелина. – Хотя сами музейщики до недавнего времени считали, что Успенский храм – «новодел». И только недавно, когда нашли знак Рюрика наверху под куполом, стали думать иначе. Нельзя сказать, что к «памятнику архитектуры» в последние десятилетия относились с должным вниманием. Более того, неизвестна судьба останков местночтимых подвижниц, которые были похоронены около алтаря храма. Известно только, что музейщики проводили здесь раскопки, а куда они определили выкопанные косточки – покрыто тайной. – А кто были эти подвижницы? – К ним относились как к старицам. У нас сохранились материалы к жизнеописанию. – А вы знаете, что у вас тут подвизалась в XIX веке поэтесса-монахиня Мария (Шахова)? – Да, она здесь писала свои поэмы и получала письма от святителя Игнатия Брянчанинова (была его духовной дочерью). Он писал ей, что она должна быть счастлива тем, что живет в обители, «причастной седой и славной старине». После короткого разговора (матушке нужно было закончить работу, а мне не хотелось ее отвлекать надолго) в домовый храм обители проводила нас ясноглазая (удивительные глаза у этой послушницы, в миру таких не увидишь) сестра Анна. Она рассказала нам о подвижничестве матушки Ангелины. – А сейчас весь храм заселен ангелами! – воскликнула я, увидев две большие витрины перед свечной лавкой. Такого нигде не приходилось встречать: на трех стеклянных полках в каждой витрине стояли фарфоровые ангелочки разных размеров и цветов, с неповторяющимися выражениями личек. – Матушка у нас – Ангелина, потому и ангелов у нас много, – ответила послушница. Л.ИЛЬЮНИНА
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |