КОЛОКОЛЬЧИК ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ Этот номер нашей газеты, ребята, вышел в канун праздника Покрова Божьей Матери. Немало храмов выстроили православные в честь своей Заступницы. Может быть, и в вашем городе или селе есть Покровская церковь. А самым первым Покровским храмом на Руси стал знаменитый ныне на весь мир храм Покрова на Нерли. Нерль – это тихая речушка близ города Владимира. Белой лебедью глядится церковь в зеркало вод, и не верится, что этой красоте уже больше восьми веков. В 1164 году князь Андрей Боголюбский с войском отправился в опасный и трудный поход в Волжскую Булгарию. Нелёгкая была битва. Но недаром перед походом увидел во сне князь Богородицу, простиравшую над ним покров. Русские воины победили. Однако печально было лицо князя-победителя, ехавшего домой. Он потерял в бою любимого сына – юного Изяслава. И вот в благодарность Господу за победу и в светлую память о сыне князь задумал воздвигнуть храм. И пусть красота этой церкви ничьё сердце не оставит холодным и все будут славить Заступницу Небесную. Храм был построен всего за год. Он невелик: ширина его всего 10 метров, а высота вместе с крестом на куполе – около 30 метров. Но древние зодчие придумали, как сделать так, чтоб храм казался высоким, лёгким, стройным. Были у них свои секреты. Например, стены храма наверху чуть-чуть наклонены вовнутрь. От этого они кажутся выше, чем есть на самом деле. Узкие высокие окна, высокий же барабан церкви, нарядный «пояс» из белокаменных резных украшений – всё это были находки строителей храма. А ещё помогла «приподнять» храм сама природа. Место, где он стоит (на слиянии рек Нерли и Клязьмы), – заливное, весной храм бы стоял «по колено» в воде. Тогда мастера сколотили толстые стены, внутри стен и снаружи насыпали земли – получился холм четырёхметровой высоты. На нём-то и воздвигли храм. Между прочим, до XIX века церковь выглядела немного иначе. Силуэт её был строже, потому что купол, по древней зодческой традиции, напоминал шлем. А в 1803 году «шлем» сняли и поставили «луковку». Наверное, она больше подходит храму, посвящённому Богородице, а округлые её линии напоминают венцы русских царевен. Удивительно, но однажды церковь на Нерли едва не разрушили! В конце XVIII века один чересчур «хозяйственный» монастырский деятель хотел разобрать храм, чтобы из его камней выстроить колокольню, уже и мастеров нашёл. Храм спасло лишь то, что мастера запросили за работу слишком дорого. * * * Храм Покрова на Нерли знаменит не только своей красотой. Он был не случайно поставлен в центре русских земель, которые были раздроблены, а их правители даже воевали друг с другом. Со времён Андрея Боголюбского стали звучать в этом храме молитвы о единстве Русской земли и о примирении враждующих князей. Разве не чудо, ребята? На дворе – век «умных машин» и «новых технологий», а храм возле села Боголюбово под городом Владимиром всё так же пленяет взор красотой и гармонией. ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?Дорогие друзья, 2007 год объявлен в России «годом русского языка». Это сделано для того, чтобы наши соотечественники задумались о том, что родной наш язык, как ни печально, испытывает сегодня не лучшие времена. Он обеднел и, если можно так выразиться, усох. Учёные-языковеды давно обеспокоены тем, что в русском языке не рождаются новые слова, зато слова-иностранцы заняли прочные позиции... Итак, давайте, друзья, и мы поговорим сегодня о «великом, могучем» – о родном языке. Представьте себе, ребята, такую сценку. Учитель – назовём его Иваном Ивановичем – сегодня страшно не в духе. Его ученики совсем отбились от рук: учёба хромает на обе ноги, дисциплина – тоже. И вот после очередной проделки мальчишек Иван Иванович вышел из себя и закричал: «Прекратить безобразие! Какое хамство! Перестать беситься! Иванов, Петров, Сидоров, что у вас в тетрадках за катавасия!» Оставим теперь бедного Ивана Иваныча (пускай ему удастся-таки «укротить» своих учеников) и прочитаем ещё раз его короткую гневную речь. Вам, ребята, конечно, знакомы слова «безобразие», «хамить», «беситься», «катавасия». А знаете ли вы, что они пришли в наш разговорный язык из области духовной и имеют поэтому глубокий смысл? Вот возьмём слово «безобразие». Бог сотворил человека «по образу Своему», как сказано в Библии. Когда мы совершаем какие-то грехи, образ Божий в нас как бы размывается, затемняется, мы не видим этого образа, живём без-образно, плохо. Антонимом слова «безобразно» является ныне подзабытое слово «благообразно», то есть «по благому (Божьему) образу». Кстати, и слово «образование» имеет то же происхождение, тот же корень – «образ». Теперь скажем о слове «хамство». Увы, его нам приходится слышать нередко, и означает оно грубое, непочтительное обращение. А родилось это слово из ветхозаветной истории о Хаме. Отцом Хама был Ной – тот самый Ной, строитель Ковчега, на котором люди и звери спаслись во время Великого потопа. Когда Ной после долгого плавания вышел из Ковчега, он принялся возделывать землю и насадил виноградник. Из виноградного сока Ной сделал вино и попробовал его. Но он ещё не знал силы вина и, конечно, опьянел и уснул. Хам увидел отца спящим в раздетом виде и стал смеяться над ним, и братьям Симу и Иафету рассказал, чтобы и они посмеялись. Вместо этого братья подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготы, и укрыли его. А Ной, проснувшись, узнал о поступке младшего сына, Хама, и проклял его. Ну, со словом «беситься», пожалуй, всё понятно без объяснений. Беситься – значит уподобляться духам злобы, бесам: кривляться, злиться. Между прочим, слова «взбешён» и «бешеный» произошли также от единого корня «бес». А слово «катавасия» означает путаницу, неразбериху. Пришло оно в нашу речь из церковного обихода. Слово это греческого происхождения. Во время церковной службы в прежние времена монахи пели поочерёдно двумя хорами – правым и левым. И вот, в пении был момент, когда обоим хорам надо было сходиться на середине храма и петь вместе, в унисон «катавасию» (так называлась часть канона – особого песнопения). Легко догадаться, что из этого получалось. Дыхание у певчих из-за хождения сбивалось, голоса не совпадали: кто-то поёт одно, а другой – уже совсем другое. Словом, катавасия да и только. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |