РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Евангелие от Иоанна, глава 7

Сегодня мы завершаем рассказ о том, как Господь посетил праздник поставления кущей в Иерусалиме. Выслушав Его речь, народ стал склоняться к вере во Христа, но иные делились сомнениями:

Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.

Раввины учили, что Мессия после рождения Своего в Вифлееме будет унесен духами и ветрами, а когда вернется во второй раз, никто не будет знать, откуда Он пришел. Его появление будет обставлено весьма таинственно.

То есть веками вырабатывалось представление о Мессии, как о каком-то сказочном персонаже. И то, что Христос имел Мать и сводных братьев, занимался до начала выхода на проповедь плотницкими работами, весьма смущало людей. Они не понимали, что Бог присутствует в мире постоянно и, в отличие от фокусников, совершенно не нуждается в том, чтобы Свои проявления облекать в заманчивые формы.

Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

Возгласил – значит, закричал, пытаясь объяснить, что беда не в том, что Он якобы неправильно пришел в мир, а в том, что люди, забыв Отца, оказались не готовы принять Сына. В этот момент фарисеи окончательно осознали, что пришло время выбора. Если Христос действительно Сын Божий, перед Ним нужно преклонить колени, если лжет, то должен быть судим как богохульник.

Этого не вполне понимают те, кто по сей день считает Христа одним из величайших пророков и т.п. Но обратим внимание, ни один из основателей мировых религий – ни Будда, ни Магомет – не говорили, что они боги. Это были люди искренние и по-своему порядочные. Во многом заблуждались, но не заходили так далеко, как те проходимцы, что именуют себя богами.

И мы либо должны причислить Христа к этим проходимцам, либо поверить Ему и признать Его Господом Всемогущим. Спаситель либо бесконечно выше всех остальных основателей религий, и у нас есть все основания верить в это. Либо, что совершенно невероятно, ниже их, солгав, что Он и Отец – одно, что Он – единственная дверь овцам.

Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений... и послали фарисеи и первосвященники служителей – схватить Его.

Итак, выбор оказался сделан. Иные вспомнили, сколько чудес сотворил Спаситель, и по здравому размышлению поняли, что Он говорит о Себе правду. Враги же укрепились во злобе.

Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти.

Речь идет о грядущих столетиях тщетных поисков Бога живого на земле и на Небесах. Оказались забыты слова пророка Исаий: «Ищите Господа, когда можно найти Его» (Ис. 55, 6). Но фарисеи предпочли истолковать это страшное пророчество по-своему.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе...

В этот день один из священников спускался с золотым кувшином к источнику Силоамскому, а народ пел стих из пророка Исайи (12, 3): «Почерпайте с радостью воду из источников спасения». У Исайи же читаем обетование иудеям (58, 11): «И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

Обетование это исполнилось. Как отмечает блаженный Феофилакт, «как у верующего, по Писанию, из чрева текут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали вслед за собою, как реки какие, неудержимым течением своим».

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?.. Итак, произошла о Нем распря в народе.

То есть явилось три мнения, которые существуют по сей день. Мы, христиане, верим, что Христос – Сын Божий, большая часть людей считает Его пророком, а иудеи не устают повторять, что Он был никем. Фарисеи, решив воспользоваться распрей, отправили за Спасителем служителей, скорее всего, вооруженных, которые, однако, вернулись ни с чем и были встречены вопросом:

Для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он.

На самом деле во Христа уверовал не просто один из начальников, а глава фарисеев Никодим. Но не это главное. Саддукеи и фарисеи глубоко презирали народ, запрещено было верить свидетельским показаниям простолюдинов, ходить к ним в гости и принимать у себя дома. Нынешние фарисеи, в том числе и православные, относятся к народу немногим лучше, считая его источником благ, защиты и т.д. Но при этом вспомним, как долго издевались над почитанием Царя-мученика или блаженной Матронушки. Да и сейчас не упустят повода себя выдать за великих знатоков православия, а честных простых христиан – за невежественную деревенщину.

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

Никодим, сердце которого Господь привлек к Себе после ночной беседы, только-то и попросил судить Христа по законам Моисеевым. Но те, кто громче всех кричал о Законе, не собирались соблюдать его, когда это противоречило их выгоде. Положение Никодима было весьма драматичным. Он веровал во Христа, но страшился насмешек и краха своей карьеры, в которой он достиг вершины. Так бывает с добрыми, но слабыми людьми. Бог им судья.

На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

На самом деле приходит. Именно из Галилеи вышел пророк Иона. Но суть сказанного фарисеями Никодиму была иной: с кем ты? с нами, людьми учеными, соблюдающими все обряды и правила, или с быдлом, чернью – народом? Трудный выбор, когда есть что терять.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга