ПОЧТА В ПОИСКАХ КЛАДА Здравствуйте, дорогие авторы и читатели газеты «Вера»! Меня очень тронули рассказы простых людей о том, как они пришли к вере, захотелось поделиться и своим опытом. Наше поколение, сегодняшних сорокалетних, выросло в советской стране. В школах на уроках истории если и вспоминали религию, то как мракобесие. Бога и Его святых «замещали» Ленин, Гагарин, челюскинцы и пионеры-герои. Мне повезло больше, чем многим из моих сверстников: у меня были две верующих бабушки. Одна из них – мамина мама – умерла, когда мне было всего четыре года, но в памяти все же остались пасхальные куличи, разноцветные яички, их мы на Пасху катали наперегонки по наклонному полу. А другая – бабушка Полина – была просто нашей знакомой. Помню, мама меня, как Красную Шапочку, посылала из поселка в деревню отнести этой старушке пирожков в лукошке. Она и научила меня крестному знамению. Я левша, все норовила левой рукой перекреститься. Бабушка Поля просила положить левую ладонь на табуретку и чем-то чувствительно, но не больно стукала по пальцам, приговаривая: «Правой крестись, правой!» Именно бабушка Поля привела меня в церковь на службу. Сердце мое, помню, прыгало от радости, и мне хотелось смеяться и веселиться! Но бабушка Поля одергивала меня строго и даже вывела меня вон, говоря, что Бог меня накажет за смех. Вернувшись обратно в храм, я очень старалась не смеяться, но подлый смех так и вырывался наружу. После службы бабушка подвела меня к священнику, чтобы он меня вразумил. А батюшка был добрый, и ему совсем не хотелось сердиться на неразумное дитя. Он, конечно, поговорил со мной, а потом повел куда-то, где было очень красиво, и стал угощать пряниками. Видимо, это было какое-то подсобное помещение в церкви. Я стеснялась брать угощение, да и бабушка так строго на меня посматривала. Кстати, после этого случая я никогда уже в храме не веселилась. Однажды, начитавшись про Тома Сойера, мы с друзьями решили искать клад. Ходили слухи, что в храмах – в стенах, под полом – есть клады. Почти в каждой деревне стояли полуразвалившиеся церкви. Мы знали два таких храма. И вот мы забрались в один из них – и нас вдруг охватило какое-то незнакомое чувство... Мы тихо ходили, боясь создать шум, всматривались в исчезающие, потрескавшиеся настенные росписи... И мечтали увидеть эти храмы возрожденными. С тех пор прошло 25 лет. Кладов мы тогда не обнаружили, но чувство благоговения осталось – не оно ли и было тем кладом, который мы искали?.. И наши неясные детские мечты сбылись – нынче все эти уцелевшие подмосковные храмы восстанавливаются силами верующих. Помню случай из юности. Мы с подругой как-то зашли в храм, что стоял напротив школы. Служба закончилась, никого не было, лишь священник молился в алтаре. Нам, наверное, очень хотелось иметь иконочки, потому-то мы тайно и взяли их. Мы вышли из храма, но далеко не ушли – стало совестно. Вернулись мы в храм, но батюшка уже вышел из алтаря, и еще одна женщина прибиралась. Мы с подружкой очень мучились, наконец нам удалось положить иконочки на место. Домой мы бежали радостные, но еще не раз вспоминали с ней, как нехорошо поступили. Евангелие я впервые прочла в 80-х годах в «Литературной учебе», где его печатали по частям – в продаже, конечно, не было... А воцерковляться начала в 90-х, когда у нас в Арбаже открылся храм. Но без того, что произошло со мной в детстве, навряд ли состоялось бы воцерковление. Именно верующие бабушки крестили нас, маленьких деток, иногда втайне от родителей – комсомольцев и коммунистов, тайно приводили в церковь, учили креститься. Сейчас я понимаю, что, сделав революцию и отказавшись от Бога, от православия, власти лишили нас огромной радости! Они лишили нас Пасхи и Рождества Христова, летнего торжества Троицы, лишили сопричастности к жизни Церкви. Мы в школе изучали крестовые походы католиков, но никогда не приходилось слышать о крестных ходах на Руси. Но мне хотелось бы сказать доброе слово об учителях, тем более что скоро их профессиональный праздник. Им удавалось привить нам и любовь к Отечеству, к русской словесности и глубокое уважение к нашей истории, культуре и народу. Лишь спустя годы я смогла оценить вклад простого учителя, русского интеллигента, в сотворение, если можно так сказать, духовного поля ребенка. Личный пример, образ жизни учителя образовывали нас больше, чем школьная программа. Я помню, как наши учителя сострадали детям из неблагополучных семей, они даже помогали лично, были к ним снисходительны и обращали наше внимание на то, что этим детям живется хуже, чем нам, благополучным. Слово «Бог» не было произнесено на уроках ни разу, но какими одухотворенными были эти уроки, даже уроки математики! Низкий поклон всем нашим учителям семидесятых, ныне живущим и уже почившим. Помню еще, как отмечали у нас в поселке 9 Мая. Мы, пионеры, стояли в карауле у памятника солдатам, а колокола храма звенели на всю округу, и сердце переполнялось гордостью за нашу Родину, а колокольный звон будто просветлял, озарял наши души. Радостно сейчас видеть множество одухотворенных лиц на Пасху, а перед экзаменами – толпы выпускников, просящих благословения у батюшки. И хотя из 4000 населения нашего поселка лишь человек пятьдесят постоянно ходят в храм, все же верится, что нас станет больше. Наш поселок считается неперспективным – таких тысячи в России. Закрываются многие организации, в оставшихся происходят сокращения, молодежи хочется в городе жить, устроиться получше. Но рядом со школой, на своем историческом месте, строится новый храм, и надо успеть привести в храм детей. Пусть и у них, как у меня, останется в сердце на всю жизнь хоть искорка веры, которая потом разгорится в огонь. Галина ШИШКИНА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |