ПО СЕВЕРУ

Постамент идолу революции стал престолом

11 августа, в день рождения святителя Николая Чудотворца, состоялось освящение престола Никольского храма в Николо-Бабаевском монастыре, который расположен в Некрасовском районе Ярославской области. Это, в общем-то, не столь заметное событие, возможно, и не попало бы в СМИ, если бы не одна деталь: престолом церкви стал каменный постамент памятника Ленину, долгое время стоявший в центре п.Некрасовское.

Дело в том, что до революции ситуация была обратной: постамент памятника Ленину являлся престолом одного из храмов упраздненного советской властью Николо-Бабаевского монастыря. Однако в прошлом году была проведена реконструкция памятника, и его поставили на новый постамент. Было принято решение вернуть престол в храм.

«Благословение на это дал находящийся в монастыре на покое митрополит Рязанский Симон. Он изучал историю Николо-Бабаевского монастыря. Сам престол древний, возможно, он застал еще святителя Игнатия (Брянчанинова). Владыка Симон посчитал, что он должен вернуться в храм», – сообщили в Ярославской епархии. Так в наши времена повторяются события времен крещения Руси, когда православные миссионеры возводили храмы на месте языческих капищ.

Деревянный Никольский храм, в котором будет установлен престол, был построен в течение года. Храм был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Православие.ру/«Вера»

Последние дни Стеньки Разина

Всем любителям народной песни хорошо известно, как заканчивает свою жизнь попавшая под тяжелую руку Стеньки Разина княжна, брошенная в байкальскую «набежавшую волну». Относительно же последних дней атамана исторические документы, казалось, были утрачены.

Однако недавно в архивах Вологодского музея-заповедника были найдены документы, проливающие свет на последние дни донского атамана.

Как сообщили «Интерфаксу» в вологодском музее, рукопись 1671 года отыскалась среди хозяйственных отчетов, причем в хорошем состоянии. Документ обнаружил вологодский историк Юрий Васильев, который расшифровал письмо стряпчего Акинфия Горяйнова из столицы архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону.

Предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов Степан Разин и его младший брат Фрол были захвачены в плен донскими казаками в Кагальничком городке и выданы московским властям. После пыток, 6 июня 1671 года, оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места.

Чьи останки нашли в Петрозаводске?

Каждый, кто бывал в столице Карелии, конечно, заходил на главную площадь города и любовался местным Русским драматическим театром – помпезным, с коринфскими колоннами, построенным в стиле сталинского неоклассицизма. Петрозаводчане по праву гордятся им. Но до сих пор всем было невдомек, что при его строительстве была попрана могила духовного покровителя города св. Фаддея.

Ровно 300 лет назад, в 1706 году, пришел св. Фаддей на Петровские заводы и стал для многих «светом в окошке». Перед самим Петром I он заступался за угнетенных работников, раздавал бедным пожертвования, предсказал императору день смерти, за что был брошен в темницу. Блж. Фаддей постоянно носил власяницу и тяжелые вериги, к юродивому приходили за духовным советом и утешением. Умер он на следующий год после Петра I, и похоронили его с честью – у Воскресенской церкви, а над его могилой построили часовню. И вот прошло три столетия...

Нынче 9 августа в драмтеатре проводили ремонт и под подиумом, в 2,5 метрах от стены, вскрыли канализационный колодец. С удивлением строители обнаружили там остатки восьмигранного фундамента и несколько человеческих костей. Наложение карт, сверка со старыми описаниями часовни св. Фаддея однозначно указывали, что ремонтники наткнулись на место захоронения блаженного покровителя города. Больше всего поразило то, что канализационный колодец в советское время устроили в самом центре его могилы. Такова была ненависть к святому.

– Действительно ли эти останки принадлежат св.Фаддею? – обратились мы к о.Константину Савандеру, который в епархии возглавляет комиссию по канонизации.

– Так совпало, что проездом в нашем городе был московский антрополог Сергей Васильев, и я показал ему одну из найденных костей. Он определил, что она принадлежала женщине. Дело в том, что часовня святого находилась в ограде церковного кладбища, и в том месте было много других останков. Сама могила св.Фаддея находится на метр глубже колодца, и есть шанс, что богоборцы ее не тронули. Мощи могли сохраниться и по той причине, что их сдвинули далеко в сторону корни деревьев, которыми опутан фундамент часовни. Такое часто бывает, например, при перезахоронении наших солдат, похороненных в лесу, тела приходится искать в стороне от братских могил.

– Будут ли поиски мощей св.Фаддея?

– Специально – нет. Сейчас мы ставим вопрос перед администрацией, чтобы коллектор убрали с этого места. Если не согласятся, будем устраивать пикеты. Но, думаю, это сделают, ведь на реконструкцию театра выделено достаточно денег. За переносом колодца будут наблюдать приглашенные нами археологи. Если вдруг обнаружатся какие-то останки, попросим их исследовать: датировка первой четвертью XVIII века однозначно укажет на то, что это мощи св.Фаддея. Впоследствии, если на то будет воля нашего владыки, поставим вопрос о строительстве часовни на этом месте. На главной площади, где богоборцы разрушили Воскресенский собор и Свято-Духову церковь (уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве), появление часовни будет весьма уместно.

М.ВЫГИН
На фото сайта «Православие в Карелии»: на раскопе; так выглядела часовня у Воскресенского собора.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга