ПО СЕВЕРУ

Странствующая церковь


Во вторник, 12 сентября, православные из Каргополя и Ошевенска вновь отправились в удаленную Свято-Троицкую Макариевскую Хергозерскую пустынь. Повел их туда иерей Виктор Пантин, ученик известного петербургского священника отца Василия Ермакова, подвизающийся сейчас в Архангельской области. Находится пустынь почти на границе с Республикой Карелия и уже не первое столетие привлекает к себе православных христиан. Это тем удивительнее, что в пустыни, построенной в память о преподобном Макарии Унженском, Желтоводском чудотворце, нет ни святых мощей, ни чудотворных икон, к тому же обитель лежит среди болот и труднодоступна. Однако вплоть до богоборческих времен пустынь процветала. Туда ведут одиннадцать дорог и троп, проложенных широкой рекой паломников.

Ныне они обычно добираются от Каргополя до деревни Лекшмозеро на машинах, это около ста километров, а далее восемнадцать километров идут пешком, помолиться в сохранившемся Троицком храме. Самое многолюдное паломничество за многие годы состоялось этим летом, когда в Ошевенск приехали в православный лагерь ребята из Хакасии, Нижегородской области и Усть-Лабинского района Краснодарского края. Паломничество в Макариевскую пустынь стало, быть может, главным событием во время их пребывания на Каргопольской земле. Путь был трудным. В одном месте пришлось, например, более километра идти сквозь заросли травы, достигавшей взрослым паломникам до груди. Общими усилиями был сооружен в храме алтарь. Доски для этого пришлось нести издалека и даже плыть с ними, соорудив плот. Затем в Троицком храме началась литургия. В таких вот походах, говорит отец Виктор, реально начинаешь ощущать смысл слов, что Церковь Христова есть Церковь странствующая и воинствующая. Всего в этом году из Каргополя в пустынь состоялось четыре путешествия. Чем основательнее обновятся пути, ведущие туда, тем больше надежды, что обитель однажды возродится.


Православный Мурманск строится


В августе архиепископом Симоном была освящена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная на территории учебного центра Мурманского пограничного отряда. А в Первомайском округе областного центра выделена земля под новое здание епархиального управления. Прежнее, около Никольского кафедрального собора, где более 10 лет теснились владыка и священники, пришло в ветхость. Из ближайших строек – храм во имя небесного покровителя ВМФ России св. ап.Андрея Первозванного в г.Североморске. В настоящее время уже заложен фундамент. Проект исполнен в древнерусском стиле (на фото).

«Вера»

Храм из рассыпанных камней


Те, кто едет на Крайний Север, в Коми, иногда на пару часов останавливаются в Котласе – крупном железнодорожном узле. Православные, пользуясь случаем, идут поставить свечку в храм свт. Стефана Пермского, что стоит у вокзала. А недавно в этом городе появилось еще одна святыня – Поклонный крест на мемориальном кладбище «Макариха». Здесь похоронены тысячи страдальцев, умершие на Котласской пересылке по пути в северный гулаг, а также умершие от голода и расстрелянные заключенные Котласского сельхозтрудлага. За время его существования были расстреляны, умерли от голода и болезней тысячи людей.

Крест был освящен епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном 5 сентября во время поездки в этот отдаленный уголок епархии. Его сопровождали архангельские журналисты. Одна из них, Мария Засецкая, рассказала нам:

«Главным поводом архипастырского визита было честование настоятеля котласского прихода митрофорного протоиерея Николая Карпеца, у которого двойной юбилей: 55-летие со дня рождения и 30-летие рукоположения в сан. Он – старейший священник по рукоположению в Архангельской епархии, имеет множество церковных наград. Что мне понравилось: общаться с ним легко, такой «свой котласский», сердечный батюшка. В районе его любят, часто приглашают в школы и больницы. В Котлас он попал промыслительно. Когда-то, очень давно, приехал сюда из Украины, чтобы навестить родственников, и случайно попал на встречу с тогдашним владыкой Никоном. Тот надоумил его поступать в Московскую семинарию. Закончив ее, о.Николай служил в Мурманске, в Архангельске, а в 83-м году волею судьбы попал туда, откуда все и начиналось – в Котлас. Он сразу обратился к властям с просьбой вернуть верующим Владимирский храм, поскольку Стефановский очень маленький. Власти несколько лет тянули, а когда согласились, храм в одночасье рассыпался на кирпичи. В советское время там был склад соли, она и разъела цементную кладку. Пришлось строить все с нуля... Теперь-то рядом со Стефановской стоит красивая церковь Владимирской иконы Божией Матери (на фото), и прихожан много, в том числе молодежи. Уже десять лет работает воскресная школа, два ее выпускника поступили в духовные семинарии».

Восстанавливать пришлось не только рассыпавшийся храм, но и веру в людях. Примечательно, что желание поставить Поклонный крест в городе возникло не «сверху», а так решил народ. Местные ветераны Великой Отечественной на другом, городском, кладбище собираются построить и часовню.

М.ВЫГИН

Молитвенная память о подвиге Сусанина

10 сентября в селе Домнино Сусанинского района Костромской области прошли мероприятия, посвященные дню памяти Ивана Сусанина. В этом селе – вотчине матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы, где совершил свой подвиг Сусанин, – действует женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев. Ровно год назад здесь состоялось малое освящение отреставрированного храма. Ныне празднование памяти героя проводилось при участии не только архиепископа Александра, но и первых светских лиц – губернатора и председателя Костромской областной Думы. Среди участников было много школьников.

После литургии в монастырском Успенском храме состоялось освящение места под строительство нового сестринского корпуса. Затем была заупокойная лития в часовне на месте бывшей деревни Деревеньки, родины Ивана Сусанина. Первые лица области посетили поблизости и древнюю Макарьево-Писемскую обитель (основана в XIV веке), ее настоятельнице по случаю 85-летия со дня рождения и за труды был вручен орден Костромской области «Труд. Доблесть. Честь». Свое приветствие Сусанинской земле в связи с отмечаемыми памятными событиями прислал Святейший Патриарх Алексий II.

Пресс-служба Костромской епархии

ВЕСТИ:

«Просто неприлично»

Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет выступил против замены утвержденного несколько лет назад дизайна областного флага на другой, почти полностью зеленого цвета и без изображения Спасителя. «Просто неприлично отказываться от того, что является частицей нашей истории», – подчеркнул архиерей, добавив, что иначе «нам завтра оденут другие костюмы», внушат иные нормы межчеловеческих отношений.

Он также поставил под сомнение идею о том, будто для атеистов неприемлем флаг с изображением Спаса. «Я знаю многих нерелигиозных людей, которые с уважением относятся к христианской символике», – подчеркнул архиепископ. По его благословению неделю назад в городе прошел автопробег, посвященный защите губернского флага, в котором приняли участие 30 человек – многие с детьми, вплоть до грудных, примерно на 20 автомобилях.

Инициаторами смены флага выступили не местные власти, а геральдический совет при Президенте России. Совет отказался утвердить флаг с образом Спасителя, предложив предоставить новый его мультикультурный вариант.

«Черный список»

Совет имамов Махачкалы обнародовал список артистов, чьи гастроли в Дагестан, с точки зрения местного мусульманского духовенства, были бы нежелательны. К их числу отнесены Борис Моисеев, Сергей Пенкин, Шура, Верка Сердючка, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Сергей Зверев, Жанна Фриске, «ВИА Гра» «Рефлекс», «Т.А.Т.У.», «Блестящие», «Коррозия металла», «Фабрика», «Новые русские бабки», «Ленинград», «Миннет», «Звери», «Гости из будущего», «Агата Кристи», Диана Арбенина и «Ночные снайперы».

Отмечая, что дагестанцы устали от «безвкусных шоу, пустых юморин и бесполых существ, наводнивших российскую эстраду», имамы просят артистов и исполнителей, «педалирующих в своем творчестве «голубую» тему, разврат и низкопробное потребительство», серьезно подумать перед тем, как включать в свой гастрольный график Махачкалу.

40 лет «Андрею Рублеву»

Академик Савва Ямщиков, знаменитый реставратор икон, искусствовед, поделился воспоминаниями о том как актер Анатолий Солоницын готовился к съемкам в фильме «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Перед началом работы над картиной актер, оказывается, три месяца провел в молчании. «Общаясь с Солоницыным, я сразу же почувствовал, что это человек той тончайшей, очень ранимой натуры, которому только и дано осилить неподъемный груз роли Рублева», – рассказал накануне 40-летия картины Ямщиков, который был консультантом на съемках фильма. По его словам, съемки начинались с финальной новеллы «Колокол», в которой Андрей Рублев должен был заговорить после многолетнего обета молчания. «Мне показалось это чересчур суровым испытанием для актера. Но Тарковский был неумолим: «Представляешь, какой у него будет голос после трех месяцев немоты!» На все это время главным собеседником жестикулирующего Солоницына стал я. Тактичный, внимательный, он часами готов был ходить со мной по музеям, вникать в тонкости иконописи Древней Руси», – говорит Ямщиков.

По материалам российских СМИ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга