ВЕРТОГРАД

ФЕДОСЕЕВЦЫ

В московском издательстве «Архиодоксiя» вышел в свет уникальный труд известного вятского учёного и краеведа, кандидата культурологии, преподавателя кировского филиала МГЭИ В.К.Семибратова «Староверы федосеевцы Вятского края», посвящённый духовной культуре одного из малоизученных старообрядческих направлений. На примере одного из малоизученных старообрядческих направлений – федосеевского согласия – он исследовал духовную культуру всего старообрядчества Вятского края.

– Почему вас заинтересовали именно федосеевцы? – спросили мы автора.

– Так уж сложилось. Сам я родился на юге Кировской области, в селе Медовый Ключ, где исстари жили староверы. Были они и в моём роду, по материнской линии.С детства помню, как по соседству собирались старообрядцы на молитву – мужчины в белых русских рубахах, женщины в чёрных сарафанах. А потом, повзрослев, узнал, что в нашем Малмыжском районе находится столица вятских федосеевцев – село Старая Тушка. В Тушке жил Лука Арефьевич Гребнев, выдающаяся личность – книгопечатник и иконописец, собиратель древностей и сочинитель духовных стихов, учитель крюкового пения и литейщик медных складней. Это был талантливый русский крестьянин, дороживший духовным наследием своих предков. После революции его дважды «раскулачивали», в 1932 году послали куда-то на поселение, кажется, в Коми Республику. В Котласе на этапе он умер. Вот эта личность и вдохновила меня заниматься наследием федосеевцев.

– Материалы вы долго собирали?

– Почти 30 лет. Всё, что касается особенностей их иконописи, рукописных и печатных книг. Собирал и фольклор федосеевцев. К сожалению, книга напечатана очень маленьким тиражом – 220 экземпляров, так что уже стала библиографической редкостью. У моего сборника «Калина из медового ключа» со стихами о родном крае, который вышел вслед за «Староверами», и то больше тираж.

На презентации книги, которая проходила в областной научной библиотеке в день 45-летия Краеведческих четвергов, было сказано много добрых слов. Там же А.Н.Орлов, устроитель Вятского музея староверия, продемонстрировал экспонаты, полученные из среды вятских федосеевцев: подлинные лубки и редкие старопечатные книги, в том числе и изданный Л.А. Гребневым «Устав домашней молитвы». Староверческий музей только ещё создаётся, в нём будут представлены все согласия, поповские и беспоповские, и Орлов надеется на сотрудничество с теми, у кого сохранились древности. Идею музея поддержал и автор книги. Знать о старорусской культуре, сохранённой старообрядцами, следует и нам, православным.

М.СИЗОВ, Е.ФРОЛОВА

КРЕСТЬЯНИН-ПЕЧАТНИК

Из книги В.Семибратова «Староверы федосеевцы Вятского края»

Говоря о Луке Арефьевиче Гребневе, вятском книгопечатнике, современные авторы обычно не жалеют эпитетов для характеристики выдающегося деятеля старообрядчества, разнообразная деятельность которого отразила и состояние культуры вятского крестьянства в конце XIX – первой трети XX веков. Но интересна и просто судьба этого образованного крестьянина.

По семейному преданию, предки Гребневых пришли на Вятку с Беломорья. Лука родился в 1867 году в деревне Дергачи Уржумского уезда, в двух километрах от с.Русский Турек. По воспоминаниям его внучатой племянницы Е.А.Чекалкиной, он «был кроткий, молчаливой… С малых лет садил яблони, вишни, даже калины насадил, сад был очень большой. Очень был трудолюбив. В доме он имел для работ избу на верху на погребе. Там, я помню, на стенах и на потолке были нарисованы мадонны и Ангелы, красиво было посмотреть, разкрашены».

Живя в Дергачах, Л.А.Гребнев писал иконы, а также, по воспоминаниям его родственников, когда «ещё про ето в деревнях и не думали», «имел фотопарат, занимался фотографией». Интерес этот был связан и с тем, что с 1894 по 1898 годы он выпускал старообрядческие издания на гектографе, а потом открыл настоящую типографию, которую держал в тайне.

В 1906 году у супругов Гребневых родился сын Фома. Став взрослым, он, «человек очень одарённый, во всём помогал своему отцу, хорошо рисовал с натуры, переписывал рукописные книги, изящно разрисовывал вязью, был большим мастером формовочного дела».

В 1907 году Лука Арефьевич уехал в Москву, где стал помогать старопоморцам в устройстве типографии. Изготовленный им для нового заведения церковнославянский шрифт отличался, по мнению знатоков, «чёткостью и даже изяществом». Но сложные отношения с управляющим типографией заставили его уже через год вернуться на Вятку и поселиться с семьёй в деревне Старая Тушка. Там он построил две избы на общих сенях – в одной жили, а в другой работали.

Расположенное в глухой вятской глубинке заведение сразу же встало в один ряд с известными старообрядческими типографиями в Москве и Уральске, ни в чём не уступая им в качестве продукции и успешно выполняя общую задачу насыщения богослужебной и просветительской литературой общин ревнителей «древлего благочестия». В типографии было занято от 3 до 6 рабочих, причём все они были родственникам Гребнева. Наряду с типографией он завёл иконописную и литейную мастерские.

В 1911 году умерла супруга книгопечатника, и воспитание сына Фомы взяла на себя его не выходившая замуж сестра Прасковья. С приходом советской власти дарованная царским правительством свобода вероисповедания закончилась. 18 октября 1918 года начальник уездной милиции И.Г.Колотов увёз из Старой Тушки в Малмыж конфискованные печатные станки и шрифт гребневской типографии. Был арестован и книгопечатник. Вскоре его отпустили на свободу, однако аресты продолжались и в последующее время.

После конфискации типографии Гребнев с сыном и несколькими помощниками вплоть до 1929 года продолжал писать и отливать кресты и иконы. Из его мастерской выходили также колокольчики, шестерни для дрелей, медные втулки для тарантасов. По воспоминаниям З.М.Черезова, для лучшего освещения помещения в тёмное время в гребневском доме «к потолку были подвешены большие стеклянные шары на блоках, которые наливались водой и сбоку ставились лампы». Также Гребнев занимался садоводством и в голодный 1921 год многим помогал продуктами… никогда не требовал возврата, полагаясь на совесть.

В 1920-е гг. одним из ближайших друзей Л.А.Гребнева стал учитель А.И.Янкин – организатор приобретшего вскоре всероссийскую известность Новотушкинского музея местного края. Для «наиболее ценного и богато обставленного» старообрядческого отдела Л.А.Гребнев передал множество напечатанных им, а также собранных за долгие годы рукописных и старопечатных книг XVI–XVII веков (в том числе «Острожскую Библию» Ивана Фёдорова и «Псалтырь» Мамоничей).

Докладывая руководству Вятского губмузея, Янкин убедительно просил выдать «одному из видных добровольных сотрудников» музея охранную грамоту, чтобы его не трогали власти. Но в 1928 году Л.А.Гребнев был лишён избирательных прав, а в 1930 году, как говорится в уголовном деле, «окончательно раскулачен».

Отбирать у трудолюбивого крестьянина было что. Вот как характеризует хозяйство Л.А.Гребнева побывавший у него в 1928 году на экскурсии вместе с другими школьниками тогдашний второклассник Б.Г.Черезов: «Сначала Гребнев показал нам конюшню, где стоял тёмно-бурый с белыми ногами и лысиной красавец меринок... В саду запомнил я стройные стволы яблонь, побелены на одном уровне... Вверху угора была пасека в 20 ульев...» Черезов был и очевидцем «раскулачивания» Л.А.Гребнева, когда «из окон выбрасывали шрифт, охотники брали его для отливки и катания дроби. Не переплетёнными книгами оклеивали дома, чуланы, использовали для растопки». Конфискованных тогда книг оказалось до 15 возов.

Гребнева обвинили в участии «контр-революционной церковно-кулацкой группировки», которую он якобы возглавлял. Составляя обвинительное заключение, следователь подчеркнул карандашом слова из письма жившего «в Истонии» Г.Е.Фролова к Л.А.Гребневу о том, что «приближение идёт Страшного суда». Отрицая проведение нелегальных собраний, Гребнев признавался лишь в том, что «после моления-обедни иногда у нас решались вопросы чисто религиозно-церковного характера». Честно признавшись в личной убеждённости, «что коллективизация вредна для религии, так как там в колхозах люди разлагаются и большинство не верят в бога», Гребнев отказался подтвердить обвинения в призыве к народу «не подчиняться советской власти», а также что будто он говорил «монашкам… молитвенного дома о том, что Япония забрала Китай, а потом заберёт и Россию и что тогда кончится безбожное государство».

14 мая 1932 года Л.А.Гребнев вместе с единоверцами был осуждён Особой тройкой при ОГПУ Нижкрая на трёхлетнюю ссылку в Северный край, объединявший тогда Архангельскую, Вологодскую области и Республику Коми. По некоторым сведениям, он скончался на этапе в г.Котласе. Видимо, его похоронили там же, на кладбище Макариха.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга