ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

ПОЧИЛ ВЕЛИКИЙ СТАРЕЦ

Наш молитвенник


Наместник архим. Тихон служит заупокойную литию в келье старца

5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился после ранней Божественной литургии в 9 часов 50 минут – через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Первое заупокойное поминовение о.Иоанна было совершено уже вскоре, на поздней литургии наместником монастыря. А в 15.00 Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, отслужил заупокойную литию в келье старца. «Надгробное рыдание нашей Матери Церкви было произнесено сегодня над Новомучениками и над новопреставленным архимандритом Иоанном, который тоже претерпел гонения и мучения от советской власти», – сказал владыка Евсевий в архипастырском слове. Сразу после литии монастырская братия перенесла усопшего в Сретенский храм.

Накануне погребения мы попросили сказать несколько слов в память о батюшке протоиерея Олега Тэора, настоятеля псковского храма св.Александра Невского.

– Это был удивительный молитвенник, учитель и наставник, – сказал он. – С отцом Иоанном я познакомился в 1968 году, когда он еще во Пскове служил. Уже тогда многие, и я в том числе, жили его советами и духовными наставлениями. Последний раз я видел батюшку, когда его возили на Святую Гору (в Святогорский монастырь под Псковом. – Ред.). Он был очень слаб телесно, но глаза, как и всегда, лучились лаской. Не выразить словами его доброту... Пройдет время, может быть, найдутся слова, а сейчас вспоминаются какие-то простые вещи. Помню, когда я был на бедном приходе в поселке Белый, он мне подрясник подарил, а к нему в придачу – очень дорогую церковную утварь, которую я вряд ли бы смог купить на скудные свои доходы. Батюшкина Чаша из тонкого серебра до сих пор у меня стоит, поосыпалась за 36 лет, но я обязательно ее отремонтирую в память о старце. Или вот, помню, заболел я, сильно кашлял, и отец Иоанн заговорщицки так говорит: «Подожди-ка, я тебе лекарство дам». И дарит мне глиняную бутылочку «Рижского бальзама». Вот ведь какие сейчас пустяки вспоминаются... А недавно звонит: «Твоим ребяткам в Чечне носочки нужны? Возьми, у меня их много». Батюшка-то болел, и ему по всей стране женщины носки шерстяные вязали, наприсылали целую гору. Вот батюшка и решил через наш храм псковским десантникам их передать. Да что говорить, в этих мелочах он весь...

Одно время я хранил у себя его машинописные труды, помогал издать «Опыт построения исповеди». С той поры сколько напечатано его боговдохновенных книг: «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)»... Многие книги переведены на иностранные языки, их читает весь православный мир. Так что батюшка остался с нами. И, конечно, он сейчас молится за всех нас... Посмотрели бы вы, сколько народа приехало в монастырь проводить его в Небесные селения. А сколько повсюду обращается к нему молитвенно! Как и в земной жизни, каждому он ответит, поможет – в этом я уверен.


Перенесение гроба с усопшим старцем в Сретенский храм

Когда мы разговаривали с о.Олегом, в Сретенском храме над телом о.Иоанна неусыпно читалось Святое Евангелие и служились панихиды. Помолились и мы в редакции. Действительно, скольким людям батюшка открыл волю Божию и скольких направил ко спасению! Даже когда старец уже не мог лично общаться с людьми, а только принимал записки, все равно не оставлял никого без помощи. Вспомнилось, как о.Иоанн помог в прошлом году воркутинскому священнику о.Рафаилу (Беловолову). Он приехал в Псково-Печерский монастырь помочь разрешить многолетний вопрос со строительством Свято-Иверского храма в Воркуте. Батюшка пообещал молиться. И буквально на следующий день, когда о.Рафаил еще не успел покинуть монастырь, мэр г.Воркуты собрал совещание с одним-единственным вопросом – строительство Церкви. Тут же на совещании нашлись и спонсоры и строители. Храм после этого начал быстро расти, а в нынешнем году планируется завершить строительство. И сколько было таких случаев! И скольким он помог, казалось бы, простыми советами. Достаточно было двух слов от старца, чтобы жизнь приобрела смысл, а человек обрел веру и почву под ногами.

Наутро, 7 февраля, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в монастырском Сретенском храме было отпевание. Погребен новопреставленный старец в Богом зданных пещерах на месте упокоения прп.Симеона Псково-Печерского.

Отче Иоанне, моли Бога о нас!

Редакция газеты «Вера»

Из биографии архим. Иоанна (Крестьянкина)

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, 25 октября того же года, Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника, служил в московском Христорождественском храме в Измайлове. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950-м, закончив 4 курса Московской Духовной академии, стал писать кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось: в ночь на 30 апреля 1950 года известный своим ревностным служением отец Иоанн был арестован. Суд приговорил его к семи годам лагерей. Часть лагерного срока он отбыл в северном Коми крае, в Сыктывкаре. Вернувшись досрочно из заключения в 1955 году, отец Иоанн продолжил служение в Псковской, а затем и в Рязанской епархии. Монашество он принял 10 июня 1966 года, а в следующем году стал насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 73-го – в сан архимандрита.

Рассказ генерала Николая Леонова


Архим. Иоанн

Мне довелось лично познакомиться с отцом Иоанном (Крестьянкиным) благодаря заботам моего духовного отца архимандрита Тихона. Произошло это в конце августа 1997 года, в семье ожидали рождение внука, но шансов на благополучный исход почти не было. Дочь не выходила из больниц месяцами, и врачи прятали глаза и пожимали плечами в ответ на все вопросы. Нелегко было мне, неофиту, подошедшему к порогу восьмого десятка лет, поверить в то, что молитва даже такого подвижника, как отец Иоанн, окажется спасительной. Беда и горе укорачивают путь к Вере, в ворота Псково-Печерского монастыря я вошел с надеждой. По дороге к келье я с тревогой думал, как сложится встреча между умудренным старцем-монахом и мною, вчерашним генералом КГБ с почти полувековым партийным стажем в КПСС. Но, к моему облегчению, уже первые слова отца Иоанна сняли все вериги с моего сердца.

В келье царила полутьма, мягкий голос отца Иоанна, как божественный ключик, отворил дверцы моей души, и полились сами собой исповедные слова. Он, оказывается, знал обо мне, пожалуй, больше, чем я сам. Каждый раз, когда я останавливался, чтобы перевести дыхание, он короткими, но очень точными словами давал оценку сказанному. Мы коснулись очень многих тем, которые я даже не думал поднимать в разговоре, но к концу беседы он затронул и мой больной вопрос о внуке. Казалось, что судьба еще не родившегося малыша будет решена именно здесь и сейчас. Мне не доводилось ожидать в таком напряжении слов своих собеседников в прошлой жизни, хотя встреч и бесед с главами государств и правительств и вообще с сильными мира сего было предостаточно. Отец Иоанн положил мне руку на плечо и сказал: «Все будет хорошо! Успокойся! Иди своей дорогой, делай свое дело! Выпей святой воды и отвези будущей роженице в подарок от меня вот эту коробочку простых конфет. Пусть она их кушает по одной штучке в день, и я уверен, что ее немощи отстанут от нее!»

Через три месяца безо всяких осложнений родился внук. С той поры прошло 8 лет. Каждый раз, начиная какое-нибудь новое дело, я мысленно обращался к архимандриту Иоанну с просьбой о духовной помощи. Царствие ему Небесное и Вечная Память!!!

Из воспоминаний арх. Тихона (Шевкунова)

Недавно из Псково-Печерского монастыря позвонил мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и сказал: «Вот, скоро я умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет, как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен».

Исполняя послушание духовника, приступаю к этим запискам.

Главным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» – это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст. 9). И Вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».

Я познакомился с отцом Иоанном осенью 1982 года, когда сразу после крещения приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: очень добрый старичок, весьма крепкий (ему тогда было только 72 года), вечно куда-то спешащий, вечно окруженный толпой паломников. Намного более строго, аскетически, по-монашески выглядели другие насельники монастыря. Но прошло совсем немного времени, когда я стал понимать, что этот старичок является тем, кого на Руси издревле именовали старцем, – редчайшим и драгоценнейшим явлением в Церкви. Хотя он никогда не называл себя старцем. А когда ему об этом говорили, усмехался и отвечал, что сейчас старцев нет, а есть только опытные старички.

Помню, когда я был еще молодым послушником, в монастыре ко мне подошел один из паломников-москвичей и поведал историю, которой он только что был свидетелем. Отец Иоанн в окружении паломников спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». И тут произошло то, отчего были потрясены и паломник, рассказавший мне историю, и я сам. Отец Иоанн остановился и твердо сказал ей: «Ни в коем случае. Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца.

Мы сидели с паломником и сами ужасались от своих размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что, если ребенок умрет? Что мать сделает с отцом Иоанном, если такое случится? Заподозрить отца Иоанна в вульгарном противлении медицине мы, конечно же, не могли: мы знали много случаев, когда отец Иоанн и благословлял, и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало известных врачей. Мы с ужасом ждали, что будет дальше. Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал, или ничего подобного не произойдет? Насколько я понял, женщина послушалась старца и все закончилось хорошо.

Обычно даже при твердой убежденности в правильности и необходимости своих советов батюшка старается увещевать, уговаривать, даже просить и умолять об исполнении того, что, как он знает, необходимо для обратившегося к нему человека. Если же тот упрямо настаивает на своем, то батюшка обычно вздыхает и говорит: «Ну что ж, попробуйте. Делайте, как знаете». И всегда, насколько мне известны подобные случаи, те, кто не исполнял мудрых духовных советов отца Иоанна, в конце концов горько в этом раскаивались и, как правило, приходили к нему в следующий раз с твердым намерением исполнить то, что он скажет. Отец Иоанн с неизменной любовью и сочувствием принимал таких людей, не жалел для них времени и всеми силами старался исправить их ошибку.

История возрождения Сретенского монастыря также неразрывно связана с батюшкой архимандритом Иоанном. В тот 1993 год я приехал к отцу Иоанну с целым ворохом проблем. После долгого разговора в келье отец Иоанн ничего мне определенного не ответил, и мы поспешили с ним на всенощную под праздник святого Архистратига Божия Михаила. Я молился на клиросе, отец Иоанн в алтаре. Я уже собрался облачиться, чтобы выйти на акафист, как отец Иоанн в буквальном смысле слова выбежал из алтаря и, взяв меня за руку, радостно сказал:

– Ты будешь создавать подворье Псково-Печерского монастыря в Москве.

– Батюшка, – отвечал я, – но Святейший Патриарх не благословляет открывать в Москве подворий, кроме как ставропигиальных монастырей. Совсем недавно один монастырь обращался с такой же просьбой к Патриарху, и Святейший отвечал, что если отдавать храмы под подворья всех открывающихся ныне монастырей, то приходских храмов в Москве не останется.

Но отец Иоанн не слушал.

– Ничего не бойся! Иди прямо к Святейшему и проси открыть подворье Псково-Печерского монастыря.

Все произошло так, как и говорил отец Иоанн. Таким образом, в Москве появилось первое и единственное подворье не ставропигиального монастыря, которое потом, как и говорил отец Иоанн, стало самостоятельным монастырем, никогда не терявшим, по милости Божией, духовной связи ни с Печорами, ни с отцом Иоанном. Излишне говорить, что благословения и советы отца Иоанна по устройству монашеской жизни в обители являются для нас самыми драгоценными и желанными. Хотя, признаться, иногда я получал не только ласковые, но и такие жесткие письма, что несколько дней не мог прийти в себя.

Обычно, когда кто-то начинает вспоминать об отце Иоанне, пишет, какой он благостный, ласковый, добрый, любвеобильный. Да, несомненно, истинно, что человека, более умеющего выказать отеческую, христианскую любовь, я не встречал во всей своей жизни. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда это необходимо, бывает по-настоящему строг. Он порой умеет находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь. Помню, когда я был еще послушником в Печорах, то случайно услышал, как отец Иоанн сказал двоим молодым иеромонахам: «Да какие вы монахи, вы просто хорошие ребята».

Отец Иоанн никогда не стесняется и не боится сказать правду, невзирая на лица, и делает это в первую очередь для исправления и спасения души своего собеседника, архиерей он или простой послушник.

Думаю, что испытание клеветой и ненавистью в самые преклонные года жизни промыслительно было ниспослано о.Иоанну Господом. Кажется, преподобный Варсонофий Оптинский пишет где-то, что Господь посылает Своим верным рабам именно в последний период жизни такие искушения, как образ Голгофы Спасителя.

За несколько лет до этих событий отец Иоанн тоже не колеблясь вызвал огонь на себя ради того, чтобы предостеречь церковный народ от соблазна нового обновленчества. Он не раз встречался и беседовал с популярными и поддерживаемыми тогда сторонниками модернизации и обновления в Церкви. И только исчерпав все средства убеждения в крайней опасности этого пути, он высказался ясно, определенно, во всеуслышание и с полной ответственностью за свои слова: «Если мы не разорим это движение, они разорят Церковь».

Я был свидетелем того, как отец Иоанн переносил ненависть и напраслину, изливавшиеся на него за стояние в Правде Христовой. Видел его боль, но и благодушие, когда он терпел непонимание и предательство. Он говорил: «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».

Из послания Святейшего Патриарха Алексия II

Москва, 6 февраля 2006 г.

Весть о кончине старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо любимого и почитаемого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) болью отозвалась в моем сердце.

Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены, в русле святоотеческих традиций духовного трезвения, были его суждения. К его провидческому голосу прислушивались не только люди Церкви – он был знаем и почитаем многими светскими людьми. Он стал истинно народным печальником и молитвенником. Вот почему скорбят ныне тысячи его духовных чад.

Да сотворит Господь новопреставленному о.Иоанну вечную память!

Составлено по материалам православных интернет-сайтов

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга