ПО СЕВЕРУ

Зимнюю гостиницу передадут монастырю

Законодательное Cобрание Карелии поддержало законопроект о передаче Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю здания Зимней гостиницы, сообщило «Интерфакс-Религия». Этот дом на Валааме – последний объектом, который по федеральному законодательству должен быть возвращен Русской Православной Церкви.

Дискуссия по этому вопросу длилась почти полгода, так как депутаты добивались гарантий сохранения прав на жилье для населения, проживающего в здании Зимней гостиницы. Гарантии были предоставлены. В настоящее время в Зимней гостинице живут 148 человек, в том числе 60 детей, которые учатся в школе, расположенной в этом же здании. Осенью 2005 года жители этого здания обещали устроить акции гражданского неповиновения в случае передачи его монастырю.

26 января в Петрозаводске под председательством главы Карелии С.Катанандова с участием наместника монастыря епископа Троицкого Панкратия прошло очередное обсуждение перспектив развития территории Валаамского архипелага. Речь шла о вещах вполне земных: пожарной безопасности, строительстве объектов социальной сферы, охране общественного порядка, приведении в порядок дорог общего пользования. За 16 лет возрождения обители многие из проблем власти даже не начинали решать.

Лонгиновские чтения в Коряжме

28 февраля в центральной городской библиотеке города Коряжмы прошли первые краеведческие чтения, посвященные истории Николо-Коряжемского монастыря и его основателю преподобному Лонгину (его память отмечается 23 февраля), подвизавшемуся здесь в XVI веке. Их инициатором выступил комитет по культуре муниципалитета. Идею городских властей поддержали местные историки, краеведы и духовенство, благословил это начинание епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

Лейтмотив докладов – влияние духовной культуры на уклад жителей округи, значение подвига преподобного Лонгина Коряжемского и его подвижников. Открыл чтения о.Антоний, настоятель городского православного храма. В своем выступлении он рассказал о том, как возрождался храм, как укреплялась вера в городе за последние 20 лет. Затем слово взяли местные историки и краеведы. На чтениях было немало гостей: журналисты и музейщики из Великого Устюга и Сольвычегодска, участники краеведческого движения из Котласа «Северное Трехречье». Много интересного из истории Коряжмы поведали и прихожане местного храма.

Общее мнение участников: первый опыт оказался удачным, начинание следует продолжить. Городская власть планирует заложить средства в бюджет следующего года для того, чтобы расширить формат Лонгиновских чтений.

ИА «АрхЮгИнформ»/«Вера»
На снимке: современный вид Николо-Коряжемского монастыря

В Клопском готовится «прихожение» монахов

По пророчеству, когда будет восстановлен Клопский монастырь под Великим Новгородом (см. об этом в статье Пророчество Клопского старца – № 499 «Веры»), тогда воспрянет из разрухи и Россия. До полного восстановления еще далеко, но регулярные богослужения в обители уже идут.

– Прошлой весной нам владыка сказал: «Бросайте все и стройте новую церковь», – рассказывает предприниматель В.Н.Иванов, чьими силами и средствами возрождается монастырь. – Расчет тут простой: прежний храм требует тщательной, долгой реставрации, а молитва уже сейчас нужна. И за лето подняли мы небольшую двухкупольную деревянную церковь. Почти вся утварь для нее была припасена заранее – разных предметов на десятки тысяч рублей, в том числе ценное напрестольное Евангелие, его нам пожертвовали люди еще по благословению покойного старца Николая с острова Залит. И в январе нынешнего года храм был освящен – во имя св.Михаила Клопского. А вскоре, 24 января, приспел первый престольный праздник. Народу пришло множество: владыка Лев с сонмом священников, прихожане-поозёры (так называют местных, живущих на берегу озера), прихожане из Новгорода и гости-паломники. Такой наплыв людей бывает два раза в году: зимой, в день памяти, и 6 июля на «Прихожение» – в день, когда юродивый Михаил пришел подвизаться в Клопский монастырь.

Постоянным священником храма стал иеромонах Яков, он же назначен и исполняющим обязанности наместника обители. Братии, правда, пока нет, и в богослужениях, которые теперь совершаются пять раз в неделю, участвуют только местные миряне, иногда к поозёрцам присоединяются и паломники из Петербурга. Желающие войти в число братии имеются, но в основном это те, кто уже побывал в разных монастырях и не удержался. Владыка Лев таких не жалует.

– И все же, – поясняет Владимир Никандрович, – этим летом в первую очередь мы будем восстанавливать братский корпус. Такую задачу нам поставил владыка Лев. На его месте развалины, но фундамент крепкий и сохранились вместительные подвалы. За лето надеемся управиться, если денег хватит.

Надо сказать, восстановление идет за счет выручки от... пустых бутылок. В.Н.Иванов владеет базой вторсырья и два месяца с начала года терпел убытки – заводы прекратили принимать стеклотару из-за остановки производства. Путаница с новым законом об акцизной марке ударила и по нему. Иных средств у предпринимателя нет, а государство, обещавшее помочь восстановлению Клопского монастыря, так и не дало ни копейки. Выручают малые пожертвования, которые со всего света посылают на адрес: Великий Новгород, пр. А.Корсунова, д.14 (прием стеклотары). Иванову Владимиру Никандровичу. Позвонить русскому предпринимателю можно по тел.: (8162) 621-607, 627-516, моб. 89217316160. Электр. почта: steklo53@mail.ru

Клопский монастырь находится в 17-м км к югу от Великого Новгорода (в сторону Шимска по Псковскому шоссе следующий поворот за д.Толстиково, не доезжая до д.Фарафоново, есть указатель на монастырь).

М.ВЫГИН

Зеркало Толстого

С учетом современных условий Русской Православной Церкви следовало бы пересмотреть свое решение об отлучении от Церкви Льва Толстого и выразить новое отношение к нему. С таким призывом выступил на конференции «Лев Толстой и Русская Православная Церковь» праправнук писателя Владимир Ильич Толстой, являющийся директором музея-усадьбы «Ясная Поляна».

Вопрос «реабилитации» Льва Толстого то и дело поднимается литературной общественностью, в последний раз он активно обсуждался пять лет назад, когда исполнилось ровно сто лет со времени принятия решения об анафеме Святейшим Синодом. Нет сомнения, что и через четыре года, в дни 100-летнего юбилея смерти Толстого, этот вопрос будет поднят вновь. Литературоведы по-прежнему считают Толстого «величайшим религиозным явлением», и это, наверное, правильно: религиозным, но не христианским. Потому что разговоры о «несправедливости», «жестокости» и пр. решения Синода, как правило, основаны не незнании текстов писателя последних лет его жизни, особенно публицистических, – в них с хулением Церкви он зашел гораздо дальше, чем в романе «Воскресение», за который, собственно, и был отлучен.

Позиция Церкви все годы остается неизменной. В этот раз для праправнука писателя ее озвучил секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС Московского Патриархата о.Михаил Дудко. «Как известно, Святейший Синод лишь констатировал, что Толстой находится вне Церкви. Сам Толстой не хотел быть членом Православной Церкви, он никогда не раскаивался в своих воззрениях... Разумеется, человек, может вернуться в лоно Церкви через покаяние, но за него никто этого не может сделать, ни родственники, ни сочувствующие… Сегодня мы можем только молиться о том, чтобы Господь помиловал его». Отец Михаил пояснил, что это можно делать только в частной, а не в общецерковной молитве.

Как известно, в последние годы жизни Толстой, забросив литературу, занялся своеобразным учительством. Однако главный его урок, похоже, становится очевиден только век спустя: все, что хочешь сделать, должно успеть в этой, земной, жизни. А «там» изменить свою судьбу будешь уже не в силах, и не послужат оправданием ни литературный гений, ни болезнь, ни влияние окружающих.

Прощай, Масленица

Широко прокатилась масленица по России. В крупных городах, в том числе в столице, торжества длились всю седмицу и закончились пышными гуляньями в Прощеное воскресенье. В музее под открытым небом «Малые Корелы» под Архангельском масленица стала действительно «широкой», начавшись аж 23 февраля, – таким образом, она фактически вернулась к тому двухнедельному формату, который был характерен для Руси в древности, – в более позднее время масленицу все-таки Церковь ограничила одной неделей. Снежные горки для детей, гигантские шаги, ледяная карусель, хождение на ходулях, взятие снежной крепости и многое другое включил в программу музей деревянной архитектуры. Среди прочего было и обучение печь масленичные блины по народным рецептам. Именно блинами отметилась масленица в воинских частях Российской армии. Как заявил агентству «Интерфакс-Религия» начальник пресс-службы Внутренних войск полковник Василий Панченков, «на совершенно законном основании какое-то количество хлеба для личного состава заменяют мукой, из этой муки солдатам, чтобы разнообразить меню, пекут булочки. А в эти масленичные дни вместо булочек – блины. Не домашние, конечно, но солдаты очень довольны». Добрый знак, что завершается теперь праздник не только традиционным «прощанием с масленицей» – сжиганием чучела, но и испрашиванием прощения у ближних в преддверии Великого поста. В Ярославле становится уже традицией, когда на Советской площади мэр Виктор Волончунас просит прощения у горожан. В первый раз это случилось в прошлом году, когда в присутствии около 200 тысяч человек городской глава впервые обратился к ярославцам с просьбой о прощении тех обид, которые он мог им нанести.

Соб. инф.

Девочка против Дарвина

15-летняя Маша Шрайбер, ученица 148-й гимназии Санкт-Петербурга, хочет заставить чиновников переписать школьный учебник биологии.

– В школе нас заставляют учить теорию Дарвина. Но я считаю, что она спорна и не доказывает, что человек произошел от обезьяны, – сказала Маша журналистам. – У нас всего один урок биологии в неделю. Про Дарвина нам мало говорили. Сказали: «Вот череп обезьяны, а вот – череп человека». Но покажите мне плавный переход от одного к другому! Его нет!

По словам ее папы, Кирилла Шрайбера, преподавание в школах основ дарвинизма ущемляет права детей на свободу выбора, так как существуют и другие гипотезы происхождения человека:

– Я пришел к выводу, что теория творения человека Божественной силой более разумна. Такого же мнения придерживается и большинство мировых религий. Поэтому в суде наши интересы будут представлять три юриста – от православных, мусульман и иудеев.

По его словам, 2 марта иск к Министерству образования поступил в один из московских судов – по месту нахождения ответчика. Истцы опираются на 2-ю статью закона «Об образовании», в которой декларируется светский характер учебного процесса, а также на 28-ю статью Конституции. В ней гарантируется свобода вероисповедания. «В совокупности с отказом от изучения других теорий происхождения жизни преподавание дарвинизма как единственно достоверного учения является нарушением прав ребенка», – уверен родитель.

Так считают и многие разумные люди. Недавно в США более 500 американских ученых (из них 154 биолога, 76 химиков и др.) подписали документ, в котором сказано: «Мы сомневаемся в теории естественного отбора. Мы считаем своим долгом просить научные круги провести более углубленные исследования теории Дарвина». По их мнению, жизнь на земле – слишком сложный процесс, чтобы ее происхождение объяснить эволюцией.

Прецеденты, когда суд рассматривал иски, подобные петербургской инициативе, в Америке уже были. Известно и высказывание президента этой страны о том, чтобы изучать в школе и дарвинскую теорию, и учение о Творце. В России же такой иск – первый. Будем ждать решения суда.

«Известия»/«Вера»

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга