ХРОНОГРАФ

КОСОВО И НАШЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

В эти февральские дни о ситуации с Косово невозможно смолчать. Как сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «это историческое событие – в том смысле, что мы будем отсчитывать историю Европы и мира до Косово и после Косово». А писать тяжко, как бывает всякий раз, когда сталкиваешься с вопиющей несправедливостью. Тем более, когда удар нанесён по православию.

«Так называемое признание Косово должно стать последним пунктом, когда православная цивилизация отступает. Отступать некуда, позади Москва – Третий Рим», – заявил председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев. Сказано сильно, можно сказать красиво. Действительно, сегодня, пожалуй, все понимают, что Косово «проиграно». Вот только как не отступить под давлением извне дальше, если и в своей стране мы частенько отступаем, не умея достучаться до сердец сограждан? Очевидно, у нас нет иного способа превратить поражение в победу, кроме как извлечь из него уроки.

Волна, пущенная в эти дни российскими средствами массовой информации, до удивления похожа на ту, что была во время НАТОвской бомбардировки Сербии в 1999 году. Те же прямые трансляции с «живыми» шумами, те же бурные ток-шоу, многочисленные комментарии генералов и политиков. Только в этот раз не испытываешь того ужасного стыда, который был в 99-м. Нельзя не согласиться с протоиереем Дмитрием Смирновым, сказавшим на днях: «Я приветствую столь твёрдое и последовательное проявление воли во внешней политике, особенно по сравнению с позорной позицией 1990-х годов. Сегодня я рад, что я русский, и за Россию мне радостно, несмотря на весь трагизм ситуации в Косово».

Очевидно, что твёрдая позиция России объясняется не только тем, что мы солидаризируемся с братским народом. Задет глубинный интерес нашей страны: ведь мы сейчас более всего заинтересованы в спокойном развитии сотрудничества со всеми, чтобы наращивать народонаселение, экономику, науку, не тратя сил на вооружение и противостояние. А нас подталкивают к этому. И тогда, в 90-х, мы нуждались в спокойствии не меньше. Но нами владела иллюзия, будто удастся потихоньку «отсидеться» в уголке, пусть и совершив маленькое предательство. Но оказывается, за иудин грех только человек отвечает на Суде Божьем, народы же отвечают за свои дела в земной истории, и, как выясняется, призвать к ответу история может очень скоро, даже при жизни одного поколения. Теперь, когда нам нужны сильные союзники, их не осталось. Зато «они» уже провели «генеральную репетицию». Вот что сказал о ситуации с Косово известный московский протоиерей Александр Салтыков, «это один из этапов апокалиптического действа, шаг на пути к созданию мирового государства. Конечно, Россия должна помогать своим братьям, защищать слабых. А в данном случае это также связано и со стратегическими интересами нашего государства. И мне очевидно, что главной целью для Запада является именно Россия». Собственно, об этом писали мы (и не только мы) ещё во время бомбардировок Югославии. Да теперь всем ясно: если в своём разрушительном раже американцы в Азии могут ещё попытаться расчленить и ослабить Китай, то в Европе больше нет балканского «буфера» между ними и нами.

И второй урок: «отсидеться» нам не дано. Может быть, кто-то вспоминает сказанные графом Столыпиным сто лет назад слова о необходимости для России 10 лет спокойной жизни – и делает из этого вывод о том, что России не следует влезать во «внешние» дела. Теперь понятно: если мы забываем своевременно решать проблемы за нашими рубежами, они становятся нашей «внутренней» головной болью.

Любое самостоятельное государство не может отстаивать только свои интересы – оно должно утверждать ценности. В чём только не обвиняли православную общественность, когда та твердила, что Россия не может существовать без идеологии, основанной на ценностях православия. В том числе в международных отношениях. Теперь, когда западный либерализм и «демократия» показали свои клыки, из чего выбирать? Если Россия не возьмёт на себя бремя «удерживающего» в православной цивилизации, спасти её будет просто некому. Да ту же Европу, которая нам по-прежнему, как и во времена Достоевского, дорога, кто отрезвит в её попытках совершить суицид? Ведь решение признать незаконнорождённое дитя Америки – Косово – бьёт в первую руку по самим европейцам. Налицо болезнь организма с ослабленным иммунитетом. Тут главное: помогая по мере сил, держаться от больного на расстоянии, чтоб самому хворь не подхватить. Давайте дружить с милыми европейцами, а со старушкой-Европой довольно просто сотрудничать – и уж ни в коем случае не надеяться на неё и не обольщаться на её счёт.

Знакомясь с реакцией сербских политиков на произошедшее, я удивлялся: все как один они говорили о предательстве Европы. Словно они заключили какой-то неведомый пакт с ней, и вот теперь он был вероломно разорван. И это почти так: в последние десятилетия ориентированная на Запад верхушка Югославии, забыв, что является частью восточно-христианской цивилизации, всё глубже обольщалась европейским благополучием, всё больше хотела походить на Германию и Швейцарию. И даже бомбардировки не сумели отрезвить прозападную часть элиты этой многострадальной страны.

Рядовые сербы, надо заметить, никогда особо и не обольщались. «Сербы спокойны, на удивление спокойны, – сообщает корреспондент, проехавший по сербским анклавам в Косово. – Все понимают, что творится величайшее беззаконие: у Сербии вырывают её сердце – землю, обагрённую кровью и политую слезами многих поколений их предков, землю, название которой говорит само за себя – Метохия, что переводится как “церковная земля”. Люди давно поняли, что у них есть одна надежда – Бог».

Думается, именно глубинное народное мирочувствование выразил в заявлении по поводу ситуации в Косово Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви. В нём сказано:

«Из многовекового опыта Церкви мы знаем, что любое насилие завершается гибелью насильника, а из народной мудрости – что всякая сила временна и только Божья вечна. Также мы бесчисленное количество раз уверялись в милости и любви Божьей к сербам и всем правдолюбивым народам. События последних дней и слова апостола Павла – «Кого Бог любит, того и наказывает» – это подтверждают. В этой беде Бог снова относится к нам с любовью, ибо, коснувшись наших сердец страданием, Он только воспламенит любовь нашего народа к Косово и Метохии и к святому косовскому завету.

Самое важное то, что мы крепко верим, что Господь наш Иисус Христос с нами. Лишь бы мы и дальше были с Ним, ибо это единственное, благодаря чему можно претерпеть плевки, розги, пощёчины и крест, – воскреснем и будем жить в свободе, ибо жив Бог наш и жива будет душа наша!.. Всегда в сердцах наших да звучат непобедимые слова Бога истинного: «Претерпевший до конца спасён будет!»

И тут нам есть чему поучиться. Потому что поражения и отступления впереди у нас, думаю, ещё будут. Важно не это, а то, сумеем ли мы выйти из них с минимальными потерями – сможем ли подняться и продолжить путь.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга