ДЕТСКАЯ

ЗЫРЯНСКИЙ АПОСТОЛ

9 мая – 610-летие памяти св.Стефана Великопермского

Жизнь святого Стефана Пермского удивительна, как удивительно то время, в котором он жил, – начало золотого века Руси. Тогда стал созидаться Великий Русский мир, объединивший многие национальности на огромном пространстве Евразии. И первым народом, добровольно вошедшим в состав России, были нынешние коми. Привел же их в русский христианский дом святитель Стефан – епископ и богослов, правитель огромной Пермской вотчины и иконописец, переводчик книг и изобретатель азбуки для зырян.

Юность

Св.Стефан родился в Великом Устюге. Когда его мама была трехлетней девочкой, ей встретился как-то раз устюжский блаженный Прокопий Праведный. Он поклонился ребенку до земли со словами: «Се грядет матерь великого святого мужа, учителя пермского» – предсказал рождение св.Стефана.

Стефан с ранних лет любил учиться. Вот как говорит Житие о годах учебы Стефана в Ростове Великом: «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца разумного и духовного, то беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал, расспрашивая о том, что старался скорее понять. И смысл притчи не ускользал от него». Какой добрый пример для всех наших учеников!

В Ростове Стефан стал монахом, и притом очень ученым. Здесь и пришло к нему решение идти в Пермь Великую с проповедью Христа. Он начал составлять пермскую азбуку, чтобы перевести Слово Божие на пермский (зырянский) язык.

Подвиг

...И вот около 1379 года Стефан снарядил ладью и отправился вниз по Северной Двине, до того места, где в нее впадает Вычегда, там и было первое встретившееся ему зырянское поселение Пырас (ныне это г.Котлас). Дико и диковинно все было тут! Деревянные истуканы стояли по берегам реки Вычегды и на лесных тропах. Местные охотники приносили им жертвы – «делились добычей». Было у зырян множество божков. И вот этих-то закоренелых язычников стал св.Стефан обращать к истинному Богу. От Пыраса Стефан шел более 200 верст и на всем этом пространстве проповедовал, крестил людей, ставил по деревням часовни и кресты. Как-то Стефан повстречал одну женщину. Видя прохудившуюся обувь праведника, она подала ему новую. Было это в маленьком селении Туглим. В благодарность за подаяние святитель предрек, что это место станет торговым. И предсказание его исполнилось: здесь исстари проводились ярмарки, пока в XIX веке их не перевели в г.Яренск. А однажды Стефан «отнял» у божка пожертвованные ему беличьи шкурки и отдал Матвейке, ученику из зырян, чтобы тот носил их вместо портянок. Язычники были так возмущены страшным, на их взгляд, святотатством, что едва не убили миссионера. Матвейка, между тем, носил новые портянки, языческий бог никого не карал – и зыряне разуверились в его могуществе.

При слиянии Вычегды и Выми Стефан решил заложить монастырь и построил здесь две церкви – Благовещенскую и свт.Николая. А помогали ему вчерашние язычники. На том месте, которое он выбрал, была уважаемая зырянами кумирница, а близ нее находилась огромная, в три обхвата, береза. Идолопоклонники почитали ее как божество. Бог повелел иноку сжечь кумирницу и срубить прокудливую, т.е. гнусную, березу. Помолясь, ударил Стефан под самое основание исполинского дерева – и вдруг раздался стон. Бесы, обитавшие в березе, жалобно выли, а из дерева ручьем текла смрадная кровь. Три дня боролся святой с прокудливой березой. Когда же Стефан окончил свой труд, береза упала в реку с ужасным шумом и воплем. А на месте прежнего капища вскоре была построена церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила и прочих Бесплотных Сил.

Так на долгие века встали на устьвымских холмах три храма. Из них со временем образовался Михайло-Архангельский монастырь. Для новокрещенных зырян святитель ввел богослужение на их родном языке – по переведенным им же книгам. Благолепие церковное пленило простых обитателей этого дикого края. Св.Стефан устроил в Перми Великой православную церковь и сам стал ее епископом. Помимо Усть-Вымского, Стефан основал еще несколько монастырей, а для одного из них написал знаменитый образ – «Зырянская Троица». Зимой 1396 года епископ Стефан отправился по делам церкви в Москву. Прибыв в столицу, святитель заболел и 26 апреля (9 мая по новому стилю) отошел ко Господу. Погребли его в Кремле в храме Спаса-на-Бору, на левой стороне. Храм этот был родовой усыпальницей Великих князей, и там всегда хоронили только родственников. Но для Стефана Пермского сделали исключение – столь почитали его современники. Зыряне, узнав о кончине их духовного отца, очень горевали. Действительно, без него этот простодушный и добрый народ осиротел.

Но дело епископа Стефана осталось жить. У него были замечательные последователи – святые епископы Герасим, Питирим и Иона.

Елена ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга