ДЕТСКАЯ ЗЫРЯНСКИЙ АПОСТОЛ 9 мая – 610-летие памяти св.Стефана Великопермского Жизнь святого Стефана Пермского удивительна, как удивительно то время, в котором он жил, – начало золотого века Руси. Тогда стал созидаться Великий Русский мир, объединивший многие национальности на огромном пространстве Евразии. И первым народом, добровольно вошедшим в состав России, были нынешние коми. Привел же их в русский христианский дом святитель Стефан – епископ и богослов, правитель огромной Пермской вотчины и иконописец, переводчик книг и изобретатель азбуки для зырян. Юность Св.Стефан родился в Великом Устюге. Когда его мама была трехлетней девочкой, ей встретился как-то раз устюжский блаженный Прокопий Праведный. Он поклонился ребенку до земли со словами: «Се грядет матерь великого святого мужа, учителя пермского» – предсказал рождение св.Стефана. Стефан с ранних лет любил учиться. Вот как говорит Житие о годах учебы Стефана в Ростове Великом: «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца разумного и духовного, то беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал, расспрашивая о том, что старался скорее понять. И смысл притчи не ускользал от него». Какой добрый пример для всех наших учеников! В Ростове Стефан стал монахом, и притом очень ученым. Здесь и пришло к нему решение идти в Пермь Великую с проповедью Христа. Он начал составлять пермскую азбуку, чтобы перевести Слово Божие на пермский (зырянский) язык. Подвиг ...И вот около 1379 года Стефан снарядил ладью и отправился вниз по Северной Двине, до того места, где в нее впадает Вычегда, там и было первое встретившееся ему зырянское поселение Пырас (ныне это г.Котлас). Дико и диковинно все было тут! Деревянные истуканы стояли по берегам реки Вычегды и на лесных тропах. Местные охотники приносили им жертвы – «делились добычей». Было у зырян множество божков. И вот этих-то закоренелых язычников стал св.Стефан обращать к истинному Богу. От Пыраса Стефан шел более 200 верст и на всем этом пространстве проповедовал, крестил людей, ставил по деревням часовни и кресты. Как-то Стефан повстречал одну женщину. Видя прохудившуюся обувь праведника, она подала ему новую. Было это в маленьком селении Туглим. В благодарность за подаяние святитель предрек, что это место станет торговым. И предсказание его исполнилось: здесь исстари проводились ярмарки, пока в XIX веке их не перевели в г.Яренск. А однажды Стефан «отнял» у божка пожертвованные ему беличьи шкурки и отдал Матвейке, ученику из зырян, чтобы тот носил их вместо портянок. При слиянии Вычегды и Выми Стефан решил заложить монастырь и построил здесь две церкви – Благовещенскую и свт.Николая. А помогали ему вчерашние язычники. На том месте, которое он выбрал, была уважаемая зырянами кумирница, а близ нее находилась огромная, в три обхвата, береза. Идолопоклонники почитали ее как божество. Бог повелел иноку сжечь кумирницу и срубить прокудливую, т.е. гнусную, березу. Помолясь, ударил Стефан под самое основание исполинского дерева – и вдруг раздался стон. Бесы, обитавшие в березе, жалобно выли, а из дерева ручьем текла смрадная кровь. Три дня боролся святой с прокудливой березой. Когда же Стефан окончил свой труд, береза упала в реку с ужасным шумом и воплем. А на месте прежнего капища вскоре была построена церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила и прочих Бесплотных Сил. Так на долгие века встали на устьвымских холмах три храма. Из них со временем образовался Михайло-Архангельский монастырь. Для новокрещенных зырян святитель ввел богослужение на их родном языке – по переведенным им же книгам. Благолепие церковное пленило простых обитателей этого дикого края. Св.Стефан устроил в Перми Великой православную церковь и сам стал ее епископом. Помимо Усть-Вымского, Стефан основал еще несколько монастырей, а для одного из них написал знаменитый образ – «Зырянская Троица». Зимой 1396 года епископ Стефан отправился по делам церкви в Москву. Прибыв в столицу, святитель заболел и 26 апреля (9 мая по новому стилю) отошел ко Господу. Погребли его в Кремле в храме Спаса-на-Бору, на левой стороне. Храм этот был родовой усыпальницей Великих князей, и там всегда хоронили только родственников. Но для Стефана Пермского сделали исключение – столь почитали его современники. Зыряне, узнав о кончине их духовного отца, очень горевали. Действительно, без него этот простодушный и добрый народ осиротел. Но дело епископа Стефана осталось жить. У него были замечательные последователи – святые епископы Герасим, Питирим и Иона. Елена ГРИГОРЯН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |