ПО СЕВЕРУ

Храм для граждан питерской Гражданки

Впервые жители одного из самых больших «спальных» районов Санкт-Петербурга – Гражданки (так его именуют по Гражданскому проспекту) – праздновали Рождество в своем храме. Небольшая бревенчатая церковь в русском стиле была освящена перед самым праздником. Желающих прийти на первое богослужение оказалось столь много, что некоторым пришлось остаться во время службы на улице. Среди прихожан храма – педагоги соседней школы № 633, по инициативе которых и появилась эта церковь. Освящена она во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в память о недавнем возвращении на Невскую землю этой чудотворной святыни. Одновременно бревенчатый храм появился в другом, самом отдаленном районе Питера – Рыбацком. Он построен на месте одноименной Покровской церкви, уничтоженной большевиками. В планах возвести здесь и большой храм (проект его – на фото).

«Покров на Неве»/«Вера»

Воркутинская иордань

Несмотря на 40-градусные крещенские морозы, которые опустились в этом году на Республику Коми и самый северный город Воркуту (заморозив целый поселок Елецкий – эта весть прошла по всем информагентствам), в самом городе православные верующие вместе с администрацией уже традиционно, в четвертый раз, готовят к Крещению иордань на реке Усе.

«Мне ничего не надо делать самому, – говорит настоятель Свято-Иверского прихода о.Рафаил Беловолов, инициатор организации праздника. – Стопроцентную помощь оказывает администрация. Иордань в виде железобетонной конструкции – своеобразный бассейн, который венчается большим деревянным крестом. Эта конструкция опускается до самого дна Усы. У нее удобные ступени, деревянные перила. На Крещение из города сюда (а это 40 км от города) с девяти утра идут 15-20 автобусов, люди приезжают и самостоятельно. Так, в прошлом году было 7 тысяч человек, 300 смельчаков окунулись и 12 окрестились в иордани. Искупался даже Глава республики Владимир Торлопов. В этом году на праздник в Воркуту приезжает владыка Питирим. Молодежь едет из Сыктывкара, Сосногорска, Инты, Казани…

Специально для переодевания мужчин и женщин будут подогнаны два автобуса. Освященная вода после молебна будет набираться и передаваться по ступеням цепочкой и наверху будет наливаться в приготовленные прихожанами емкости. Будет где попить горячего чая, в организованных буфетах можно и перекусить».

Настоятель рассказал нашему корреспонденту и о последних событиях приходской жизни. 8 января были освящены 8 колоколов общим весом 708 кг для строящегося нового храма Иверской иконы Божией Матери. Девятый, главный «Благовест» весом в тонну, будет привезен из Каменск-Уральского, когда храм построят, – как ожидается, осенью этого года.

В Рождество традиционно Свято-Иверский приход посетил дома-интернаты для детей сирот и престарелых, тюрьмы, малообеспеченные семьи, 1700 детям-сиротам и неимущим были вручены подарки. Нынче в приходе возрождена старинная русская традиция – святочное славление Христа. Батюшки вместе с хором служили краткий молебен, освящали квартиру, куда их пригласили, поздравляли домочадцев.

Е.СУВОРОВ

«Только стою за Святую Церковь»

27 декабря Священный Синод вынес решение о причислении к лику святых двух последних настоятелей Сольвычегодского Введенского монастыря – архимандрита Феодосия (Соболева) и игумена Леонида (Молчанова).

Отец Феодосий вышел на покой в 1916 году и с тех пор жил в Николо-Коряжемской обители. 30 сентября 1918 года он был расстрелян с двоими другими иноками, Никодимом и Серафимом, канонизированными вместе с ним.

Об игумене Леониде нашей газете поведал сольвычегодский священник отец Владимир Земских. В миру мученика звали Львом Петровичем. Он был сыном крестьянина и после службы в армии поступил послушником в Новгородский Перекомский монастырь. Это служение было прервано, когда началась русско-японская война. Лев Петрович снова стал солдатом и, судя по всему, воевал нелохо. Был награжден медалью, после демобилизации вновь стал послушником, а вскоре, приняв постриг, был рукоположен в иеромонахи. Несколько лет был настоятелем Ирапской Филипповой пустыни, а в 1917-м направлен в Сольвычегодск.

В октябре 18-го года местный исполком объявил, что на основании декрета об отделении Церкви от государства у монастыря отнимается все: сам храм, его имущество, земли, рыбные промыслы и так далее. Отец Леонид молча вернул послание рассыльному. На допросе его спросили, знаком ли он с декретом. Он ответил, что знаком, но с таковым не согласен и вообще декрета не принимает. На вопрос о признании власти ответил: «Нахожу, что эта власть насильственная, и я ее не признаю как власть богоотступников», да еще высказал мнение, что, возможно, наступило царство антихриста и дальше будет еще хуже. Чекисты надеялись обвинить его в жадности, мол, монахи не желают делиться с народом, но из этого ничего не вышло. «Против изъятия у монастыря земли и мельниц ничего не имею, только стою за Святую Церковь», – сказал батюшка. Расстреляли его 13 ноября в присутствии трех милиционеров – за непризнание советской власти и отказ от сотрудничества. Было шесть часов утра. В монастыре звонил колокол, созывая иноков на раннюю литургию.

«Сегодня с прихожанами поделился новостью, – говорит отец Владимир. – Нужно писать икону, вот только нет фотографии. Будем искать сначала у нас в музее, потом в архангельском архиве, а если и там не получится – в новгородских».

До сих пор у Сольвычегодска было пять святых покровителей: юродивые Фома, Иродион, Михаил, Иоанн, Василий. Теперь к ним прибавились два мученика.

Рыбачья часовня

На каменистом острове озера Выг в 20 км от г.Сегежи освящена часовня. Инициатором строительства был предприниматель из Сегежи Андрей Марков. Деревня, в которой жили его предки, попала в зону затопления при строительстве ББК. Как рассказывает Андрей Иванович, воспоминание об утраченной малой родине тревожило душу, пока не пришло решение возвести храм. Место выбрал на островке, недалеко от которого часто рыбачил и на берегу которого не раз отдыхал душою.

Проект часовни составил сам и строил на свои средства. Основание решил сделать из дикого камня по образцу древних соловецких храмов, а надстройку – из дерева. По завершении строительства встал вопрос, во имя кого освятить часовню. За благословением обратились к владыке Мануилу, привезли с собой фотографию часовни. Строение расположено на сером камне, а справа от входа на каменной плите очень четко виден Андреевский крест из белого базальта. Причем, как говорят очевидцы, крест действительно Андреевский, правильной формы. Владыка благословил освятить часовню во имя святого апостола Андрея Первозванного, просветителя русских пределов, который, по преданию, с проповедью дошел до Карельской земли, был на о.Валаам. Предприниматель с готовностью согласился с решением епископа, ведь его тоже зовут Андреем.

Теперь многие, отправляясь на рыбалку, заезжают на остров, чтобы помолиться св. Андрею об улове. Ведь апостол до призвания Христом тоже был рыбаком.

«Православие в Карелии»/«Вера»

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга