ВЕРТОГРАД ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ 15 февраля – Сретение Господне Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы отмечаем праздник веры, веры человека, праведного Симеона, который много-много лет с надеждой и упованием ждал, когда исполнятся слова, реченные ему через Духа Святого о пришествии в мир Спасителя, дарующего всему человечеству жизнь вечную, и ему самому, Симеону, мудрому и очень старому человеку, который утомился уже от земной жизни, даст наконец разрешение умереть, отойти в иной мир. И увидеть не гадательно, как сквозь тусклое стекло, а явно, что жизнь прожита не бессмысленно, а со смыслом великим – вхождения в вечную жизнь, соединения с Богом; что всё злое, печальное, все болезни, несправедливости, которые за долгие годы пришлось ему перенести, тоже были не случайны, не было слепого случая, а всё было промыслительно послано Богом и ему самому, и всем людям для познания того, зачем человек живёт, для познания единения с Богом. Чего только не было, даже если посмотреть на последние годы жизни святого праведного Симеона, вокруг него. Первосвященники, фарисеи, совершенно извратившие веру, извратившие путь Божий, и саддукеи, которые просто были неверующими людьми, не веровали в Господа, атеисты – и всё это видел старец Симеон, и вера его не поколебалась. Его народ был порабощён язычниками, страна разделена на четыре части, люди, избранные тогда, которые должны были, по слову пророков, ждать Спасителя миру, Спасителя от зла, от грехов, от вечной смерти, ждали, по сути, какого-то бунтовщика, политического деятеля, который восстановил бы былую славу и могущество Израиля. Почти не осталось никого, кто истинно чаял истинного Мессию, но и это всеобщее помутнение умов не поколебало веры святого праведного Симеона. Почему? В Евангелии говорится об этом. Потому что Дух Божий был с ним, он жил с Богом. Ещё до сретения, до встречи с Воплотившимся Богом Господом Иисусом Христом он предстоял перед Богом, подобно древним ветхозаветным пророкам, подобно пророку Еноху, о котором сказано в Писании, что он ходил пред Богом, и это вменилось ему в праведность, и он живым был взят на небо. А вокруг него, и мы к этому, Бог даст, ещё вернёмся, вера и общение с Живым Богом были заменены фарисеями на религиозную идеологию. Общение с Богом всё дальше и дальше отходило от людей, даже когда Воплотившийся Бог Сам пришёл на землю для того, чтобы возродить это живое общение с Живым Богом, то для так называемой религиозной идеологии, в которую уверовали и которой жили фарисеи и саддукеи, Живой Бог был совершенно не нужен, и они Его распяли, хотя знали, Кто перед ними. Сегодня праздник великих обетований Божиих, сегодня праздник исполнения терпения всех верующих в Бога людей, сегодня праздник правды Божией, которая пусть не открывается сразу перед нами, но для нас же полезно, чтобы мы долготерпели с твёрдым упованием на Спасителя, на всё то, что сказано в Священном Писании, и не колебались сердцем. И не только в древние времена суета, беспорядочность мира, разного рода религиозные и политические увлечения не колебали истинно верующую душу, какова была душа старца Симеона, но и в более позднее время и в наше время. Я приведу вам три примера, как люди перед концом своей жизни дожидались этого обещания Божия и с миром исходили из этой жизни в жизнь вечную. В феврале мы вспоминали день смерти великой подвижницы, недавно умершей схимонахини Маргариты, последней дивеевской монахини. А мы все её звали Фрося, и она себя так называла – Фрося, хотя была схимницей и скончалась, когда ей было за 90 лет. Никогда она не кичилась своим монашеством, хотя была монахиней с 15 лет, послушницей ещё того Дивеевского монастыря. Она прошла, с нашей точки зрения, тяжелейшую жизнь – лагеря, ссылки, бездомное существование, изгнание из монастыря, поругание мощей преподобного Серафима Саровского на глазах её было, разорение Дивеевской обители, торжество безбожия. Было и более страшное – монахи и священники снимали с себя сан, говорили: «Мы не веруем в Бога, если такое происходит», – и уходили жить в мир. Не мы им судьи, но было и такое. А схимонахиня Маргарита твёрдо веровала в обетование своих духовных отцов и матерей, которые говорили, что снова возродится Дивеево и последняя монахиня, одна из дивеевских послушниц, доживёт до этого дня, встретит мощи преподобного Серафима Саровского, которые архиереи и дивеевские сёстры на своих руках принесут в Дивеево, где будут воссозданы огромные храмы. А одна из дивеевских сестёр должна будет сохранить святыни, оставшиеся от преподобного Серафима: горшочек, в котором он варил сныть, траву, когда постился на дальней пустыньке, епитрахиль, поручи, рукавицы. А ещё свечу, которую последняя дивеевская монахиня возжжёт перед входом в храм, когда будут вносить в дивеевский храм мощи преподобного Серафима. Когда девочка, пятнадцатилетняя Фрося, слышала эти обетования ещё в начале XX века, конечно же, она даже не думала о том, что это ей придётся всё – и сохранить, и испытать, и возжечь эту свечу, и встречать мощи преподобного Серафима. Но и за двадцать лет до своей смерти, до того как всё это свершилось, о чём я говорил, ни на секунду не сомневалась она в этих обетованиях. Казалось бы, как можно было в это поверить? Вокруг была закрытая зона, рядом из города Сарова сделали город Арзамас-16, в котором производили ядерное оружие, посторонних людей не пускали в Дивеево, разорены были все храмы Дивеевского монастыря, даже маленького приходского храма не разрешали построить. Тайно монахи приезжали в Дивеево, спрятав бороды в воротниках и шарфах, везя на груди Святые Дары, чтобы тайно на Овражной улице, невдалеке от Дивеево, где жили эти монахини, тихо причастить их и тихонечко уехать, потому что даже за это, казалось бы, в недалёкие 80-е годы хватали монахов, заключали их в тюрьмы, пусть ненадолго, не на такие сроки, как провела в тюрьме сама матушка Фрося, схимонахиня Маргарита, но всё же. И вот – а мне довелось великое счастье общаться с ней много лет – в эти тяжелейшие годы ни на минуту не сомневалась она в том, что всё это произойдёт, показывала свечку, которую возжжёт последняя монахиня (а тогда ещё жило несколько монахинь – и в Муроме, и в Арзамасе, и в Дивееве), у неё и даже в мыслях не было, что это будет она, она была всего лишь хранительница этих святынь. И вот произошло то, что мы все знаем: паче всякого чаяния разрешили открыть Дивеевский монастырь, бурно стала отстраиваться и приводиться в порядок обитель, и схимонахиня Маргарита дожила до этого обетованного ей дня, когда она, уже немощная, в схиме (скрывала она эту схиму, называла себя «я просто Фрося», а была великая подвижница, прозорливая), уже передав вещи преподобного Серафима в монастырь, а сама стояла с этой изготовленной почти сто лет назад свечой, возжегши её, и встречала мощи преподобного Серафима, которые нёс Патриарх в храм дивеевский, а с ним архиереи и сёстры возрождённой Дивеевской обители. Духовно очень близок к Дивеевскому монастырю и женскому монашеству был великий подвижник, исповедничество и мученичество которого проходило на Большой Лубянке в 30-е годы. Здесь, в одном из этих зданий, поблизости был заключён архиепископ Арсений (Стадницкий), который, до того как его заключили в казематы Лубянки, довольно скептически относился к тому, что же произойдёт с Русской Церковью, – надеялся, веровал, но не знал наверняка. А тогда, незадолго до смерти, после страшных пыток и унижений, он был на последнем допросе. И мы читаем протокол этого допроса: вдруг он говорит мирно и спокойно, совершенно не имея зла к тем людям, которые были перед ним (это был, кажется, 1938 год – всё уже, безбожная пятилетка объявлена, сказано, что все храмы в России будут уничтожены и вера сама будет уничтожена, всех последних священников забирали и расстреливали): «А я знаю, что придёт время, когда сам народ уничтожит безбожную власть на Руси, возродятся храмы, монастыри, а самое главное – возродится вера и возродится путь людей от смерти к жизни вечной. Ни на йоту в этом не сомневаюсь». Сказал он это после пыток, после страшных застенков, перед неминуемой смертью – ему это было совершенно ясно и объявлено об этом. Это обетование, судя по всему (мы можем предположить с огромной степенью вероятности), от Духа Святого он получил за своё исповедничество здесь, в тюрьме, и исповедовал это пусть даже перед людьми, не верившими ему, недоброжелателями, но которые занесли это в свои документы, а документы эти попали уже к нам, сегодняшним людям, и для укрепления нашей веры услышали мы голос архиепископа Арсения (Стадницкого) из 1938 года. И у нас на памяти тоже подобный случай исполнения обетования человека по вере, непреклонной вере человека в Господа, что бы ни было в жизни, какие бы тяжёлые и страшные события ни приключались. Любовь Тимофеевна Чередова, многие помнят, последняя духовная дочь священномученика Илариона (Троицкого), она дожила до наших дней, приходила иногда к нам. Мы её привозили на машине, ставили здесь стульчик, и она сидела, потому что ей было 102 года. Так вот, после смерти священномученика Илариона, а было это в 1929 году, Любовь Тимофеевна, тогда ещё молодая женщина, ни на секунду не сомневалась, что доживёт до возрождения Церкви и прославления в лике святых своего духовного отца, священномученика Илариона (Троицкого). Когда встала речь о канонизации священномученика Илариона, она была уже в очень и очень преклонных летах и тяжело болела, каждый день могли ждать её смерти. Но так получилось, что вопрос о канонизации и вся подготовка канонизации заняли довольно долгое время – почти три года. Любовь Тимофеевна уже лежала и не вставала, врачи поражались, что она ещё жива, а она говорила только одно: «Не беспокойтесь, я не умру до тех пор, пока не узнаю, что принято решение о канонизации священномученика Илариона». В полной уверенности говорила она. И вот когда в последний раз мне довелось причащать её дома, я приехал с радостным известием о том, что Святейшим Патриархом и Синодом принято решение о канонизации священномученика Илариона. И когда мы читали после причастия полагающиеся молитвы, в них была и молитва старца Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего...». И мы все поняли, что сейчас произошло подобное тому, что произошло тогда в Иерусалимском храме. Она умерла в ночь, а через три дня, когда на Синоде уже официально принималось решение о канонизации, мы здесь отпевали Любовь Тимофеевну в малом приделе. И, кстати сказать, удивительно, священномученик Иларион не был ещё прославлен, но мы дерзнули и нарисовали на столбце царских врат его икону, но не подписали, нельзя было ещё – позже, после прославления подписали. Это был, наверное, единственный храм во всей России, где была икона священномученика Илариона. И она во гробе лежала (мы всегда ставим гроб в этом приделе, ничего нарочитого в этом не было) прямо перед святым изображением своего духовного отца. Когда я позвонил из Синода с радостным известием, что всё решено и официально всё подтверждено, то, пока говорил по телефону, слышал переборы на колокольне: в это время Любовь Тимофеевну обносили вокруг храма, прежде чем вынести её из монастыря. Вот такие глубокие примеры и в наше время твёрдого упования на Бога являет нам Господь, «человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй». Конечно же, мы можем только молиться и просить у Господа, чтобы и наша вера молитвами таких людей была укреплена и наше упование на Господа никогда не могло бы поколебаться никакими несчастьями, никаким злом, никакими клеветами, никакими ветрами, чтобы мы с чистой совестью, вслед за святым праведным Симеоном и всеми уповающими на Господа, могли сказать с благодарностью, что Господь отпускает нас в вечный путь с этой земли: «Ныне отпущаеши раба Твоего...» Архимандрит Тихон (Шевкунов) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга | |