ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

НЕОСКУДЕВАЮЩИЙ ИСТОЧНИК

Мария Убиенная


Отец Петр Ковальский

Святая Вятская земля славится ходами. Из них самые известные – Великорецкий и к «пламенным младенцам». В этом году 17 июня в шестой раз на юге Кировской области прошел возрожденный крестный ход к Марии Убиенной. Благочинный Советского округа митрофорный протоиерей о.Петр Ковальский, стараниями которого и был возрожден этот ход, говорит, что до революции на него собиралось до 50 тысяч паломников. «Святая Мария в разных уголках России являлась людям, открывала место своего захоронения, – рассказывает мне о.Петр, – просила приехать к своей могилке и по молитвам к ней даровала исцеления. Над ее мощами была построена часовня».

Со временем установилась традиция: крестным ходом ходить к часовне с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери. Вот как это произошло. Икона была явлена на источнике, который находится в полутора километрах от города. Источник называется в честь этой Смоленской иконы, рядом находится село Смоленцево. Когда около 1700 года в окрестностях Кукарки (так назывался прежде Советск) свирепствовала моровая язва, люди с этой иконой пошли крестным ходом в село Лядово, что в пяти километрах от Советска, к часовне Марии Убиенной. Перед ее мощами отслужили водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Эпидемия прекратилась. Так и установилась традиция крестных ходов к Марии Убиенной.

В советское время часовню снесли. На ее месте остался фундамент, стоит Поклонный крест. Рядом надгробный камень. Он сейчас находится в стороне от могилы (Мария была погребена в подклети часовни), возможно, это сделали те же, кто уничтожал часовню.

– Что же это за святая была? – спрашиваю отца Петра. – Чем она прославилась?

Разговариваем мы в его деревянном домике, рядом с домашним иконостасом, где перед иконами теплится лампада. Отец Петр несколько лет назад потерял свою супругу, она умерла совсем молодой. И теперь он живет в одном доме вместе с сыном, также священником, о.Михаилом, с молодой попадьей Татьяной и двухгодовалой внучкой Галиной. В доме постоянно раздается звонкий голос внучки, она то и дело просится на колени к любимому дедушке, пытаясь угостить его то пряником, то конфеткой.

– Это местночтимая святая, – отвечает о.Петр, усаживая поудобнее внучку на колени. – Общецерковно она не прославлена, жила в начале XVII века. В православие перешла из язычников-черемисов. Черемисы, или, как их стали называть после революции, марийцы, живут в этих местах и по сей день. Мария была молодой замужней женщиной, жила в селе Лядово. А свекровь у нее была язычницей. Она всячески пыталась вернуть Марию в черемисскую веру. В Лядово тогда стоял странноприимный дом. И когда свекровь стала преследовать и жестоко мстить Марии, та убежала от нее туда. Мария была очень добрым человеком, помогала убогим, ухаживала за ними. В этой богадельне жили православные люди, и даже некоторые священники доживали свой век. Тогда свекровь решила убить Марию. И вот, когда Мария пришла на речку стирать белье, свекровь прибежала на плот, с бешенством вырвала у нее валек и забила ее до смерти, а тело бросила в воду. Православные жители странноприимного дома достали Марию из реки и погребли при этом доме. Сразу же после своей смерти убиенная Мария стала являться многим христианам во сне и просить о себе молитв и поминовения. На ее могилке стали служиться панихиды, а люди получали исцеления. Молва о новой угоднице Божией быстро разнеслась по всей России. И до сих пор люди берут с могилки Марии песок, натирают им больные места и излечиваются от болезней.

– А источник на месте явления Смоленской иконы Божией Матери сейчас существует?

– Да, и в нем до сих пор очень сильный напор воды. Мы пять раз в год ходим на него крестным ходом, постоянно берем святую воду. Древнюю часовню на источнике в советское время разломали. Ее восстановили на 400-летие нашего города, в 2003 году.

К источнику

С отцом Михаилом, вторым священником Успенского храма, мы решили отправиться на этот источник. Он находится внизу склона высокой горы, на правом берегу речки Кукарки. Над ним построена большая часовня. Вода вытекает из ее основания по желобам под сильным напором.

«И все же сейчас, – рассказывает священник, – напор воды меньше, потому что, когда часовню разрушили, женщины сделали на источнике мойку, чтобы стирать белье. Ключ уходит далеко под землю, и этот ход метров на 20 выложен опочным камнем. Одно время перед войной ключ перестал течь. Начали искать причину, и оказалось, что много тысяч лягушек забили жилу. Новая часовня восстановлена в том же виде, как и древняя. Из опочного камня выложен фундамент, и на нем поставлен деревянный сруб часовни. Каждый год мы сюда ходим крестным ходом на Смоленскую, Крещение, в день памяти иконы «Живоносный Источник», на Преполовение, в Первый Спас. Освящаем воду. На Крещение бабушки всегда обливаются. Кстати, воду мы отдавали на химический анализ. По содержанию она оказалась очень хорошей, вообще без извести. Хотя у нас в воде везде много извести».

Подошел я к струе, попробовал обжигающей водицы. Действительно, вкусная. Умылся блестящими на солнце целебными струями: благодать!

Из часовни по желобам вода поступает в деревянное помещение мойки, где женщины стирают белье. А за мойкой через дорогу целая свалка мусора. По всей видимости, любят на святом источнике бывать не только православные, но и молодежь, не чурающаяся пьяного веселья.

По пути обратно я расспрашиваю о.Михаила об опочном камне, который он упоминал в своем рассказе.

Оказывается, под землей находится еще целый город с улицами и древними подземными дорогами, выложенными из опочного камня. Как поведал мне отец Михаил, раньше в Кукарке было пять карьеров, где добывался опочный камень (меловой известняк). От карьеров подземные дороги вели прямо на пристани, и по ним могли разъехаться две подводы. Также ходы вели к храмам и монастырям Кукарки, которых было два – мужской и женский. Подземный ход был проложен даже под многоводной и широкой Немдой, поскольку город расположен по обоим ее берегам. О подземных ходах сегодня напоминают обрушения земли, которая то тут, то там проваливается на огородах местных жителей.

В каждом доме в старину опоку тесали, а затем продавали готовые болванки. Купцы ими торговали по всей России, это был довольно прибыльный бизнес. Опока – не только замечательный строительный материал, но и хороший поделочный камень, из которого раньше делали надгробные памятники. Отец Михаил мечтает восстановить эту благочестивую традицию. Сегодня от древнего промысла практически ничего не осталось. Как и от другого народного промысла – знаменитых кукарских кружев. Кружевная фабрика им.8 Марта закрыта, хотя училище еще выпускает таких специалистов.

Отец Михаил интересуется историей родного края, да и сам вместе с отцом и братом, который тоже скоро станет священником, принимает в ней живое участие. С детства братья помогали служить отцу в храме, ездили по всем приходам благочиния, открывая восстановленные церкви. Участвовали во всех крестных ходах и местных церковных праздниках.

«Как-то в середине 90-х начали выгорать от пожаров окрестные деревни, – рассказывает о.Михаил. – Жители пришли к о.Петру, попросили отслужить молебен. Когда он его отслужил, пожары прекратились».

Полдень

Время обедать. Отец благочинный Петр Ковальский оставил меня ночевать и столоваться в своем доме, где я очутился в теплой атмосфере семейного счастья и любви. Здесь за круглым столом – дивные трапезы. Матушка Татьяна (на вид можно дать не больше пятнадцати лет – сущий ребенок) удивляет своим кулинарным искусством, особенно в приготовлении разносолов: грибочков, огурчиков, помидор. Со своим будущим супругом она познакомилась в Костромской семинарии, куда поступила сразу после школы. Венчал их перед чудотворной Федоровской иконой Божией Матери в кафедральном соборе сам архиепископ Костромской и Галичский Александр, у которого о.Михаил был иподьяконом. Владыка благословил их образом Федоровской – заступницей семьи. Всего год назад они приехали в Советск, но уже развернули на Успенском приходе бурную деятельность. Дали второе дыхание воскресной школе для детей, которую возглавила матушка Татьяна. Их школа принимает участие в общегородских пасхальных и рождественских концертах. Вместе с о.Михаилом они выпускают православную газету. Батюшка впервые стал преподавать православную культуру в светских учебных заведениях. И его предмет пользуется большой популярностью. В новом учебном году изъявило желание изучать православную культуру еще несколько групп в местном медучилище.

Отец Петр рассказывает о том, как восстанавливали в Советске Успенский храм:


Успенский храм в г.Советске

– Нам передали его в 1991 году в полном запустении, наполовину разломанным. Земля была до окон – пришлось откапывать до фундамента, потом начали очищать внутренние помещения. Последнее время в храме была кочегарка, только в алтаре были четыре перегородки. Бабушки своими силами выносили мусор, все чистили. Потом мы стали достраивать разрушенную половину храма и колокольню. Стены клали той же толщины, что и раньше – в пять кирпичей. Четыре года строили, кирпич из Кирова завозили. Все по старым чертежам восстановили, даже иконостас. Его делал итальянский художник Андриолли, который находился в Вятке в ссылке. Кукарские купцы пригласили его расписать иконостас, положили ему за работу тысячу триста рублей. Он расписал настолько чудно, что со всей округи приходили подивиться: для местных жителей было непривычно, что фигуры на иконах выглядели точно живые.

Успенский храм

Восстановленный иконостас Успенского храма на следующий день с утра показывал мне о.Михаил.

– Новый иконостас расписан точно в таком же виде, как это было у Андриолли, – начал он свою экскурсию по храму. – Правда, прежний был полностью золотым. От итальянца в алтаре сохранилась единственная фреска – «Снятие с Креста, положение во гроб». Часть икон с иконостаса руки итальянского мастера хранится в нашем музее.

Отец Михаил благословил меня зайти в алтарь, где я увидел на куполе алтаря фреску Андриолли. Она действительно потрясает как живописное полотно – своей натуралистичностью. А вот икона трех Московских святителей Ионы, Петра и Алексея сохранилась в меньшей степени. Только лик святителя Петра оказался нетронутым, остальная роспись практически утрачена.

– Вот эту престольную икону Успения Божией Матери, – показывает о.Михаил, подводя меня к иконостасу, – сохранила одна бабушка. Большинство икон в храме – старинные. Их много приносят, потому что в округе очень много было храмов. Вот старинная икона святителя Николая – особо почитаемая. А это – храмовая икона Иверской Божией Матери, которая была пожертвована специально для нашего храма с Афона. Все иконы писали на пожертвования купцов, все строилось за их счет. А возобновлял иконы стараниями прихода уже местный художник Дмитрий, который расписал не один храм.

Наша церковь была построена одной из первых в городе. По вместимости раньше она была самым большим храмом Кукарки. После закрытия в 30-е годы в нем вначале сделали склад перчаточной фабрики, потом гараж, в алтаре находилась кочегарка, на горнем месте – туалет. Так хотели надругаться над святыней. Мы восстановили в храме все так, как было до закрытия. Даже порядки остались прежние. Люди во время богослужения стоят ровными рядами. Как встарь…

Впрочем, вряд ли сто лет назад в Успенском храме Кукарки пел профессиональный хор, как сейчас. И репертуар у них такой же, как у архиерейского хора. «Наш хор приглашают выступать на Трифоновские чтения в Вятку, – обмолвился как-то отец Петр. – Певцы стараются, дают они и уроки учащимся воскресной школы. А бабушки у нас поют только панихиды и молебны...» Так что в каких-то вещах, наверное, приход продвинулся дальше.

Об этом думал я, лежа на диване в доме священников Ковальских, как раз перед красным углом со святыми старинными иконами, где постелили мне на ночь. Уже нет былого, благочестивого и твердого в слове, купечества, не возродить порушенные вокруг деревни, все еще рождается людей меньше, чем умирает… Но надеюсь, доживу до того момента, когда из этого ростка приходской жизни полетят семена по бескрайним полям и возродится русская нива… За окном стемнело.

В ту ночь в деревянном доме, стоящем на окраине города, на горе Монастырке, мне как-то очень хорошо и сладко спалось.

Евгений СУВОРОВ
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга