ПО СЕВЕРУ 4000 верст по Русскому Северу В прошедшем августе в разных городах и весях Русского Севера – в Вологде, Мурманске, Петрозаводске, Петербурге, Новгороде, на Соловках – видели необычное зрелище: кортеж железных коней с православной символикой и священником во главе. Идея отправиться крестным ходом на мотоциклах по Северу у настоятеля Яковлевского храма (г.Ярославль) о.Георгия Лапшина появилась давно. У священника был старенький «Иж», на нем и хотел отправиться в путь. Но весной его подопечные байкеры, члены приходской общины, подарили батюшке «Хонду» – мощный мотоцикл. Вместе они и отправились. Крестный ход преодолел по Северу 4 тысячи километров, участники его останавливались во всех храмах, молились, прикладывались к святыням. Ход был приурочен к 1015-летию Ярославской епархии. ГТРК «Ярославль»/«Вера» Под сенью соликамского Николы Впервые на Пермской земле 24-27 августа проводилась межрегиональная выставка «Православная Русь». В ней приняли участие 97 организаций из 52 городов России и Украины, в том числе 30 храмов и монастырей. На выставке были представлены церковная утварь, продукция православных издательств, художественно-реставрационных мастерских, народных промыслов. Особенностью пермской выставки было то, что в ее рамках прошло множество конференций и семинаров, была большая концертная программа. Пока шла выставка, киностудия при Пермском Троице-Стефановом мужском монастыре проводила киносеансы православных фильмов. Каждый из посетителей мог приложиться к выставленной иконе Николая Чудотворца, которая более четырех столетий находилась в Соликамске. По легенде, икона была подарена Иваном Грозным. Интерфакс/«Вера» Пламя над Петербургом Август вот уже полтора десятилетия является месяцем, когда на Россию обрушивается одно бедствие за другим. Этот год не стал исключением. Пожар, объявший главный купол Троицкого собора в Петербурге 25 августа, обошелся, в отличие от других несчастий, без жертв. Но для горожан смотреть на последствия беды – очень больно. Купол, который прежде был синим, являет собой грязно-серое, местами черное пятно. С некоторых точек он просматривается за двадцать километров, поэтому взгляд человека в центральной части города натыкается на него постоянно. На полтораста метров взметнулось пламя над северной столицей в районе 17 часов 15 минут, когда в соборе шла вечерня. Служба не была остановлена и закончилась в 17.45. Священники и прихожане вышли на улицу и, увидев, как полыхает их храм, оцепенели, многие заплакали и бросились обратно в церковь выносить иконы и утварь. «Те, у кого были фотоаппараты (в соборе много лет ведется фотолетопись богослужений), так и не достали их из футляров, – рассказывает настоятель Троицкого храма отец Константин Пархоменко, – было слишком тяжело видеть происходящее». Плакали, молились и те христиане, что потянулись к церкви отовсюду, среди толп случайных зевак. Жар стоял такой, что почти невозможно было стоять на довольно большом расстоянии от церкви, на деревьях там свивались, жухли листья. Люди плакали, сотни тысячи человек молились о чуде, глядя на тонкие струйки воды из шлангов пожарных. Лишь через два часа подоспели вертолеты, но их возможности также были очень скромны. Но чудо все-таки произошло. Очевидцы, прихожане храма, рассказывают, что, когда спешили к церкви, небо над головой было совершенно чистым, а черную тучу над церковью они поначалу приняли за дым. Но это действительно была туча, откуда хлынул ливень, настоящий водопад. Но когда они возвращались домой, то обнаружили, что уже в трехстах метрах от храма было совершенно сухо. Наконец, милостью Божией, огонь прекратился. Четыре дня службы шли на улице, а на Успение, когда удалось осушить внутренние помещения, подвалы церкви, на которую только пожарными были вылиты сотни тонн воды, литургия вновь состоялась в стенах храма. Многие отмечают, что необычен был характер бедствия. Внутренняя часть собора была восстановлена на пожертвования прихожан. Многие годы здесь были склады, до войны большевики даже планировали открыть здесь крематорий. Для того чтобы привести храм в божеский вид, потребовались годы и бесчисленные рубли, принесенные сюда горожанами. Власти участия в реставрации почти не принимали. Выделенных ими средств хватило лишь на установку лесов вокруг куполов. Они – эти леса – и сгорели в первую очередь. Обгорела также обшивка главного купола. Одна из версий – кто-то из строителей бросил там непогашенную сигарету. Причт собора сомневается в этом, отмечая, что техника безопасности у реставраторов была на должном уровне. Сомнительна версия, что мастера сознательно подожгли купол, чтобы скрыть следы хищений. Их руководитель Сергей Блинов, когда узнал о пожаре, слег в больницу с сердечным приступом. Сейчас он находится в реанимации. Нет никаких оснований в чем-то его подозревать. Священство собора с печалью отмечает, что лишь теперь, спустя много лет, городские власти наконец-то всерьез займутся реставрацией Троице-Измайловского собора. Чиновники утверждают, что уже через год последствия пожара будут полностью ликвидированы. Потребовалась беда, чтобы привлечь их внимание к четвертой по значимости для городского ландшафта высотной точке Петербурга. Еще важнее переворот, произошедший в душах тысяч и тысяч петербуржцев, которым не спрятать глаз от вида сгоревшего купола. Они осознали, как хрупки их святыни. Г.ДОНАРОВ Часовня покаяния Осень – грустная и светлая пора. Вспоминается, как 15 лет назад И.Иванов, А.Саков и я (весь тогдашний состав редакции «Веры»), а также четверо других участников Православного молодежного движения при газете, поднялись на знаменитый Стефанов холм, что в селе Иб под Сыктывкаром, и обомлели: поля, холмы, дальний лес за рекой пылали всеми осенними красками. У Бога во всем царствует Красота, даже в увядании природы. А если где и возникает безобразие – то это уж дело рук человеческих... В тот светлый осенний день мы приехали в Иб ремонтировать старинную часовню свт. Стефана Пермского, воздвигнутую на холме в память посещения святителем этих мест. Этот исторический памятник накануне на деньги Министерства культуры РК реставрировал кооператив «Зарни ань» и бросил – со снятой местами обшивкой, с полуразрушенной крышей и вырванной дверью. И это в сезон дождей! Вернуться сюда реставраторы обещали только весной следующего года... Грустен был вид ободранной часовенки. Закатали мы рукава, полезли на крышу с рубероидом – хоть как-то укутать ее от наступающей зимы. Трудились два дня: дверь поставили, прокопали стоки, чтобы не мокли нижние венцы, окна заколотили. Не скажу, что после этого краше стала часовня, но до красоты ли было... Прошли годы. Часовня сейчас уже другая – к ней пристроен алтарь, теперь это церковь. Здесь нынче непрестанно возносится молитва. Сюда, в устроенную на холме Св.-Серафимовскую женскую обитель, постоянно приезжают паломники. А мне сейчас вспоминается иной паломник – из тех, далеких уже, годов. Местный мальчишка принес в поруганную часовню вырванный из школьного дневника листок со своими годовыми отметками. Я обнаружил эту бумажку на солее, когда осматривал гниющий от сырости пол. «Геометрия – два, литература – два, коми язык – два...» И я подумал тогда: вот, маленький человек со страдающей душой принес свое покаяние Богу. А ведь мы ничем не отличаемся от него. Эта наша попытка залатать дыры в старинной часовне – тоже покаяние. За тот развал, что совершается в стране. Покаяние – всему начало. Если углубиться в историю, то более 100 лет назад жители Иба поднимали эту часовню на холм не просто так. В памяти их – давний грех язычников-предков, которые не приняли Стефана, оттолкнув его лодью, когда тот хотел ступить на берег. Так что это место уже столетия хранит и грусть, и светлую покаянную радость. М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |