НАУКА И ХРИСТИАНСТВО «И МУЗЫКА НАС НЕ ПОКИНЕТ» О глубинном влиянии музыки на человека известно от времен древних. В наше время на эту тему написано немало. А вот с человеком, который факт подсознательного влияния музыкальных произведений на самочувствие человека стал изучать лабораторно-практическими методами, мне пришлось встретиться впервые. Владимира Антоновича Синкевича мне представили как «архивокопателя по блаженной Ксении», пригласили в «народный музей блаженной Ксении», который трудами Владимира Антоновича вот уже три года открыт на Петроградской стороне. В музее я узнала, что храмом, в котором блаженная венчалась со своим супругом, где она официально числилась как прихожанка, где ее отпевали, был уничтоженный в советское время храм св. ап. Матфия. Создатель «народного музея блаж.Ксении» позволил мне ознакомиться с текстом своей обширной работы об уничтоженном Матфиевском храме. И прежде чем рассказывать о занятиях Владимира Антоновича по оздоровлению человека, приведу (в сокращении) отрывок из его работы о блж.Ксении. Думаю, он небезынтересен будет читателям газеты, почитающим петербуржскую блаженную. Сердце Петербурга «…Прогуливаясь по Большой Пушкарской улице, что на Петроградской стороне Санкт-Петербурга, мы так или иначе придем к Матвеевскому садику, расположенному на углу улиц Большой Пушкарской и Ленина (прежде Матвеевской). В центре садика мы увидим насыпь вроде горки, где зимой дети катаются на санках. Совсем недавно рядом с этой горкой, в 2002 году, был установлен информационный щит, напоминающий приходящим сюда о том, что некогда здесь находился Покровский храм с приделом апостола Матфия. За 70 лет после революции Россия утратила около семидесяти тысяч церквей. Это огромная цифра. Если переложить ее на дни, то получится, что за годы советской власти в России ежедневно умирало около трех храмов. И если писать о каждом из них, понадобится немало и времени, и труда. Однако есть среди них такие, история которых представляется наиболее значимыми. Один из таких – Покровско-Матфиевский, что в Матвеевском садике. История его восходит ко времени основания Санкт-Петербурга. Итак... 1 мая 1703 г. русские войска заняли Ниеншанц; устье Невы было возвращено России. 16 мая в день Святой Троицы в устье Невы на Заячьем острове была основана крепость Санкт-Питер-бурх. 29 июня в крепости была заложена деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. В 1712 г. Петр I рядом с деревянной церковью положил основание каменному собору, а первоначальную церковь в 1719 г. разобрали и перенесли с Заячьего острова на Березовый (ныне – Петроградский остров), где квартировал в то время Белозерский пехотный полк. Престол именно этой первой городской церкви был освящен в 1720 г. в честь святого апостола Матфия. В этой церкви Петр I совершал благодарственные молебны за победу над шведами. Храм св. ап. Матфия был первым в городе, который начал свою жизнь как храм воинской славы.
Местность, на которую перенесли маленькую и холодную деревянную церковь, была тогда пустынной. Близ нее находились только так называемые ростовские торговые ряды, в которых торговали своими произведениями ростовчане; прочие же прихожане – чиновники коллегии иностранных дел, оружейники, торговцы Сытного рынка (ранее Обжорного), солдаты Белозерского полка – жили почти на границах Матфиевского прихода. Близ храма при императрице Анне Иоанновне были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки, и церковь надолго стала полковой. В 1735 г. с Сытного рынка на Васильевский остров была перенесена биржа, а главный рынок перебрался на Адмиралтейскую сторону, и здесь остались одни деревянные лавки, в которых торговали пирожники, хлебники, маркитанты, здесь же продавалась разная мелочь, как на нынешних толкучках. В эту пору и жила здесь блаженная Ксения Петербургская. В архивах найдены документы, свидетельствующие о том, что в Матфиевской церкви она была повенчана, а потом и отпета...» Вот такая предыстория. По промыслу Божьему, блаженная Ксения выросла у стен фактически самого первого петербургского храма, жила в «сердце» города на Неве. Создатель «народного музея блаженной Ксении» Владимир Анатольевич Синкевич составил топографическую карту мест, связанных с памятью великой молитвенницы. В нее входит не только приход Матфиевской церкви и Смоленка (Смоленское кладбище), но и адреса тех домов, рынков, присутственных мест, в которых, согласно житию, бывала блаженная. В народном музее собрана обширнейшая иконография по блж.Ксении (копии около сотни изображений в различной технике) и св. ап. Матфию. Открыты два интернет-сайта, на которых размещены эти изображения и тексты. И, как оказалось, здесь не только слово и икона славят блаженную... Музыка строит храм Пока я рассматривала изображения блж.Ксении, вывешенные на стенах музея, Владимир Анатольевич сказал: «Можно я вас немножко полечу?» И зазвучала ангельская музыка – церковные песнопения знаменного распева. – А в чем состоит лечение? – Объяснять долго. Я дам вам свою брошюрку, потом ознакомитесь. А еще дам наши диски, которые желательно ежедневно прослушивать от 30 минут до часа. – Что это за диски? – Песнопения, исполняемые различными хорами, преимущественно знаменного распева, с наложением лечебного фликкер-шума. – Лечебного шума?! – Это такие звуковые колебания, которые нормализуют биологические ритмы человека. – То есть человеческий слух этот шум не улавливает, он действует как бы на весь организм сразу? – Если не вдаваться в специальные научные объяснения, то – да. И хозяин музея стал мне рассказывать о вещах, о которых я прежде не догадывалась. – А почему этот фликкер-шум наложен именно на знаменный распев? – спросила я его. – Потому что научно установлено, что именно древнерусские распевы (прежде всего знаменный) своим музыкальным периодом (каждое произведение делится на периоды или фразы, или попевки, неразрывно связанные с человеческим дыханием) полнее всего отражают естественную биологическую ритмику как головного мозга, так и всего тела в целом. Такой ритм длится 8-10-14 секунд. Другими словами, знаменный распев с точки зрения музыкального периода – это психофизиологическая норма организма. – А у партесного пения музыкальный период другой? – Да, как и у «классического пения» вообще, а также у классической музыки – 3-5-7 секунд. – А эстрадная музыка? – Есть такие ученые – хронобиологи. Они давно уже доказали, что эстрадная музыка, особенно рок-музыка, производит убийственное воздействие на организм. Здесь наблюдается сокращение музыкального периода до долей секунд, до 1-2 секунд, что разрушает биологические ритмы организма, в результате расстраивает работу многих органов. – То есть существует психофизиологическая норма организма, – начинаю я понимать, – которая выражается в ритмической работе всех органов, синхронности? – Именно так. Потому для организма человека естественно требовать здоровую звуковую среду, которая обеспечивает здоровье. Среду, которая соприродна «общему звучанию» человека. Потому нам так комфортно на природе, что акустический шумовой спектр там благодатный – журчание ручейка, шум дождя, шелест листьев, пение птиц, стрекот цикад или кузнечиков. А в городе нас подстерегают патогенные подпороговые шумы, на каждом шагу нас встречает звуковой террор. Нам навязывают звуковую патологию, ведущую к духовной и физической деградации. Потому мы на наших дисках с флеккер-шумом используем не только знаменные распевы, но и записи природных звуков – пение птиц, шум воды, урчание кошки. – Вы все время говорите: «наши диски». Кто это «мы»? – Инвалидная организация «Немощь», общественная психоакустическая лаборатория «Русский звук» и община храма ап. Матфия. – А как ваши научные изыскания связаны с храмом? – Главным делом остается восстановление храма. Слава Богу, место, на котором он стоял, не застроено. И в сквере, под которым находится фундамент храма, мы еженедельно вот уже несколько лет читаем акафист, приходят батюшки, служат молебны. Община растет. А средства от распространения дисков мы использовали на археологические работы, которые были произведены два года назад, и на другие храмовые нужды. Так что, как видите, музыка состоит на службе у святой Ксении. Весь мир – храм Дома я внимательно изучила брошюру кандидата физико-математических наук В.А.Синкевича. Из нее узнала, что его открытие запатентовано, прошло экспертизы в НИИ физиологии им.А.А.Ухтомского, на кафедре общей терапии Военно-медицинской академии, в Институте эволюционной физиологии и биохимии. Рекомендовано пациентам с нарушениями сердечно-сосудистой и нервной деятельности, с нарушениями сна, с психоэмоциональными нарушениями. В брошюре описаны эксперименты, которые установили благотворное лечебное воздействие прослушивания дисков с фликкер-шумом. Так, в Институте им.А.А.Ухтомского были обследованы 67 студентов, находящихся в стрессовой ситуации. Анализ результатов показал, что после 26 минут пребывания в условиях объемно-акустического воздействия каноническими русскими песнопениями с фликкер-шумом на 50 процентов снижался коэффициент межполушарной функциональной ассиметрии, произошло урежение пульса, уменьшилось число перебоев сердца невротического характера, проявились другие благотворные изменения (не буду их перечислять из-за сложной терминологии). Проще говоря, приборы показали, что люди, прослушавшие «диски Синкевича», освободились от стресса, переутомления, подавленности, тревожности – просто успокоились. Гуманитарию не так-то просто разобраться в данных точных наук, но все-таки, читая брошюру Синкевича, я для себя выяснила, что каждому типу ритмической активности мозга соответствует свое, строго определенное психофизиологическое состояние. Например, 2-4 секунды – тревожное эмоциональное напряжение; 5-10 секунд – спокойное бодрствование человека; 30-40 секунд – ритм вхождения в дремотное состояние. Также все процессы жизнедеятельности организма – например кровообращения или расщепления пищи – можно измерить как звуковые колебания. Ученые уже умеют рассчитывать биохимию звука. И Синкевич смог составить звуковой «шум», который производит синхронизацию биохимических реакций, восстанавливает обмен ферментов и основные биохимические функции организма. Кому-то из верующих такие рассуждения могут показаться слишком материалистическими. От одного человека, которому я рассказывала об опытах Синкевича, услышала: «Молиться надо побольше да в храм ходить почаще, вот все и нормализуется». Конечно, этот человек прав. Но вместе с этим надо признать, что весь мир Божий – это храм, и все сотворено Творцом, и законы жизнедеятельности организма вложены Им. А значит, наш долг – не разрушать эти законы, а восстанавливать. И не только в храме на богослужении и просто на молитве, но и через богодарованные человеческие открытия в области медицины. В брошюре Синкевича я нашла и богословское обоснование такого взгляда. Есть там такая главка – «Шум. Христианская онтология шума и психофизиология шума». А потом, когда прослушивала диски, вспомнила поэтические строчки: «Скорбящий дух врачует песнопенье». Мир и покой действительно вошли в душу при этом прослушивании. Сначала я думала, что причина такого воздействия в самих песнопениях – дивного по красоте богослужения Святогорской лавры. Потом я стала прослушивать другой диск, на котором записаны природные звуки – шум дождя, раскаты грома – с наложением фликкер-шума, как и в первом случае. И эффект был тот же. Кроме того, появились телесная легкость и бодрость, желание «горы перевернуть». Потом слушала органную музыку Баха, потом урчание кота. Признаюсь, что на все эти эксперименты я согласилась потому, что у меня начались серьезные проблемы с сердцем после перенесенного гриппа, а постоянно пить лекарства не хотелось. Не сочтите за рекламу, но я хочу сказать спасибо Владимиру Антоновичу Синкевичу, что он мне помог и помогает (сам того не зная, так как вот уже год, как мы с ним не виделись). Помочь друг другу Эту статью я написала еще и в надежде, что, может быть, ее прочтет кто-то, кто захочет помочь Владимиру Антоновичу. Кроме лечебных дисков, он изобрел еще и немало приборов, которые служат оздоровлению человека, – акустический лазер для местного и общего обезболивания с фликкер-шумом, оздоравливающие очки, особый защитный экран для телевизора и компьютера (все они тоже имеют положительные заключения экспертов). Вечная русская беда состоит в том, что таких самородков, как Синкевич, у нас не очень-то любят, не спешат с их признанием и помощью им. Ютится лаборатория «Русский звук» в небольшой квартирке на Петроградской стороне, всю аппаратуру В.А.Синкевич приобретает на свои средства. Диски распространяет в основном через друзей и знакомых. Можно было бы большую статью о самом изобретателе написать. Но он просил этого не делать. Упомяну только то, что у него две кандидатские степени: кроме естественно-научной, еще степень кандидата философских наук. Несколько лет он был прикован к постели, тогда и родилась его блестящая идея о звуковом воздействии на человека. Помогать он старается прежде всего инвалидам, людям неимущим. В общем, вечный на Руси тип чудака-бессребреника. И внешне он такой – не вписывающийся в этот «продвинутый мир» с его законами маркетинга, пиара для раскрутки продукции и прочим. Удивительно, но многие из тех, кто заинтересовался его лечебной технологией, пришли потом в церковь. Ведь волей-неволей, слушая церковные песнопения, вникаешь в великий смысл христианских словословий. Если вы захотите познакомиться с исследованиями Владимира Антоновича, а может быть, и помочь ему, позвоните в лабораторию «Русский звук» (812) 237-04-36 (с 15 до 18 ч.) или напишите на электронный адрес: vsa48@mail.ru Людмила ИЛЬЮНИНА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |