ПОЧТА

РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ

Уважаемые сотрудники газеты «Вера»! Добрый день! В последнем (550-м) номере я прочитал письмо Татьяны из Перми. Спешу дать на него ответ, так как на верующих оно уже навело смущение.

Мир вам и Божие благословление, раба Божия Татиана! Я внимательно прочитал ваше письмо и серьёзно изучил наставление епископа Егорьевского Марка. Пришёл к выводу, что вы страдаете грехом осуждения священнослужителей. Тысячи верующих прочитали ваше письмо. И как вы думаете теперь загладить свой тяжкий грех? Знаете, что сказали Оптинские старцы Льву Толстому на его вопрос о прощении? Они ему приказали уничтожить все книги, где была ересь. Но книги-то уже разошлись по всему миру. Подумайте над этим. В вашем письме всюду чувствуется обычная женская гордость. «Воцерковлена я уже десять лет», – пишете вы. Десять лет – это ничто. Хвастаться этим не советую. И вся статья ваша носит скандальный характер. Это пишет православная женщина, которую святой апостол Павел призывает быть кроткой и молчаливой. Надо глубже понимать богословские статьи, а не сшибать вершки.

Епископ Марк – богослов. Это святая, девственная душа. Он монах, молитвенник, аскет. Знаете ли, как учат Святые отцы? Если кто из христиан, имея тысячи добродетелей, при этом осудит священника, погубит свою душу в аду! Даже мученичество за веру Господь не примет, если при жизни человек осуждал священника. Епископ Марк очень мудро пишет о том, как надо поступать в паломничестве при разных ситуациях, ничуть не отступая от канонов Церкви. В повседневной жизни уже другие правила. Для чистого всё чисто. В Ветхом Завете женщины почитались нечистыми в период менструации. В Новом Завете царствует любовь, которая выше обрядов. Везде епископ Марк советует брать благословление у духовника. Духовник может и не благословить ослабить пост во время паломничества или в «нечистоте» прикладываться ко святыне. Но вспомните, как кровоточивая женщина прикоснулась к Господу. Она была ведь в «нечистоте»! Скажете, это было исключение, она была больна. Паломничество на Св. землю – тоже исключение. И епископ Марк подчёркивает: именно молитвенное паломничество, когда и поесть некогда, а не туризм. Церковь не развалится, не беспокойтесь! Её глава – Христос Спаситель. А мы все члены. Есть слабые и сильные. Кого-то мы питаем сухарями, а кого-то ещё молочком.

О венчании. Епископ Марк верно привёл цитату апостола Павла, которую вы коверкаете. Именно, что верующая жена всей душой желает венчаться. Это её сердечная боль. Но неверующий муж не хочет. Силой его не заставишь. Он едва свою жену в храм-то отпускает, а вы говорите – венчаться. Мы, пастыри, сталкиваемся с тысячами ситуаций, и со всеми по одному шаблону поступать нельзя. Свою Кровь Господь пролил за кающихся грешников, а не для гордых праведников. Священник сам разберётся, кого ему причащать, а кого нет. Но если священник лишает причастия христианина при наличии у него паспорта или ИНН или к паломнику не оказывает любовь – это наша общая скорбь. Священник должен внимать голосу Патриарха.

Кстати, вы дошли и до Святейшего Патриарха, который ни разу не лобызался с Папой Римским. Патриарх говорит, что встреча с Папой невозможна по многим причинам. Мне довелось служить с Патриархом Алексием. От него исходит сильнейшая благодать и рекой слёзы льются из глаз. Не смейте осуждать Патриарха и предвзято о нём говорить, дабы Господь не взыскал с вас за это. Если у вас нет ИНН, паспорта, абортов, но при этом осуждаете Патриарха, вы можете погибнуть. Благодарите Бога, что Он даровал нам такого Патриарха. Это святой старец, исповедник. Сколько он терпит унижений от таких, как вы! И при этом прощает и любит, неся великий патриарший крест. Встаньте на его место, попробуйте! Вы, как дитя Русской Православной Церкви, должны всегда быть готовой умереть за него.

В наш безнравственный двадцать первый век стало модно осуждать священноначалие и оказывать на него давление. Одержимые грехом осуждения кричат: ИНН и паспорт – грех, священноначалия не надо, Распутин с Иваном Грозным – святые и прочее. Они-то и хотят развалить Церковь изнутри, они-то и есть волки хищные. Не ходите за ними и не гоняйтесь. Ко мне однажды подходит женщина и заявляет: «Я хочу исповедоваться только у такого священника, у которого нет ИНН». Вот этой женщине я отказал, хотя нет у меня ИНН, ибо она заранее осудила всё священство. И без ИНН можно легко в ад угодить. Сейчас люди начитались разных книжек и уже их не свернёшь. Вот о чём скорбеть надо. У нас на приходе ничего не сокращается – ни службы, ни таинства. Все всё вычитывают, постятся. Но что с того? Пост не добродетель, а упражнение. А конечный итог – любовь и себя почитать за сор земли. А осудить можно хоть кого. Бога порой даже осуждают. Господь говорит: «Пришёл Сын Человеческий, и ест и пьёт, друг мытарям и грешникам, и говорят, в Нём бес». Святой Иоанн Креститель жил в пустыне, не ел и не пил, и его осудили. Так и епископ Марк. Ведь он не касается догматов православной веры, которые нельзя изменять, он касается лишь Устава, где всегда есть приписка: «Аще изволит настоятель». Святителя Тихона тоже иподиакон осудил, когда тот благословил есть в гостях скоромное.

Больше всего бойтесь греха осуждения священников. В заключение приведу вам слова св. Иоанна Златоуста: «Знаете ли, кто есть священник? Ангел Господень… Поэтому кто почитает священника – тот почитает Христа» (беседа 7 на Евангелие от Матвея). И, соответственно, наоборот. Апостол Павел пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь» (Евр. 13, 17). Советую вам почитать поучения св. Иоанна Златоуста о грехе осуждения священства. И не делите священников на достойных и недостойных. Это дело Божие, а не ваше. Читая ваше письмо, складывается такое впечатление, что кто-то вас против воли подталкивает на скандал и спор. Вы знаете, кто этот «кто-то». Татиана – устроительница мира и добра. Оправдывайте же своё имя, украшайте себя смирением. А все те, кто сегодня гордо выступает против ИНН, они все будут поклонниками антихриста. Ибо отнимет у них Господь благодать бесстрашия за грех осуждения священноначалия и священства. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами.

С любовью во Христе, протоиерей Виктор (Конев).
п. Опарино, Вятская епархия

СРЕДНИЙ КЛАСС БЕДНОМУ НЕ ТОВАРИЩ

Уважаемые братия!

Давно хотел написать, так как ваши статьи честны, актуальны и (простите за похвалу) достаточно смелы. Перечитывал старые номера газеты «Вера» (подписку не оформляю уже несколько лет, а отдельные номера бывают в продаже в храме). Так вот, после прочтения статьи о Русском Соборе не написать уже не мог. К сожалению, я не имею материалов Собора, может быть, на нём приняты декларативные документы к руководству страны. Хотя вы правильно отметили, что «модернизировать мировоззрение чиновника» невозможно. Ситуация вроде бы тупиковая, но, по-моему, всё промыслительно. С высокой трибуны Собора прозвучало (в унисон нашему правительству и олигархам) сожаление о том, что у нас в стране нет среднего класса: это «стабилизация» на выборах (электорат), это дьявольское кредитование (движение финансовых потоков) и вроде что-то ещё – да, «требование Евросоюза». А почему никто не говорит о том, что происходит ещё большее расслоение общества, ещё большее обнищание бедных, а самое главное – сеяние вражды и ненависти, так как этот так называемый средний класс создаётся из чиновников всех мастей, небедных врачей и педагогов (учителями я их назвать не могу, да и нельзя, – Учитель у нас один). Вы можете со мной не согласиться насчёт педагогических работников. Вы бываете в сельской местности – поговорите с людьми, и всё поймёте.

Как, по-вашему, бедный крестьянин, с зарплатой 1,5-2 тысячи рублей, должен смотреть на богатых по сельским меркам педагогов, у которых два выходных (у колхозника – ни одного), каникулы, 100-процентная компенсация за дрова; кроме того, в 46 лет они уже получают пенсию (это покруче, чем у военных чинов, там или служи, или увольняйся) и при этом продолжают работать. А работа – в классе 3-5 учеников и в 14.00 уже идут на каблучках домой, к своему подсобному хозяйству. Я могу понять, что раньше – в первой половине XX века – сельская учительница приходила из школы поздно, с кучей тетрадок, ей некогда было заниматься огородом, тем более подсобным хозяйством, и ей совершенно справедливо привозили дрова и предоставляли другие льготы. Говорят, дипломированная молодёжь не идёт на село работать. Это не совсем так. Не пущают университетских пенсионеры с педучилищем за плечами. Совсем свежий пример: молодая девушка-филолог, выпускница педуниверситета, сама закончила эту, пока ещё среднюю, деревенскую школу – не взяли. «Корпоративная этика». И это не единичный случай. Про двух наших фельдшеров и писать нет желания. С любой простудой отправляют в поликлинику, за 30 км. Очередное резкое повышение зарплаты – до 10-13 тысяч – ничего не изменило в их подходе к пациентам.

Со всех трибун «мудрецы» всех мастей кричат (по требованию мирового правительства): создадим средний класс, повысим зарплаты бюджетникам! Олигархам эта возня «до лампочки», а как на это отреагирует бедный, не средний класс, никого (в том числе и Церковь – ведь казна в государстве одна) не волнует. Не проще ли было на ту сумму, которую истратили на повышение зарплат бюджетникам, увеличить детское пособие, ведь детки есть и у педагогов, и у врачей, и у госслужащих – жить бы стало полегче всем. Нам, к примеру, объявляют, что повысилась минимальная оплата труда, ну и что? Зачем лукавить, если это только очередное повышение зарплат госслужащим, так как их оклады напрямую зависят от «минималки». Желаю вам всяческих благ.

Президент заявил о первоочередной задаче борьбы с бедностью. Бедность на дорогах победили (дорогая автогражданка, дорогой бензин, высокий налог и т.д.). Осталось победить бедность в городах – но «процесс потихонечку пошёл». Я это утверждаю с полным основанием, так как мы с семьёй вынуждены были оставить городскую квартиру и уехать в деревню, потому что материально нам в городе не выжить – жена без диплома, зарплата 3-5 тысяч, я на инвалидности, пенсия меньше 3 тысяч, и дочке 6 лет. За небольшую плату в городе сдали квартиру, купили в деревне полдома и, слава Богу, третий год живём в сельской местности. Пока не голодаем. Плохо, что до ближайшей действующей церкви 30 км.

С уважением, р.Б.Анатолий.
д. Жёлны Кировской обл.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга