У СТАРОВЕРОВ

В «ОПЛОТЕ СТАРОЙ ВЕРЫ»

Он начал диалог с Русской Православной Церковью.
18-20 октября станет известно, кто его сменит

Старообрядцев России в августе постигла великая утрата. От сердечного приступа во время крестного хода на реку Великую (староверы уже третий год подряд ходят на р.Великую и в августе, а не только традиционно в июне) скончался предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). Одной из последних точек, которую посетил владыко Андриан, стала Уральская епархия. О подробностях визита и о последних событиях в жизни РПСЦ рассказывает наш внештатный корреспондент.

Хлебом-солью

Редкие встречающие московский поезд ночью 4 июля на перроне екатеринбургского вокзала вряд ли ожидали увидеть такую картину: хмурые мужики-бородачи да женщины в платках и длинных сарафанах, переминаясь с ноги на ногу, вполголоса переговариваются между собой. И вдруг полилось пение... В столицу Среднего Урала с официальным архипастырским визитом прибыл глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан.


Одно из последних благословений

Первым у владыки берет благословение благочинный Уральской епархии, настоятель храма поселка Верещагино Пермской области протоиерей Валерий Шабашов. Цель визита высокого столичного гостя – решение имущественных вопросов и участие в крестном ходе к месту упокоения святых преподобномучеников Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев.

...Наутро во вторник у Христорождественского старообрядческого храма традиционным хлебом-солью прихожане встречают владыку. Митрополит широко осеняет себя крестным знамением, кланяется:

– Доброго здоровия, дорогие братия и сестры, – говорит нараспев.

...И вот уже владыка входит в алтарь под красивое, сочное пение. Едва только митрополит поприветствовал всех с амвона, как к нему уже выстроилась очередь под благословение.

За обеденным столом одни мужики. Лишь в самом конце стола примостились две старушки да матушка Ирина Зырянова. Отец Валерий, подлинный мастер слова, рассказывает гостям о секретах виноделия. Владыко все больше слушает, редко что-то молвит. Да время от времени улыбка тронет его лицо.

До вечерней службы явлению иконы Божией Матери «Владимирская» остаются считанные минуты, однако все священство выдвигается в епархиальное управление РПЦ. Здесь, в центре города, у митрополита Андриана намечена встреча с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

В епархии РПЦ владыку Андриана ожидает не только священство Русской Православной Церкви, но и многочисленные журналисты. В полумраке обширного кабинета архиепископа – тишина. Архиепископ Викентий садится по одну сторону стола, митрополит Андриан с сопровождающими его иереями – напротив.

За столом переговоров

Первые минуты встречи – знакомство и общие слова. Когда журналисты, после протокольной съемки, покинут кабинет, собеседники перейдут к насущным вопросам... Сначала митрополит Андриан расскажет архиепископу Викентию о том, кто такие старообрядцы и чем их жизненный уклад отличается от остальных, потом перейдет к имущественным вопросам.


Владыка Андриан справа

Вл.АНДРИАН: У старообрядцев испокон веков большие семьи, особенно у священников, дети сызмальства ходят в церкви, учатся петь, читать, блюдут посты. Наши службы длятся по много часов.

Арх.ВИКЕНТИЙ: Честный владыко, а вы не боитесь такой строгостью оттолкнуть людей от веры, заставить их искать более легкие пути к Богу?

Вл.АНДРИАН: Нам не нужны легкомысленные люди. Отчасти, наверное, да, мы отталкиваем, точнее, требуем от присоединяющихся к Старой вере полного соблюдения всех принципов, с которыми не все способны согласиться. Мы изначально стремимся убедиться, что человек готов исповедовать веру.

Арх.ВИКЕНТИЙ: Мы пришедшим, а вообще-то и тем, кто в вере уже не первый день, даем, в сравнении с вами, послабления в исполнении церковных канонов. Но даже и это, увы, не уменьшает натиска на нас со стороны верующих. То и дело приходится выслушивать жалобы от прихожан: дескать, почему все так строго, выполнять требования Церкви очень тяжело... Люди хотят сидеть во время службы, хотят, чтобы молитву было легко воспринимать на слух, просят перевести богослужения на современный русский язык. На это я всегда возражаю: светские люди тратят годы, чтобы выучить такие сложные языки, как китайский или японский, и не хотят приобщаться к своему историческому, духовному языку.

Сейчас, вот уже несколько лет кряду, в нашей епархии принято решение, которое идейно восходит к патриаршему благословению: крестить людей только через полное трехкратное погружение. Мы исполняем это распоряжение Патриарха. Если встречается нарушение у священников, таких иереев я жестко наказываю. Сегодня у нас также развит процесс оглашения, когда во время литургии оглашенных некрещеные должны покинуть службу. Эта строгость отпугивает людей, и многие от нас безвозвратно уходят. А если и возвращаются, то только тогда, когда случается горе и обратиться больше не к кому.

Отец ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Владыко, а как у вас обстоят дела с венчанием – много ли приходит пар, все ли понимают важность этого обряда?

Арх.ВИКЕНТИЙ: Нередко бывает, что пара, которую мы обвенчали, приходит через некоторое время, часто через 2-4 месяца, и просит их развенчать. У людей на то свои причины... Что касается многодетности, о чем владыко Андриан уже сказал ранее, скажу так: мы ведем работу по увеличению детей в семьях наших священников. Был у меня такой случай. Пришел ко мне молодой человек на рукоположение во священники, я с ним некоторое время беседую. Уже под конец разговора спрашиваю: ну а как у тебя в семье, дети есть? Ответ меня поразил: «Вы знаете, владыко, нам с женой мама запретила детей заводить...»

Вл.АНДРИАН: В Русской Православной Старообрядческой Церкви около 250 приходов, однако с институтом священства проблем у нас куда больше, чем у вас.

Арх.ВИКЕНТИЙ: Отчасти поэтому мы начинаем учить церковнославянскому языку, воспитывать любовь к богослужениям сызмальства. У нас при многих храмах организованы воскресные школы, обучение в которых продолжается три года. Этого времени, на наш взгляд, достаточно, чтобы заронить зерно дальнейшего желания самостоятельно постигать азы молитвословия, чтения и пения.

Отец ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Интересно, как у вас обстоят дела с власть предержащими: помогают ли они вам в решении имущественных и ряда других, закономерно возникающих вопросов?

Арх.ВИКЕНТИЙ: Внешне наши отношения с властями в епархии гладкие, пока речь не доходит до конкретных дел.

Отец ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Быть может, вы нам подскажете, с чего начать дело в решении вопроса о бывшей усадьбе купца-старовера Рязанова, о котором вы наверняка наслышаны?

Арх.ВИКЕНТИЙ: Некоторое время назад мы также заинтересовались этим зданием, долго искали тех, кто мог нам помочь, ибо работа там предстоит серьезная – сам дом-усадьба является государственным памятником архитектуры, поэтому и восстанавливать его нужно кропотливо. Я скажу откровенно: мы нашли предпринимателей, которые согласились нам помочь, потребовав взамен построить на территории парка, примыкающего к усадьбе, что-то вроде гостиницы, которая бы приносила этим предпринимателям доход. Мы дали свое согласие и пошли к властям с конкретным предложением, чтобы это здание нам передали в собственность. И тут-то мы натолкнулись на нежелание со стороны властей нам содействовать. Причем, как правило, когда вот здесь, в моем кабинете, сидит кто-то из чиновников, мне слезно обещают помогать, но когда приходишь к ним в кабинеты с прошениями, а чаще уже с конкретными бумагами и справками, они чинят всяческие препятствия и тормозят решение вопроса. Так было и в случае с попыткой вернуть этот дом.

Какой совет я могу вам дать? Вам нужно идти теми же путями, которыми идем мы: определить, на чьей земле находится здание – принадлежащей городской или областной власти. И уже в зависимости от этого двигаться дальше.

Отец ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: На ваш взгляд, владыко, есть ли у нас шансы вернуть этот дом себе?

Арх.ВИКЕНТИЙ: Нужно пробовать, биться. Как знать, может Господь вам быстрее поможет, чем нам, и вы добьетесь того, чего хотите. Вообще, имущественные вопросы, которыми озабочены и наша, и ваша Церкви, должны решаться только через собственника.

...Ощущение, что архиепископ Викентий готов соседствовать со старообрядцами и даже по мере сил помогать им, не чинить препятствий в решении тех или иных вопросов, всех присутствующих на встрече старообрядцев не покидало.

Одним из трогательных моментов разговора (встреча длилась 75 минут) стал эпизод, когда речь зашла о старообрядческом епископе Зосиме (Еремееве), вместе с которым арх.Викентий в 1978 году заканчивал Духовную семинарию. Викентий сказал, что хорошо помнит владыку Зосиму, знает о его служении и передает ему свое приветствие.

Вл.АНДРИАН: Владыко, спаси Господи вас за интересный разговор, за то, что нашли время для встречи. Я только что вернулся из Нижнего Новгорода, был также в Санкт-Петербурге, где мы проводили вечера духовных песнопений. Мне бы хотелось попросить вас вот о чем. Когда вы будете организовывать в своей епархии какие-либо мероприятия, приглашайте и нас поучаствовать в них. Мы с удовольствием продемонстрируем вашему клиру и прихожанам свое пение. Оно у нас суровое, но очень красивое и сохранило свою уникальность, хранит ту далекую старину, которая некогда объединяла всех нас.

Арх.ВИКЕНТИЙ: Постараемся. Я хотел бы заметить, что мы сегодня в ряде храмов и монастырей поем знаменным распевом. В Ново-Тихвинском женском монастыре, к примеру, все службы монахини совершают по крюкам. Также, к примеру, догматики мы поем именно знаменным распевом, которому, кстати, меня учили в семинарии. Кроме того, сейчас в Свято-Троицком кафедральном соборе мы пишем иконы в древнем стиле на сырой штукатурке.

Отец ВАЛЕРИЙ ШАБАШОВ: Наш митрополит Андриан и сам знаком с премудростями иконописи...

* * *

В конце этой знаковой встречи, положившей начало диалогу, митрополит и архиепископ Викентий обменялись подарками. Последний преподнес каждому священнику юбилейную книгу, вышедшую к 120-летию Екатеринбургской епархии, а митрополит Андриан вручил архиепископу альбом «Древности и духовные святыни старообрядчества», кратко поведав о юбилее 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища, который в этом году отмечали старообрядцы, а также подарил журнал «Церковь». Подарки хозяин кабинета принял с радостью и интересом.

...Казалось, владыко Андриан покидал епархиальное управление в хорошем расположении духа. Похожие чувства можно было прочесть и на лицах старообрядческих иереев.

Праздничную вечерню митрополит заканчивал уже лично. Провожать его на ночлег вышли все старообрядцы Екатеринбурга, так что на территории, прилегающей к храму, было не протолкнуться. Здесь владыку РПСЦ еще долго не отпускали уральские журналисты...

«Возлюбим друг друга»

Литургия началась в семь часов утра. Владыко Андриан, выйдя в центр храма, поставил в свещеносцы отрока Антония Слепушкина, после чего состоялся красивый обряд поставления во чтецы Сергия Тютюникова, и вскоре владыке сослужили уже четыре стихарных, диакон, два иерея и два протоиерея. Для староверов временно вдовствующей (находящейся без своего епископа) Уральской епархии такие моменты особенно торжественны. Словами их не передать. Староверы понимают, насколько это важно – увидеть хотя бы раз в жизни своего предстоятеля, принять его архипастырское благословение...

После службы митрополит Андриан обратился к прихожанам с проникновенной проповедью, в которой попросил относиться друг к другу с подлинной братской любовью, терпеть и уметь смиряться с недостатками друг друга, после чего состоялось всеобщее прощение.

– Братия, я прошу вас разделиться на две приблизительно равных половины и поклониться друг другу до земли, чтобы не иметь зла на тех, с кем вы регулярно молитесь и составляете крепкую неразрывную духовную связь. Давайте впредь подавать окружающему миру пример братской любви, которой всегда так славились православные старообрядцы.

Послеобеденный отдых устроили на улице: когда еще удастся вот так вот просто поговорить с предстоятелем?

...Но вот пришла пора расставаться. Владыку уже ждут в поселке Шамары, где отмечается престольный праздник. Там на пятницу, восьмого июля, намечен ставший уже традиционным крестный ход. Близ могилы мучеников, после молебна и обливания ледяной водой из святого источника, на живописном берегу реки Сылва предполагается устроить пикник. А уже вечером старообрядцы, те, что помоложе, во главе с митрополитом будут сплавляться по реке до самой ночи. Не случайно вскоре после своего избрания одной из первостепенных задач, которой необходимо заниматься всерьез, митрополит Андриан выбрал «молодежный вопрос», который благополучно и претворял в жизнь. Проблемы молодежи владыке знакомы не понаслышке: овдовев, он воспитывает несовершеннолетних детей.

Из Шамар, из последней точки своего пребывания в Свердловской области, владыка отправился в Пермский край и праздник святых апостолов Петра и Павла встретил со старообрядцами Перми, которые в этот день отметили свой престольный праздник.

Больше, чем память...

И вряд ли в эти отрадные дни кто-то мог подумать о том, что митрополиту Андриану ровно через месяц суждено упокоиться. Кажется, его путь – это путь той толики огня по фитилю свечи, который только начинает разгораться, но может погаснуть от любого неосторожного движения. «Светя другим, сгораю...» Он оставил о себе что-то большее, чем просто память...

А было так... После Уральского визита митрополит отправился на родную казанскую землю, где несколько лет занимал кафедру епископа. За полтора года своего служения в сане митрополита он объехал едва ли не все старообрядческие приходы, в ходе каждой поездки старался встретиться не только с властями региона, но и с представителями РПЦ. После избрания на Московский престол в 2004 году нового старообрядческого митрополита о старообрядцах заговорили журналисты, Архиерейский Собор РПЦ принял специальное постановление по «старообрядческому вопросу». Активность митрополита Андриана поражала. Для извечно суровых и строгих к своему образу жизни старообрядцев было вдиву видеть своего митрополита в федеральных новостях. А он, в традиционно-иноческом облачении, глядя на молодых журналистов, не уставал повторять: «Не для себя, но для всей Руси стараюсь».

И – старался. Староверы, уже привыкнув к активности митрополита, обращались к нему со всеми просьбами, в которые он пытался вникнуть и помочь. В тот последний приезд на Урал владыка сидел в келии, обсуждая с группой инициативных людей все сложности, с которыми предстоит столкнуться на пути к возвращению старообрядческих зданий и территорий. И в этот день возникали споры, но митрополит умел, выслушав все стороны, взглядом, жестом, одной фразой погасить разногласия.

Наверное, одним из последних ярких событий в жизни владыки Андриана стало венчание его племянницы Анны Четверговой с екатеринбургским чтецом Романом Донцовым. Таинство совершал лично митрополит, а уже через день он выехал в Москву. Отсюда восьмого августа с группой паломников митрополит Андриан отправился в Киров, чтобы, по традиции, возглавить ежегодный крестный ход к месту чудесного явления иконы св. Николы на реке Великой. По плану 11 августа, в праздник Рожества святителя и чудотворца Николы, крестный ход должен был прибыть в село Великорецкое. Общая протяженность пути составляла свыше 150 км.


Владыка Андриан в Кирове перед выходом в крестный ход на реку Великую

Трагедия произошла примерно в 45 километрах от города Вятки. Те дни жаркими были. Во время одного из привалов митрополит спустился к реке Грядовица и, постояв немного в воде, пожаловался на боли в сердце. Вызвали помощь. В те минуты полторы сотни верующих, повернувшись лицом на восток, слезно молились за болящего. Прошло несколько часов, прежде чем медики и спасатели сумели добраться к месту трагедии. Но помочь владыке Андриану было уже нельзя – его пульс не прощупывался...

В тот же день на официальном сайте РПСЦ появилось сообщение, шокировавшее всех, кто в последнее время даже вскользь слышал о старообрядцах: «Преставился ко Господу Предстоятель РПСЦ, Высокопреосвященнейший митрополит Андриан»...

* * *

Уже 11 августа был созван Архиерейский Собор РПСЦ, на котором большинством голосов местоблюстителем (временным главой) Московского первосвятительского престола был избран Преосвященнейший Иоанн (Витушкин). Известно, что в 1987 году протоиерей Илия Витушкин принял иночество с именем Иоанн, а в 1988 году был рукоположен во епископа Киевского и всея Украины. В 1992 году епископ Иоанн был переведен в восстановленную в том же году Ярославско-Костромскую епархию, где и служит до сих пор. Сегодня архиепископу Иоанну 79 лет, и он – один из самых уважаемых и авторитетных людей в Старообрядческой Церкви.


Похороны митрополита Андриана

...Погребение владыки Андриана, которое состоялось в воскресенье, 14 августа, совершалось в сослужении восьми старообрядческих епископов. Кому-то из них на ближайшем Соборе суждено возглавить Старообрядческую Церковь... Около двух с половиной тысяч старообрядцев собрались, чтобы помолиться и проводить в последний путь владыку Андриана.


Здесь упокоилось тело владыки до Всеобщего Воскрешения

Также выразить свои соболезнования прибыли многочисленные представители власти, от Московской Патриархии епископ Егорьевский Марк, представители иных христианских деноминаций.

Не уберегли... Эта мысль, кажется, не покидала ни одного присутствовавшего на погребении. Это сегодня известно, что у владыки были ишемическая болезнь сердца и два перенесенных инфаркта. Осознать, что погасла их путеводная звезда, старообрядцам еще только предстоит. Странно и больно: в мае праздничный крестный ход вокруг Рогожского поселка (исторического центра старообрядчества) возглавлял молодой, спокойный и рассудительный владыка. Тогда здесь было так же многолюдно, как и в день погребения, – отмечалось столетие дарования свободы вероисповедания и указа Николая Второго «Об укреплении начал веротерпимости».


Несение креста для установки его на месте смерти митр. Андриана. Тогда никто не мог предположить, что молодой епископ Корнилий (на фото он впереди слева) будет избран на место митрополита Андриана

Тело митрополита Андриана было предано земле в архиерейской усыпальнице Рогожского кладбища. Погребение состоялось в день ангельской памяти его предшественника на Московском престоле, митрополита Алимпия (напомним, он упокоился 31 декабря 2003 года). В этот августовский день заупокойная лития была отслужена обоим первосвятителям вместе...

В преддверии Собора

Сегодня старообрядцы и все, кому не безразлична судьба старой веры, пристально следят за тем, кто же возглавит Церковь «древнего благочестия». Теоретически шансы есть у всех епископов. На Соборе, который пройдет 18-20 октября в Москве и где, по традиции, будет присутствовать не только духовенство, но и миряне из числа староверов – делегаты региональных приходов, будет избран новый митрополит. Правда, выбор будет небольшой. Вряд ли будет выдвинута на голосование кандидатура самого молодого епископа Германа (Савельева), присоединившегося к РПСЦ в сущем сане третьим чином (через покаяние в раздоре церковном) от Русской Древлеправославной Церкви патриарха Александра 25 декабря прошлого года. Также маловероятна кандидатура епископа Корнилия, который был возведен в сан в мае текущего года, а до этого год служил священником (автор оказался не прав, к моменту размещения этой статьи в интернете итоги собора известны, неожиданно для всех избран именно еп. Корнилий – ред). Епископ Амвросий, присоединившийся к старообрядчеству от Греческой Церкви в 2002 году и ныне занимающий Санкт-Петербургскую и Тверскую кафедру, не говорит по-русски. Немногим более девяти месяцев в качестве епископа прослужил Евмений (Михеев). Вторая половина епископов имеет «возрастное преимущество» и значительно больший авторитет в Старообрядческой Церкви. Так, епископ Силуян (Килин) прослужил в сане епископа 13 лет. Архиепископ Саватий (Козко) был хиротонисан в декабре 1993 года. Но архиепископ Иоанн Витушкин, в сане епископа он уже 17 лет, до этого более пятидесяти лет прослужил священником.


После установки креста на месте смерти митр. Андриана. В центре – будущий его преемник еп. Корнилий

Есть мнение, что Старообрядческая Церковь, успевшая набрать «разгон», не сможет остановиться и при новом предстоятеле, кто бы им ни был избран. Вероятнее всего, это понимает сегодня каждый из возможных претендентов на митрополичью кафедру. Из старообрядческого опыта известно, что главой Церкви выбирается наиболее уважаемый епископ. В 2004 году старообрядцы выбирали между архиепископом Иоанном и епископом Андрианом. Выбор был сделан в пользу молодого – такого, какого и требовала в те дни Церковь. Сегодня другое время. Нужна не столько молодая, сколько опытная и рассудительная рука предстоятеля, которая сможет удержать Церковь от внутренних раздоров, – рука, которой доверяют, которой будут безоговорочно подчиняться и с решениями и действиями которой будут согласовывать каждый шаг. Чья это будет рука – покажет старообрядческий Собор.

В Кировской области на берегу реки Грядовицы по благословению епископа Казанского и Вятского Корнилия был воздвигнут памятный крест, у подножия которого установлена каменная глыба с надписью:

На сем месте 10 августа 2005 г. (н. ст.) окончил свои земные труды, шествуя во главе Великорецкого крестного хода, Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви блаженной памяти Высокопреосвященнейший АНДРИАН, митрополит Московский и всея Руси. Ангельская память его 7 марта (н. ст.)

«Аминь аминь глаголю вам, аще зерно пшеничное пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще ли умрет, мног плод сотворит» (Иоанн 12, 24).

Максим ГУСЕВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга