ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОЖАРА Бог дает нам еще одну возможность возродиться для новой жизни Чтобы в наше время храмы возводились за год, да еще в сельской местности, такое что-то не припомнится. Но, тем не менее, в селе Айкино большой и красивый храм вырос за один год, буквально на глазах, и это была поистине всенародная стройка, пусть и в пределах одного коми села. Правда, такое воодушевление явилось только после того, как храм в конце 1994 года сгорел дотла в считанные минуты. Автомобильная трасса Сыктывкар – Яренск проходит через центральную улицу Айкино, как раз мимо храма. И когда недавно мы проезжали мимо, то храм стоял уже во всей своей красе, сияя куполами, свежими стенами из золотисто-смолистого бруса и вагонки. Строители занимались проведением парового отопления и внутренней отделкой. В доме для священнослужителей нас радушно встретил о.Варфоломей (Потапов) – второй священник Свято-Преображенского храма. Пока еще отопление не проведено, службы идут в молитвенном доме, обустроенном после пожара в церковном помещении рядом с храмом. – Из-за чего же все-таки случился пожар? – спрашиваем о.Варфоломея. – Загорелось, по всей видимости, от кочегарки, которая находилась в алтаре. Храм отапливался дровами. Просто не уследили. Думаю, что это произошло не без воли Божией, потому что пожар случился в большой церковный праздник – Введения во храм Пресвятой Богородицы. А зачем Господь попустил такое горе, не знаю. Храм-то был намоленный, здесь столько старинных благодатных икон было! Некоторые постоянно благоухали и мироточили. Икона Спасителя висела над царскими вратами с алтарной стороны, все время благоухала, образа Нерукотворного Спаса и Владимирской Божьей Матери мироточили, когда здесь монастырь открылся. К сожалению, во время пожара очень мало икон удалось спасти. Загорелось ночью, здание церкви старое, сухое – сразу же все вспыхнуло и сгорело очень быстро.
Надо сказать, что Свято-Преображенский храм – один из трех храмов Республики Коми, действовавших в советское время. Перестроил его под храм из молитвенного дома в 1956 году архимандрит Георгий (Савва) – ныне настоятель Свято-Духова монастыря в г.Тимашевске Краснодарского края, редактор известной православной газеты «Исцелись верой». Здесь начинал свое служение и был пострижен в монахи епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Отсюда начал возрождаться Усть-Вымский Михайло-Архангельский монастырь, основанный шесть веков назад самим Стефаном Пермским. Незадолго до пожара сюда приехал настоятелем из Свято-Духова монастыря архимандрит Савва (Гладков) – владыка пригласил возглавить образованный здесь Свято-Преображенский скит. На этом святом месте впоследствии планировалось открыть еще один северный монастырь. Однако пожар переменил планы. Сразу же после него о.Савва был назначен наместником Ульяновского монастыря и одновременно стал заниматься возрождением айкинской церкви. Приходилось ему мотаться из монастыря в Айкино за несколько сот километров. В помощь о.Савве из Богородска и был переведен прежний настоятель о.Варфоломей (Потапов). – А я ведь предчувствовал, что храм может сгореть, когда еще был настоятелем здесь, – рассказывает о.Варфоломей. – Почему же вы это предчувствовали? – спрашиваем батюшку.
– Переживал большие искушения, несчастья сыпались одно за другим. С трудниками, которые приезжали поработать при храме, отношения никак не складывались. Я все-таки строго отношусь к церковной службе, слежу, чтобы все соблюдали устав, режим и молились. Ну, они от меня и сбегали, не выдерживали. И вот однажды в расстроенных чувствах я пошел погулять в лес. Иду, ругаю себя: «Какой я все-таки тяжелый человек, со мной никто не может ужиться!» Как раз перед этим несколько трудников от меня уехало. И вот иду по лесу, и вдруг прямо передо мной откуда-то упали два беспомощных птенца, еще и летать не умеют, не оперились как следует. Я взял их на ладонь: сидят, смотрят на меня. Думаю: «Возьму-ка я вас домой, буду кормить». Прошел несколько шагов, слышу, кто-то чирикает рядом. «Наверное, – думаю, – их мать. Нет, надо вас оставить здесь, вы у меня умрете». Протянул ладонь к земле, чтобы они улетели. Один вспорхнул быстро, а второй нагадил на ладошку и только потом спрыгнул. И тут почему-то у меня сразу же такая мысль появилась, что это Господь мне вразумление посылает. Наверное, думаю, ко мне два человека скоро приедут. И точно: сразу же после этого приехали два молодых парня. Оба, действительно, как птенцы, беспомощные в житейском плане. Много я с ними провозился. Один через некоторое время уехал. А второй уже судимый был. От суда сбежал в храм, потом узнал, что его объявили в розыск, сам пошел сдаваться в милицию. Его в СИЗО посадили. Я за него на суде ходатайствовал, характеристику ему хорошую написал, до прокурора дошел. От тюрьмы удалось спасти. Он приезжал благодарить меня. Просил еще денег на погашение ущерба, которое было присуждено по суду. А у меня денег нет, я и так сильно потратился, чтобы спасти его от тюрьмы. Сказал: «Езжай домой, ищи работу, сам зарабатывай». А он в тот же день залез в храм, открыл сейф и все оставшиеся деньги украл – так меня отблагодарил. Это предательство я очень сильно переживал. «И вот, – думаю, – какое же еще Господь мне испытание пошлет? Наверное, могут еще иконы своровать из храма». Я тогда все иконы переписал (больше трехсот икон), все они старинные, благодатные – ширину, длину у всех измерил. После этого на меня страх почему-то напал, что церковь может сгореть. Для меня это было смерти подобно. «Нет, – думаю, – не переживу, если такое случится». Ведь она намоленная, здесь столько батюшек хороших молилось, такая благодать! Когда послушник Филистер топил церковные печи, я постоянно приходил смотреть, как они горят: дрова подальше отодвину, подпорку под дверцу подставлю, смотрю, чтобы она не открывалась. И когда вместо меня назначили настоятелем о.Савву, я вздохнул с облегчением. Потом меня перевели в Богородск... Я испытал настоящий шок, когда узнал, что храм сгорел... Работы по строительству нового храма начались сразу же после пожара. Пожар был с субботы на воскресенье, а уже в понедельник на планерку глава администрации Усть-Вымского района Мустафа Махмудов (имя здесь уже давно переделали на русский лад и стали звать его Михаилом) пригласил о.Савву. Собрались руководители крупных предприятий района – хотя какие уж крупные предприятия в сельскохозяйственном и лесном районе?.. «Приход в Айкино, – сказал глава администрации, – давно существует. Восстановить Церковь – дело святое. Кто чем поможет?» И все стали помогать – кто деньгами, кто стройматериалами, кто технику давал. Руководитель местной ПМК Михаил Козлов сразу же вызвался убрать с пожарища мусор. Прислал бульдозер, рабочих, которые вместе с трудниками скита за несколько дней навели порядок. Тут же завез песок. Предприниматель Казбек Багаев помог оборудовать подсобное помещение под молитвенный дом, чтобы богослужения не останавливались, – перенесли перегородки, поменяли проводку и пр. Строить начали без проекта, как встарь, – по рисунку, на старом фундаменте. Инициатором того памятного совещания у главы района была Любовь Николаевна Поповченко, работавшая тогда главой администрации села Айкино. Вот что она поведала: «Мы ведь понимали, что это не просто учреждение, которое можно не спеша восстанавливать. Не все верующие, но все понимали, что если не нам самим, то другим людям храм необходим. И потом… В истории Айкино не было такого времени, когда бы в селе не действовал храм, – хоть молитвенный дом, да был. И в то же время средств на восстановление не было ни в бюджете села, ни у прихода. Мы расставили ящики по селу – они и до сих пор пустыми не бывают. Из одного ящика как-то вытрясли сразу 10 тысяч, большие деньги для села. Попадались среди пожертвований даже 500-рублевые бумажки. И мелкие торговцы на рынке, предприниматели, – кто краску давал, кто светильники, кто кабель. Руководитель сельхозкооператива «Айкинский» дал машину, когда понадобилось ехать в г.Волгодонск Ростовской области за куполами. Строители с Жешартской фанерной фабрики подняли брус до крыши. Даже соседи из Архангельской области, из яренского предприятия «Лесинвест», помогли – дали брус. В районной газете публиковали отчеты о произведенных работах, называли имена жертвователей. Ведь людей богатых у нас тут особо-то нет, понятно, что от себя отрывали. Отец Савва вел журнал поступлений пожертвований». – Когда через месяц на Крещение я сюда приехал, венцы были уже до окон положены, – вспоминает о.Варфоломей. Такой духовный подъем у всех был! Простые люди много жертвовали. Даже те, кто проезжал мимо по дороге, давали деньги, говорили: «Это на церковь». Когда требы совершал, давали и на требы, и отдельно – на церковь. На сегодня уже снаружи уже все готово: шатер покрыт вагонкой, а стены внутри и снаружи храма будут обшиваться только через пару лет, когда здание полностью осядет. В ближайшее время будет готово отопление, и можно уже служить. – Отец Варфоломей, вы помощь Божию ощущаете в строительстве храма? – Все делается с Божьей помощью. Я вообще не строитель, в основном о.Савва договаривался со всеми организациями и людьми. Когда ничего не получается, службу отслужишь, помолишься – и помощь приходит. Когда мы только начали храм строить, один священник нам сказал: «Сейчас у вас много искушений будет». Потому что это святое дело, бесы всячески будут мешать в строительстве дома Божия. И искушений, действительно, много было. Но и помощь шла. Вот в прошлом году, в морозы, нужно было брус и доски привезти. Я остался один. Как раз в Сыктывкар на три дня привезли мощи Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы мученицы Варвары. Я очень хотел съездить к мощам, но нужно было срочно привезти брус. В первый день все конторы обзвонил, никто не смог дать машину. Во второй день – та же картина. Хотя до этого никогда не отказывали, всегда давали. А на третий день я решил поехать в Сыктывкар. Съездил к мощам, приложился, помолился, и все сразу же нашлось – и машина, и водитель. И бруса дали так много, что пришлось делать несколько рейсов... В рассказах о первых днях запомнилась одна деталь: люди хотели не просто восстановить храм, а обязательно сделать его лучше, чем прежний. Не потому, что прежний был плох, – состояние души было такое. Предложили восстанавливать храм в кирпиче. Отказались из опасений, что стройка затянется. Все же подняли его выше прежнего, купола вместо синих поставили золоченые, установили цветные витражи в окнах, решили установить подсветку... И Господь не оставил Своей благодатью местных жителей. Возле восстанавливаемого храма сейчас под сенью находится колодец с образом целителя Пантелеимона. Появился он недавно. – Когда меня в начале 2002 года поставили сюда настоятелем, – рассказывает о.Варфоломей, – на месте колодца стоял крест. Я стал расспрашивать бабушек, что это за крест. Оказалось, что на этом месте когда-то было явление Пресвятой Богородицы, Которая велела здесь копать колодец. Я и сам хотел этот колодец выкопать, уже брус и все для этого приготовил, но меня сняли с настоятелей. И отец Савва тоже занимался этим колодцем. А копал его послушник Филистер. Он сейчас на Афон уехал, там подвизается. Говорят, что когда он дошел до жилы, то вода хлынула фонтаном. Потом брали эту воду на анализ, оказалось, что по составу она – одна из лучших в Усть-Вымском районе. Итак, минул год. Золотятся купола храма на солнце. И вроде бы снова все, как прежде: в храм как ходило до пожара около тридцати человек, столько же ходит и сейчас. Все так же здешний крестьянин ломает голову: как жить, когда литр молока стоит как литр соляры? По улицам, как и прежде, бродят пьяные – пил народ горькую и продолжает пить. Но местная жительница Любовь Николаевна уверена в том, что не останется это строительство мимолетным событием в жизни древнего села: – В моем родном селе, на Брянщине, тоже за короткое время построили прекрасный каменный храм, а рядом – еще и дом для священника. Сделал это уроженец села, сумевший где-то разбогатеть, в одиночку, местные жители практически не участвовали в строительстве. И вот храм стоит. А люди туда не ходят, приход так мал, что не может содержать священника, и он приезжает туда служить из другого села только время от времени... Здесь, в Айкино, все шло иначе. Это была, действительно, народная стройка. И те, кто помогал возрождению храма (даже неверующие, как, например, я) все равно отныне будут заходить в него, потому что в его строительство вложена и частичка их души. Поэтому надежда остается. Ведь именно так начиналась православная жизнь для многих из нас: зайдя в церковь из каких-то сторонних побуждений, мы оставались в ней навсегда… И.ИВАНОВ, Е.СУВОРОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |