ПО СЕВЕРУ КРЕСТ В ЛЕСУ В конце нынешней зимы дремучий лес на берегах кондопожской речки Суна стал свидетелем необычного шествия. За снегоходом «Буран», который проделывал в снежной целине дорожку, шли люди с хоругвями, иконами и несли трехметровый крест. Ступив на лед реки и переправившись на остров, они установили крест на месте древней обители, от которой остались только фундаменты... Интересно, что о существовании этого монастыря несколько раз напрочь забывали, а потом вспоминали. В 1898 году в Олонецкой губернской газете появилась статья «Забытый храм», а через два года в «Олонецких епархиальных ведомостях» появилось историческое исследование. История оказалась многосюжетной и весьма типичной для Русского Севера XVII века. В карельской деревне Андреев Наволок жил обыкновенный крестьянин Карп Васильев (1608-1690 гг.) – занимался хозяйством, женился, воспитывал ребенка. Но вдруг что-то произошло, и по согласию с женой он ушел Юрьегорский монастырь, что под Каргополем, где постригся под именем Кирилл. После послушаний в Кожеозерском, Александро-Свирском и Соловецком монастырях он вернулся в родные места и в тайге на реке Суне, на пустынном острове Видан, основал Троицкую пустынь. Будучи «крепок телом, силен и мощен», одолеваемый греховными помыслами, Кирилл томил плоть, подставляя обнаженное тело укусам комаров и избивая себя еловыми ветками до крови. В 1657 году к отшельнику-аскету присоединился человек, сделавший Сунорецкую пустынь известной всей России – инок Епифаний. Епифаний также происходил из крестьян, долгие годы он подвизался в Соловецком монастыре. В эти же годы на Соловках отбывал ссылку некто «жидовин грек» Арсений, который исповедовался тому же духовному отцу, что и Епифаний. В разное время этот Арсений трижды отрекался от православия. Учась в иезуитском колледже в Италии, он принял католичество, но, попав в Константинополь, вернулся в православие и стал монахом, потом вскоре перешел в мусульманство, после чего, оказавшись в Молдавии, вновь стал православным, а попав в Польшу – перешел в униатство. Из Польши Арсений Грек перебрался в Киев, а оттуда в Москву под видом учителя риторики, где был разоблачен и сослан в Соловки для «исправления веры». Когда летом 1652 года Соловецкий монастырь посетил митрополит Никон, он пришел в восторг от учености Арсения и взял его с собой в Москву. В том же году Никон стал Патриархом и начал церковную реформу, а главным «справщиком» богослужебных книг назначил Арсения Грека. Соловецкие монахи, хорошо знавшие и Никона, и Арсения, встретили эти перемены как катастрофу: «Тогда... начаша тужити и плакати горько и глаголати сице: «Братия, братия! Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова, якоже и в прочих землях, в земле Русской – двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Так началась страшная трагедия России – церковный раскол. Восемь лет (1668-1676) Соловецкий монастырь выдерживал осаду царских войск, не принимая реформ. После чего инок Епифаний «взем книги и иная нужная и потребная пустынная... и изыдох от святого монастыря в дальнюю пустыню на Суну-реку, на Виданьский остров». И потянулись для двоих иноков годы отшельнической жизни в таежной глуши. Насколько пустынным был край, рассказывает случай с одним крестьянином. Однажды, отправившись на охоту, он не обнаружил ни зверя, ни птицы и взмолился Богу, чтобы послал ему «животну», а он за это обетный крест поставит. И тут из чащи вышел огромный домашний баран. Позже, придя к отшельникам Кириллу и Епифанию, чтобы заказать крест, он удивлялся, откуда могло появиться домашнее животное: «Бе бо лесу на все страны по сту верст есть, и больше, то туто живут все звери и птицы, а жилищ человеческих ни деревень ни слуху нет». В 1666 году в Москве начался Церковный Собор, на котором осудили противников никоновских реформ. Епифаний был уже там, – покинув о.Видан, он приехал в первопрестольную и на площади перед Успенским собором в Кремле вручил в руки царю свою «книжицу» с доводами против реформ. Царь спешил на молебен и был разгневан, приказал бросить инока в темницу. «Градский» (светский) суд отправил его вместе с протопопом Аввакумом и попом Лазарем в ссылку в Пустозерск, где их держали в яме. Аввакум сообщал об этом на волю: «И старец Соловецкия пустыни Епифаний, наг, в земли сидит: два языка у него никонияна вырезали за исповедание веры, да и руку отсекли, а и паки ему третий язык Бог дал». Именно в это время появляется на свет знаменитое «Житие протопопа Аввакума», художественной силе обязанное редакторской правке инока Епифания, о чем и сказано в его начале: «Аввакум протопоп понужден бысть житие свое написати иноком Епифаном...» В 1682 году иноки были казнены в огненном срубе. Тем временем инок Кирилл продолжал подвизаться на Видане, построил небольшой монастырь, где постриглись его родители, жена, дочь и внук. Многие годы в нем укрывались гонимые староверы. В 1682 году Кирилл был вынужден бежать на Выг, став «первым выгорецким пустынножителем», – за несколько лет до открытия знаменитой Выгорецкой пустыни. А Сунорецкий Троицкий монастырь существовал еще долго, пока не был закрыт указом Екатерины II. Осенью 2006 года на месте обители впервые за последние десятилетия побывала группа паломников во главе с настоятелем домовой Троицкой церкви при санатории «Кивач» в селе Кончезеро о.Сергием Теплоуховым. Было решено поставить там Поклонный крест. И вот в феврале это осуществилось. Отец Сергий совершил на острове водосвятный молебен, освятил крест – лесную Голгофу. Примечательно, что крестный ход двигался на остров сквозь густой снегопад, едва пробиваясь через непогоду. А обратно шли при ясной погоде. Вокруг было светло, тихо и умиротворенно – после покаяния и молитвы за Русь. М.ВЫГИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |