ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА В ДЖОРДАНВИЛЛЕ В последнее время внимание многих наших единоверцев приковано к событиям в Русской Православной Зарубежной Церкви. Там недавно прошел Собор, на котором было подтверждено желание преемников русского православия объединиться с Матерью-Церковью. А что даст нам, россиянам, это объединение?За десятилетия изгнания русские православные накопили богатый духовный, богословский и миссионерский опыт. И сейчас, накануне праздника Пресвятой Троицы, уместно вспомнить, что их миссия на Западе проходила под сенью Троицы. Ее имя носит духовная семинария, расположенная на территории Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Фактически это главный центр подготовки служителей РПЦЗ, здесь располагаются резиденция ее нынешнего первоиерарха митрополита Лавра, книгоиздательство, известное многим у нас в России, и русское кладбище, на котором покоятся приснопамятные митрополиты Анастасий и Филарет, архиепископы Тихон (Троицкий), Аполлинарий, Аверкий (Таушев), Антоний (Медведев), валаамский игумен Филимон, иконописец архимандрит Киприан и убиенный хранитель Иверской мироточивой иконы брат Иосиф Муньос. Свято-Троицкая обитель в Джорданвилле была основана в 1930 году, с ее богословским направлением связаны имена архиеп. Аверкия, архим. Константина (Зайцева), прот. Михаила (Помазанского), профессоров Н.Д.Тальберга и И.М.Андриевского. О значении семинарии можно судить по словам иером. Серафима (Роуза), который считал себя принадлежавшим к джорданвилльскому богословскому направлению, хотя и не учился здесь. Отличительными чертами этого направления являются традиционализм и духовная трезвенность в сочетании с умеренностью и рассудительностью. Как живет и вот уже 76 лет несет миру «аромат православия» эта духовная школа русского рассеяния, рассказывает нашим читателям бывший учащийся Джорданвилльской семинарии Александр ЧЕРНАВСКИЙ. Хранители духа России
Когда шесть лет назад я впервые оказался в Джорданвилле и увидел Свято-Троицкую семинарию, то почувствовал молитвенную веру в великую самодержавную Россию, свято хранимую основателями семинарии и местными монахами-подвижниками. Мне не верилось, что здесь, в глубине американского континента, много десятков лет действует единственное в мире русское духовное учебное заведение, программа обучения которого во многом соответствует программам старых русских духовно-образовательных учебных заведений времен Руси монархической, Руси самодержавной. На этой джорданвилльской земле когда-то жили и охотились американские индейцы, красочно описанные Фенимором Купером, здешним уроженцем (городок вблизи назван в честь его семейства – Куперстаун). Наверное, не случайно русские выбрали это место: здешние северо-американские леса, поля и холмы очень напоминают наши раздолья. Торжественно и величаво сияет на солнце золотыми куполами Свято-Троицкий храм с первыми иконами святых Царственных мучеников. Стены семинарии украшены портретами и гравюрами царского дома Романовых, портретами русских царей, государственными портретами последнего русского Божьего помазанника, повсюду фотографии его святого семейства. В музее семинарии бережно хранятся вещи, подарки и семейные реликвии династии Романовых. А в актовом зале и перед входом в архив висят портреты всех вождей Белого движения. В семинарской библиотеке собраны почти все эмигрантские монархические издания послереволюционных лет, есть и книжки из СССР. В архиве мне показали советскую брошюрку 70-х или 80-х годов Политиздата – «Политиканы от религии». Сейчас, после прославления на родине Царственных мучеников и Новомучеников российских, текст этой книжицы звучит, как гимн РПЦЗ: «Чрезмерно почитают последнего русского царя, призывают к восстановлению самодержавия в России».
Одно имя Преосвященнейшего архиепископа Виталия (Максименко) – основателя семинарии – говорит о многом для тех, кто изучает традиции русского монархизма. Это был преданный самодержавию великий русский миссионер. Бывший архимандрит Почаевской лавры, основатель и руководитель печатного братства преп. Иова Почаевского, он приложил много усилий для создания за океаном единственной в то время в мире русской православной духовной пастырской школы. Более двухсот выпускников Свято-Троицкой семинарии впитали за пятьдесят восемь лет и впитывают сейчас этот державный дух исторической Святой Руси, преемницы Третьего Рима. Среди них был и нынешний первоиерарх РПЦЗ, действующий ректор семинарии, митрополит Лавр, который бережно хранит диплом выпускника семинарии под номером четыре. Сразу же после приезда в Свято-Троицкий монастырь я был приглашен к владыке, и меня поразила скромность его кабинета, простота в общении и доступность тогда еще будущего первоиерарха. Потом, уже живя в монастыре, видел, как любой собрат монастыря, паломник, гость, местный фермер мог легко подойти к нему, поговорить о своих нуждах, спросить духовного или житейского совета. Да и сам владыка мог подойти и спросить о делах, мягко пошутить. С замиранием сердца мы слушали его рассказы во время трапезы о бывших насельниках монастыря, преподавателях, семинаристах, деятелях русского зарубежья.
За все время моего пребывания в Свято-Троицком монастыре митрополит Лавр первым приходил на утреннюю полуночницу к половине пятого, редко пропускал ежедневные литургии и всенощные службы. Во время богослужений он всегда поддерживал служащих, поправлял и помогал студентам, новоначальным дьяконам и священникам. Надо заметить, владыка всегда обедает в общей братской трапезной, как говорится, кушает из общего котла. Во время братской трапезы он внимательно следит за чтением, если надо поправляет ударения, церковнославянские слова, ведь среди семинаристов много представителей других государств и национальностей, плохо владеющих русским языком. Языковая проблема в РПЦЗ стоит весьма остро, ведь ее храмы действуют более чем в сорока странах мира. Но отступать пред нашествием многих языков монахи не собираются. Вся периодическая печать и другие типографские издания в обители печатаются в старорусской орфографии – это важнейшая мера для сохранения сознания исторической России. Старые монахи вспоминают личные «охранительные» меры владыки Аверкия по сбережению русского языка – пятьдесят поклонов за бытовые разговоры на иностранных языках в монастыре и семинарии. Впрочем, сейчас, к сожалению, в семинарских коридорах больше звучит английская речь. Воспитание личным примером – основная здесь традиция. Когда ты видишь заслуженного проректора семинарии, профессора архим. Луку в фартуке дежурного по трапезной, режущего овощи для салата, – это действует сильнее многих слов. Сам ректор семинарии, высокопреосвященнейший митрополит Лавр, не стесняется потрудиться в фальцовочной. Однажды поздно ночью инок Всеволод, возвращаясь с послушания, пригласил меня заглянуть в фальцовочную. Заходим, а там владыка Лавр раскладывает последний выпуск «Православной Руси» по конвертам. Оказывается, позвонил кто-то из подписчиков и пожаловался главному редактору на несвоевременность рассылки журнала. Видя пример такого смирения, мы с о.Всеволодом подсели за рабочие столы и все вместе дружно потрудились до утра. Надо сказать, семинаристы, помимо учебных занятий, получают много полезных для церковной жизни навыков. Кто работает в переплетной мастерской, кто в иконописной, кто в иконоклейной, кто выступает на приходах с монастырским хором, другой работает в типографии, в издательстве. Всем находится дело по силам и по душе. Что отличает местных семинаристов от российских современных семинаристов, так это, на мой взгляд, большая самостоятельность, внутренняя свобода и сугубая ответственность за порученное дело. Образование на Западе стоит дорого, поэтому семинаристы отвечают за свой выбор. Им приходится отрабатывать за учебу. По окончанию учебы они получают степень бакалавра богословия. Диплом семинарии приравнивается к дипломам высших учебных заведений США. Есть и другие отличия. Вспоминается такой эпизод. Когда несколько лет назад в семинарии случился пожар, ее учащиеся вместе с пожарными приняли активное участие в тушении. А иеромонах Виталий из г.Иваново РПЦ МП (он находился в то время в монастыре в гостях) один вышел с молитвой и иконой «Неугасимая Купина», крестным ходом призывая Божью Матерь к небесному заступничеству. Такое получилось соработничество крепких молодых рук и молитвы. Пожар потушили, и на обгоревшей стене семинарии осталась не тронутой огнем икона Иверской Божьей Матери – подарок семинарии от Русского монастыря со святой горы Афон. Эту афонскую икону еще называют «Вратарницей». И я сейчас так думаю, что она явно напоминает нам: мы должны открыть врата своих сердец живому русскому православию, сохраненному и рассеянному по всей земле-матушке. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |